Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Насколько я толерантная личность

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В одном из экспериментальных исследований выявлялась способность к эмпатии у толерантных и интолерантных студентов. В течение 20 минут студенты одного пола и возраста беседовали на разные темы друг с другом наедине. Каждый формировал свое представление о собеседнике. После беседы экспериментатор просил студентов заполнить опросник, выявляющий степень толерантности, за своего собеседника… Читать ещё >

Насколько я толерантная личность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Цели:

  • — ознакомить учащихся с основными чертами толерантной личности;
  • — дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности.
  • * Упражнение «Давайте говорить друг другу комплименты»

Предполагается, что участвующие в занятии уже достаточно знакомы, поэтому могут выполнить это упражнение. Варианты:

  • 1. Участники двигаются хаотично, по сигналу ведущего они останавливаются и говорят рядом стоящему взаимные комплименты (по поводу внешности, личных качеств и т. д.) По новому сигналу ведущего движение возобновляется. Упражнение продолжается до тех пор, пока все участники не получат в свой адрес комплименты.
  • 2. Каждый участник получают по 5 бумажных цветков. На цветках пишутся комплименты, цветы вручаются любым пяти членам группы по желанию. Так формируются букеты. Задача ведущего отслеживать, чтобы никто из группы не остался без цветов.
  • * Упражнение «Лукошко»

Учащимся выдаются любые заготовки с изображением даров леса (грибы, шишки, ягоды, цветы и т. д.) или просто одинаковые полоски бумаги, на которых пишутся положительные качества личности. Ведущий обходит всех по кругу и собирает в «лукошко» эти листочки. Затем вывешивает их на доску (повторяющиеся черты личности откладываются).

Упражнение «Черты толерантной личности».

Из полученного списка учащиеся выделяют черты толерантной личности (7−10). Затем им предлагается сравнить этот список со списком в заранее заготовленном бланке (см. приложение 1). В ходе обсуждения список корректируется.

После этого все работают индивидуально. Каждый во вновь полученном списке напротив каждой черты ставит баллы от 0 до 5, в зависимости от того, насколько она у него выражена.

Далее ведущий заполняет бланк на доске. Для этого он просит поднять руки тех, кто отметил максимальный балл напротив первого качества личности и т. д. по списку (можно посчитать и среднее арифметическое). Таким образом составляется список качеств толерантной личности с точки зрения участвовавших занятии. В него включаются 5 — 7 качеств, набравших наибольшее количество баллов.

Ребята сравнивают этот список со своим.

На следующем этапе выполнения упражнения (этот этап можно не проводить) начинаются «торги», в ходе которых каждый может «поменяться» с товарищем баллами, соответствующими разным качествам. Например, в числе качеств, попавших в список, имеются «чувство юмора» и «доброжелательность». В личном списке А. чувство юмора получило 5 баллов, а доброжелательность — 0 баллов. В личном списке Б. доброжелательность — 5 баллов, а чувство юмора — 1 балл. Если А. и Б. придут к согласию, А. может передать Б. 2 балла «чувства юмора» (у него останется 3 балла на это качество), взамен может получить 2 балла «доброжелательности». Естественно, один человек может «поменяться» качествами не один раз. Стоит только ограничить торги по времени, выделив на них, например, 5 минут.

Работа с текстом Упражнение проводится в малых группах (главное условие: количество человек должно соответствовать количеству групп; исходя из этого, текст делится на столько же частей).

Например, число групп, членов в группе и соответственно частей текста — 4.

На первом этапе участники собираются в основные группы, делятся по номерам, получают свою часть текста и расходятся по экспертным группам На втором этапе «эксперты» изучают и обсуждают информацию. Их задача принести в свою основную группу информацию в более точной, но краткой форме.

На третьем этапе идет обмен информацией в основных группах.

На четвертом этапе группы отвечают на контрольные вопросы ведущего.

В данном случае учащимся предлагается текст на тему «Чем отличается толерантная и интолерантная личность» (см. приложение 2), поэтому вопросы могут быть следующими:

  • — Какие качества присущи толерантной личности?
  • — Какие качества характерны для интолерантной личности?
  • — Согласны ли вы с текстом? Если нет, то в чем?
  • — Каковы, на ваш взгляд, условия, необходимые для формирования толерантной личности?

Приложение 1

Черты толерантной личности

  • 1. Любознательность
  • 2. Способность к сопереживанию
  • 3. Расположенность к другим
  • 4. Терпение
  • 5. Снисходительность
  • 6. Гуманизм
  • 7. Умение слушать
  • 8. Чувство юмора
  • 9. Чуткость
  • 10. Доверие
  • 11. Умение владеть собой
  • 12. Доброжелательность
  • 13. Терпимость к различиям

Приложение 2

Чем отличается толерантная личность от интолерантной (по работам Г. Оллпорта См. в кн.: «Жить в мире с собой другими», М., 2001.).

Деление людей на толерантных и интолерантных является достаточно условным. Крайние позиции встречаются довольно редко. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Тем не менее, склонность вести себя толерантно или интолерантно может стать устойчивой личностной чертой, что и позволяет проводить различия между толерантной и интолерантной личностями и характеризовать их.

