Проблема истинности этнического стереотипа
Считается, что стереотип — это искаженное, сомнительное, предвзятое суждение о нации. Об этом говорил У. Липпман, изначально считавший стереотипы «неточными и ложными». Впервые об истинности этнических стереотипов написал О.Клайнберг. Он считал, что этностереотип следует рассматривать как образ объективной реальности, отражающей свойства двух наций и отношения между ними. По мнению Г. У. Кцоевой… Читать ещё >
Проблема истинности этнического стереотипа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
этнический стереотип межкультурный обучение Как уже говорилось ранее, этностереотипы — это субъективные образы этносов, помогающие при категоризации и систематизации окружающей реальности. Само понятие субъективность уже несет в себе некий смысл, подразумевающий рассмотрение явления с разных сторон, наличие разных точек зрения, оценочную составляющую. Так как большинство гетеростереотипов, к сожалению, имеют негативную коннотацию, то встает вопрос об их справедливости.
Считается, что стереотип — это искаженное, сомнительное, предвзятое суждение о нации. Об этом говорил У. Липпман [20, 56], изначально считавший стереотипы «неточными и ложными». Впервые об истинности этнических стереотипов написал О.Клайнберг. Он считал, что этностереотип следует рассматривать как образ объективной реальности, отражающей свойства двух наций и отношения между ними.
Позднее Г. Олпорт развил эту мысль, считая, что справедливость стереотипа следует устанавливать посредством сравнения представлений этносов о самих себе и других о нем же. Он писал, что «чем больше совпадают два различных мнения об одном и том же объекте, тем они ближе к истине» [41].
По мнению Г. У. Кцоевой [17, 49], во время интенсивного взаимодействия двух наций истинные стереотипы закрепляются за конкретным этносом, а ложные наоборот со временем отмирают из-за своей несостоятельности. Таким образом, мерой истинности этностереотипа служат суждения, основанные на эмпирическом методе исследования.
Другой подход к проблеме истинности этностереотипа разработан У. Вайнэки. Он основывается на том, что стереотип — это суждение, которое индивид получает уже в готовом виде от третьего лица. Главной проблемой в данном случае является вопрос доверия к этому человеку, к его суждениям (если стереотип был им создан) или его осведомленности в данном вопросе (если он также узнал данный стереотип и поверил данному в нем суждению). Исходя из данных положений, можно выделить еще одно свойство стереотипа: убежденность источника в его истинности. К сожалению, данная концепция не реализует функцию определения истинности стереотипа, так как в случае, если стереотип ложный, он, тем не менее, может быть распространим и весьма популярен именно вследствие высокого уровня доверия к источникам информации.
Из всего вышеупомянутого следует, что стереотипы представляют собой сложное явление, представляющее действительность в виде обобщенных, предвзятых образов, с одной стороны, но имеющее под собой правдивую составляющую, с другой. Для того, чтобы выявить истинность этнического стереотипа необходимо быть включенным в активную совместную деятельность с данной этнической группой, и проверить стереотип эмпирическим путем. В том случае, если это не представляется возможным, следует убедиться в справедливости суждений источника стереотипа или сравнить авто и гетеростереотипы данной этнической группе и выявить схожие тенденции. Именно их и можно считать за наиболее вероятные истинные суждения о нации.
Вывод Таким образом, этнический стереотип представляет собой сложное явление социологии, которое рассматривается в ключе разных исследовательских работ. Согласно наиболее распространенному определению, он является упрощенным обобщающим образом этнической группы, отражающим те или иные черты нации. Стереотип не обязательно может быть правдивым, так как он создается из массового субъективного восприятия, и ему обязательно присущи такие черты, как оценочность, эмоциональность, собирательность образа. Исследователи разделяют автостереотипы и гетеростереотипы. Автостереотипы — представление нации о самой себе (с положительными коннотациями). Гетеростреотипы — представление одной нации о другой (может быть как с положительными, так и с отрицательными конностациями). Помимо направленности, они имеют различные функции в межкультурной коммуникации.