Технологический подход и специфика его реализации в системе современного образования
Внедрение технологий воспитания и обучения в практику стимулировало теоретическую разработку проблемы технологического подхода в учебно-воспитательном процессе (В.П. Беспалько, А. А. Вербицкий, М. В. Кларин, М. Кларк, М. И. Махмутов, М. А. Чошанов, Ф. Янушевич и др.). Были сформулированы главные признаки технологизации учебно-воспитательного процесса: стандартизация, унификация в системе… Читать ещё >
Технологический подход и специфика его реализации в системе современного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
образование учебный технологический Как известно, новое время диктует новые условия. Во всех сферах общественной жизни сегодня происходят перемены, поэтому и системы образования развитых стран мира претерпевают кардинальные изменения. Знаменитая триада «знания — умения — навыки» не является больше приоритетной целью образования. Формируется новый педагогический менталитет: меняется содержание образования, методы обучения, стиль общения педагога и учащегося. Важно научить ребенка самостоятельно получать информацию, развить у него творческие способности, а выпускнику необходимо овладеть ключевыми компетентностями.
Кроме того, поиски ответов не только на вопросы «чему учить?», «зачем учить?», «как учить?», но и на вопрос «как учить результативно?» привели ученых и практиков к попыткам «технологизировать» учебный процесс, т. е. превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом, в связи с чем, в педагогике появилось направление — технологический подход и связанные с ним педагогические технологии.
Технологический подход к обучению предусматривает точное инструментальное управление учебным процессом и достаточно гарантированное достижение поставленных учебных целей.
Технологический подход к обучению ставит своей целью сконструировать учебный процесс, исходя из заданных установок (социальный заказ, образовательные ориентиры, цели и содержание обучения).
Этапы такого конструирования следующие: постановка целей и их максимальное уточнение с ориентацией на достижение результатов (этому этапу отводится первостепенное значение); подготовка учебных материалов и организация всего хода обучения в соответствии с образовательными целями; оценка текущих результатов, коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей; заключительная оценка результатов.
Применительно к деятельности учителя технологический подход означает владение способами конструирования учебного процесса на основе четкого упорядочения целевых установок; смысл такого конструирования — более высокий результат, достигаемый быстрее и с меньшими затратами, чем раньше.
Различают технологический подход к обучению: а) в узком смысле слова — конструирование учебного процесса на основе упорядочения целей обучения; б) в широком смысле слова — особую организацию обучения, при которой главным является четкая постановка целей обучения и последовательные процедуры их достижения.
Технологический подход открывает новые возможности для концептуального и проектировочного освоения различных областей и аспектов образовательной, педагогической действительности; он позволяет:
- — с большей определённостью предсказывать результаты и управлять педагогическими процессами;
- — анализировать и систематизировать на научной основе имеющийся практический опыт и его использование;
- — комплексно решать образовательные и социально-воспитательные проблемы;
- — обеспечивать благоприятные условия для развития личности;
- — уменьшать эффект влияния неблагоприятных обстоятельств на человека;
- — оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы;
- — выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии и модели для решения возникающих социально-педагогических проблем.
Технологический подход имеет преимущества по отношению к другим направлениям в педагогике, а именно:
достижение гарантированных результатов обучения практически не зависит от творческих способностей и мастерства учителя;
обучение направлено на конкретные цели, что более точно определяет необходимое содержание обучения, тем самым уменьшая избыточность содержания;
структурная и содержательная целостность учебного процесса;
объективность контроля усвоения учебного материала, т.к. контрольные задания определяются на основе диагностично поставленных целей обучения.
Технологический подход ориентирует разработчика на многовариантное моделирование, проектирование и конструирование решения педагогических проблем и после сравнительного анализа отбор наилучших решений. Однако следует заметить, что технологический подход к образовательным и педагогическим процессам нельзя считать универсальным, он лишь дополняет научные подходы педагогики, психологии, социологии, социальной педагогики, политологии и других направлений науки и практики.
Таким образом, технологизация учебно-воспитательного процесса — это объективное явление, которое позволит решать проблемы образования и воспитания на качественно новом уровне. Технологизация учебно-воспитательного процесса происходит, естественно, с развитием педагогической науки. Чем больше развиваются средства, активные формы и методы обучения и воспитания, тем в меньшей мере эффективность педагогического процесса зависит от искусства и индивидуального мастерства педагога. Роль педагога при этом вовсе не умаляется, личность всегда будет воспитывать личность. Процесс познания и развития для учащихся благодаря технологическому подходу станет более совершенным, информация — более качественной, а путь ее освоения — рациональным и менее зависимым от мастерства педагога.
Педагоги-теоретики не сразу приняли идеи технологического подхода в учебно-воспитательном процессе. Многих смущал сам термин «технология», который будто бы исключал творчество в деятельности педагога, оставлял педагогу лишь роль манипулятора. Однако интерес к педагогическим технологиям возрастал, внедрение технологического подхода в практику обнаружило тенденцию к быстрому накоплению новых технологий. В Казани под руководством М. И. Махмутова разрабатывалась технология проблемного обучения, в других регионах внедрялось программированное обучение; технологическая грамотность учителей росла вместе с пропагандой мастерства педагогов-новаторов. Так, в 70-е гг. получила известность и распространение методика В. Ф. Шаталова. Опыт украинского учителя математики, физики и астрономии В. Ф. Шаталова, который создал эффективную учебно-воспитательную технологию, не поддавался анализу и оценке с точки зрения традиционной педагогики и психологии, вызывал массу споров и порождал противоположные мнения.
Внедрение технологий воспитания и обучения в практику стимулировало теоретическую разработку проблемы технологического подхода в учебно-воспитательном процессе (В.П. Беспалько, А. А. Вербицкий, М. В. Кларин, М. Кларк, М. И. Махмутов, М. А. Чошанов, Ф. Янушевич и др.). Были сформулированы главные признаки технологизации учебно-воспитательного процесса: стандартизация, унификация в системе массового образования и воспитания; вынесение творческого процесса (создания и оценки технологий) на более высокий уровень организации; упорядочивание учебно-воспитательной системы (Т.С. Назарова).
Обратимся к рассмотрению сущности основных понятий технологического подхода применительно к учебно-воспитательному процессу.