Факторы, обуславливающие возрастные особенности
Возраст — это продолжительность периода от момента рождения организма до настоящего или любого другого определенного момента времени. Так обычно понимается календарный возраст, при котором не учитывается факторы развития организма. Но у детей с одинаковым календарным возрастом, могут быть выявлены абсолютно разные уровни развития и темпы возрастных изменений. Поэтому применительно к данной теме… Читать ещё >
Факторы, обуславливающие возрастные особенности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Прежде всего, говоря о возрастных особенностях, нужно раскрыть само понятие возраста.
Возраст — это продолжительность периода от момента рождения организма до настоящего или любого другого определенного момента времени. Так обычно понимается календарный возраст, при котором не учитывается факторы развития организма. Но у детей с одинаковым календарным возрастом, могут быть выявлены абсолютно разные уровни развития и темпы возрастных изменений. Поэтому применительно к данной теме корректнее употребить понятие «биологического» возраста.
Биологический возраст — это понятие, отражающее морфологического и физиологического развития.
Различия между календарным и биологическим возрастом позволяют определить функциональные особенности ребенка. Так, среди детей семи обнаруживается один или несколько, более высокий, сильный и ловкий. Это означает, что «биологически» он старше остальных.
Биологический возраст определяется совокупностью особенностей и приспособительных возможностей организма. Оценка состояния здоровья методом определения биологического возраста отражает влияние на организм внешних факторов и наличие, или отсутствие, патологических изменений. педагогический школьник возрастной, Но любой ребенок, равно как и взрослый, имеет также социальный возраст. В книге А. А. Реана «Психология человека от рождения до смерти» социальный возраст определяется как степень соответствия положения человека существующим в данной культуре нормам, рассматриваемым в контексте биологического возраста. Т. е. возраст как уровень социальных достижений индивида в сравнении со средним уровнем людей такого же возраста. Например, один из учеников начальной школы был выбран в учредительный совет за усердие и ответственность, хотя туда принимают только учеников средней и старшей школы. Таким образом, его социальный возраст увеличился по сравнению с возрастом его сверстников.
В каждом их своих возрастов, ребенок проходит определенные стадии развития. Применительно к моей теме, уместно говорить о возрастной периодизации. Она обусловлена тем, на каждом этапе возрастного развития ребенок приобретает что-то новое, качественно отличающееся от других особенностей.
Итак, этапы возрастной периодизации:
- · младенческий возраст (до 1 года),
- · ранний детский возраст (от 1 года до 3 лет),
- · преддошкольный возраст (от 3 до 5 лет),
- · дошкольный возраст (от 5 до 7 лет),
- · младший школьный возраст (от 7 до 11 лет),
- · подростковый возраст (от 11 до 15 лет),
- · ранняя юность, или старший школьный возраст (от 15 до 18 лет).
В основу этой периодизации положены понятия о ведущей для каждого возраста деятельности, возрастных противоречиях и существенных новообразованиях. Каждый возрастной период отличается особой характеристикой, он подготавливается предыдущим периодом, возникает на его основе и служит в свою очередь основой для наступления следующего периода. В рамках каждого возраста наблюдаются свои отличительные особенности. Это определяется наследственно заложенными качествами, факторами внешней среды, волей, характером каждого индивида и т. п.
Бесконечно разнообразны конкретные условия жизни, деятельности и воспитания — бесконечно разнообразие и индивидуальных особенностей личности. Поэтому возраст не имеет точных и определенных характеристик и не является абсолютной и неизменной категорией. Под возрастными особенностями понимают наиболее типичные, наиболее характерные особенности детей того или иного возраста. Но учитывают индивидуальное развитие каждого.
Подводя итоги этого пункта, будем говорить о возрастном развитии. Оно обуславливается биологическим, социальным и календарным возрастом на каждом этапе возрастной периодизации. Оно строится на плавном переходе из одного этапа в другой, на взрослении человека. Это удивительный путь, от рождения до становления взрослого человека ребенок проходит, опираясь на руки родителей, воспитателей, учителей, наставников, на каждом этапе приобретая новые знания и умения. Эти приобретения определяется его физическим, физиологическим, психологическим развитием. Они необходимы ему, чтобы понять мир вокруг себя, адаптироваться и социализировать в нем. Это и есть факторы возрастного развития.