  • 1. Знание самого себя. Психологи обнаружили, что у толерантной личности значительно больший разрыв между «Я-идеальным» (то есть, представлением о том, каким бы я хотел стать) и «Я-реальным» (представление о том, какой я есть), чем у интолерантного человека (у которого «Я-идеальное» и «Я-реальное» практически совпадают). Толерантные люди больше знают о своих достоинствах и недостатках, поэтому менее удовлетворены собой. Относясь критично к себе, они не стремятся во всех своих бедах обвинять окружающих. В связи с этим потенциал для саморазвития у них выше. Интолерантный человек замечает у себя достоинств больше, чем недостатков, поэтому во всех проблемах склонен обвинять окружающих.
  • 2. Защищенность. Интолерантному человеку трудно жить в согласии как с самим собой, так и с другими людьми. Он опасается своего социального окружения и даже себя, своих инстинктов. Над ним как бы нависает ощущение постоянной угрозы. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности. Поэтому не стремится защищаться от других людей и групп. Отсутствие угрозы или убежденность, что с ней можно справиться — важное условие формирования толерантной личности.
  • 3. Ответственность. Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят. Он не властен над судьбой. Он убежден, например, что многие вещи объясняет астрология. Ему легче думать, что что-то совершается с ним, а не им. Толерантные люди, напротив, убеждены, что судьба зависит не от расположения звезд, а от них самих. Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они несут ее сами. Интолерантные стремятся снять с себя ответственность за то, что происходит с ними и вокруг них. Эта особенность связана со стремлением во всем обвинять других лежит в основе формирования предрассудков в отношении других групп — не я ненавижу и причиняю вред другим, это они ненавидят и причиняют вред мне.
  • 4. Потребность в определенности. Интолерантные личности делят мир на две части — черное и белое. Для них не существует полутонов, есть только два сорта людей — плохие и хорошие, только один правильный путь в жизни. Они делают акцент на различиях между «своей» и «чужой» группами. Они не могут относиться к чему-то нейтрально, все происходящее либо одобряют, либо нет. Толерантный человек, напротив, признает мир, в его многообразии и готов выслушать любую точку зрения.
  • 5. Ориентация на себя — ориентация на других. Обнаружилось, что толерантная личность больше ориентирована на себя в работе, в фантазиях, творческом процессе, теоретических размышлениях. В проблемных ситуациях толерантные люди склонны винить себя, а не окружающих. Такие люди стремятся к личностной независимости больше, чем к принадлежности внешним институтам и авторитетам, так как им не нужно за кем-то прятаться. Исследования психологов показали, стремление принадлежать к общественным институтам у интолерантных людей выражено значительно сильнее, чем, у толерантных. Многие исследования обнаруживают положительную связь между существованием у человека предрассудков и высоким «патриотизмом». Была показана связь между национализмом и ненавистью к меньшинствам в нацистской Германии.
  • 6. Приверженность к порядку. Психологи обнаружили, что интолерантный человек чересчур большое значение придает чистоплотности, хорошим манерам, вежливости. Для него важно, чтобы во всем был порядок. Для толерантных людей эти качества не представляют такой большой ценности и отходят на второй план.

Нацисты чрезвычайно важную роль отводили добродетели. Гитлер проповедовал аскетизм. В соответствии с нацистскими убеждениями вся жизнь человека должна протекать согласно протоколу. Другие же народы постоянно упрекали в непорядочности, аморальности, нечистоплотности.

Интолерантный человек не только любит порядок вообще, он особенно любит социальный порядок. В своем стремлении при надлежать партии, национальности, группировке он находит безопасность и определенность, в которых он так нуждается. Эта принадлежность дает ему защиту от постоянного беспокойства.

7. Способность к эмпатии. Способность к эмпатии определяется как социальная чувствительность, умение давать верные суждения о других людях.

Что является основой эмпатических способностей, точно не определено. Возможно, это продукт благоприятной семейной атмосферы, развитых эстетически и этических чувств, высоких социальных ценностей.

В одном из экспериментальных исследований выявлялась способность к эмпатии у толерантных и интолерантных студентов. В течение 20 минут студенты одного пола и возраста беседовали на разные темы друг с другом наедине. Каждый формировал свое представление о собеседнике. После беседы экспериментатор просил студентов заполнить опросник, выявляющий степень толерантности, за своего собеседника. Оказалось, что интолерантные студенты оценивали своих партнеров по эксперименту подобно своим собственным убеждениям, Т. е. они выглядели в их глазах более интолерантными, чем были на самом деле. Толерантные студенты оказались точнее в своих суждениях о людях — они более адекватно оценивали как толерантных, так и интолерантных собеседников.

  • 8. Чувство юмора. Чувство юмора и способность посмеяться над собой — важная черта толерантной личности. У того, кто может посмеяться над собой, меньше потребность чувствовать превосходство над другими.
  • 9. Авторитаризм. Для интолерантной личности чрезвычайно важна общественная иерархия. Когда американских студентов просили назвать людей, которых они считают великими, интолерантные назвали имена лидеров, имевших контроль и власть над другими (Наполеон, Бисмарк), в то время как для толерантных свойственно называть артистов, ученых (Чаплин, Эйнштейн). Интолерантную личность устраивает жизнь в упорядоченном, авторитарном обществе с сильной властью. Интолерантной человек считает, что внешняя дисциплина чрезвычайно важна. Толерантный человек предпочитает жить в свободном, демократическом обществе.

Таким образом, выделяются два пути развития личности: толерантный и интолерантный. Интолерантный путь характеризуется представление о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружение, ощущением нависшей угрозы, потребностью в порядке, желанием сильной власти. Другой путь — путь человека свободного, хорошо знающего себя и поэтому признающего других. Хорошее отношение к себе сосуществует с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой