Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Введение. 
Особенности межличностных отношений детей с задержкой психического развития

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Общение — необходимое условие психологического развития ребенка с ЗПР и играет центральную роль в становлении личности ребенка, а также его социализации. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, появления и развития начал коллективных и дружеских взаимоотношений. Изучением межличностных отношений дошкольников с ЗПР занимались такие ученые, как И. А. Коробейников… Читать ещё >

Введение. Особенности межличностных отношений детей с задержкой психического развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

задержка психический развитие музыкальный Проблема обучения и развития детей с задержкой психического развития (ЗПР) является актуальной на современном этапе развития коррекционной педагогики. Термин «задержка психического развития» предложен Г. Е. Сухаревой [4]. Исследуемое нарушение характеризуется, прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми отклонениями в познавательной деятельности, с тенденцией к компенсации и обратному развитию.

Данная работа касается сферы межличностных отношений со сверстниками дошкольников с ЗПР. Вопрос межличностных отношений рассматривался учеными: В. А. Сухарев, А. В. Петровский, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, Л. Я. Коломинский, Г. М. Андреева, В. Н. Куницын и многих других.

Общение — необходимое условие психологического развития ребенка с ЗПР и играет центральную роль в становлении личности ребенка, а также его социализации. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, появления и развития начал коллективных и дружеских взаимоотношений. Изучением межличностных отношений дошкольников с ЗПР занимались такие ученые, как И. А. Коробейников, Н. В. Новикова, Л. В. Кузнецова, Е. В. Васильева, О. К. Агавелян, Т. З. Стерина, И. Ф. Марковская, И. А. Конева и другие. Для детей с ЗПР сверстник не является значимым объектом общения. Старшие дошкольники безразличны к оценкам сверстников, у них нет желания в общении с ровесниками (В.Б. Никишина) [43].

Исследования проблем ребенка с ЗПР указывают на необходимость специальных мер по коррекции данного нарушения (С.Г. Шевченко, Е.Р. Смирнова)[50].

Особый интерес вызывает музыкальное воспитание в качестве коррекции навыков общения дошкольников с ЗПР. Музыкальное воспитание — это целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия музыкального искусства — формирование интересов, потребностей, эстетического отношения к личности.

Коррекционные возможности музыки обладает большим психотерапевтическим и коррекционно-развивающим потенциалом (И.Ю. Левченко, Е. А. Медведева, Дж. Элвин и др.).

Теоретический анализ специальной литературы позволил познакомиться с достижениями в области музыкального воспитания, выявить эффективные методы и приемы работы, опираясь на опыт таких педагогов и психологов, как Н. А. Ветлугина, Г. А. Шанских, А. Н. Леонтьев, Б. М. Теплов Жак-Далькроз Эмиль, А. В. Запорожец, Т. А. Маркова, Н. А. Метлов, Е. В. Назайкинский, Н. Д. Орлова, О. П. Радынова, и др.

Всё же проблема межличностных отношений дошкольников с ЗПР крайне мало изучена, во многих исследованиях, посвященных вопросу задержки психического развития, межличностные взаимоотношения детей не ставились как самостоятельная педагогическая проблема.

Кроме того, возможность коррекции межличностных отношений детей с ЗПР с помощью музыкального воспитания не так часто используется на практике. Этим и обуславливается актуальность данной работы.

Гипотеза — предполагаем, что дети с ЗПР имеют особенности межличностных отношений, преодоление которых будет эффективным при использовании музыкального воспитания.

Цель исследования — выявить особенности межличностных отношений детей с ЗПР и наметить пути коррекционной работы по развитию межличностного общения данной группы детей с помощью музыкального воспитания.

Объект исследования — особенности межличностных отношений детей с ЗПР.

Предмет исследованияпроцесс развития межличностных отношений дошкольников с ЗПР на основе музыкального воспитания.

Субъект исследования — дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Задачи исследования:

Выявить особенности межличностных отношений у детей с ЗПР.

Развить коммуникативную деятельность детей с ЗПР в процессе музыкального воспитания.

Методы исследования:

Анализ специальной литературы по проблеме исследования;

Подбор диагностических методик, направленных на выявление особенностей межличностных отношений детей с задержкой психического развития;

Изучение и анализ медицинской и психолого-педагогической документации;

Проведение педагогического эксперимента;

Обобщение и анализ полученных результатов.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что коррекционно-педагогическая работа, основанная на использовании музыкального воспитания, направлена на повышение уровня развития двигательных функций, коммуникативной сферы детей с задержкой психического развития, может представлять интерес для практических работников: дефектологов, воспитателей, работающих с детьми, имеющими задержку психического развития, а также для родителей этих детей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой