Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Организационно-педагогические условия перехода сельских школ на профильное дифференцированное обучение

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из направлений модернизации российского образования является ориентация на индивидуализацию и дифференциацию обучения, соединенного с процессом социализации учащихся в реальных условиях рыночных отношений. Все это должно обеспечить конкурентоспособность на рынке труда вступающих в самостоятельную жизнь выпускников как городских, так и сельских общеобразовательных учреждений. Изучение… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретико-экспериментальные подходы к переходу сельских школ на профильное дифференцированное обучение
    • 1. 1. Теоретико-методологические и практические аспекты профильного дифференцированного обучения
    • 1. 2. Анализ содержания понятия «потребность» в историческом аспекте и современных психолого-педагогических исследованиях
    • 1. 3. Образовательные потребности сельского населения Крапивинского района Кемеровской области и их особенности
    • 1. 4. Опыт перехода сельских школ Крапивинского района на углубленное изучение предметов
    • 1. 5. Основные противоречия в функционировании системы образования сельского района
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. Организационно-педагогические условия перехода сельских школ на профильное дифференцированное обучение
    • 2. 1. Модель сетевой организации профильного дифференцированного обучения в сельском районе
    • 2. 2. Содержание, образовательно-технологические средства профильного дифференцированного обучения
    • 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы по введению в сельском Крапивинском районе профильного дифференцированного обучения
  • Выводы по второй главе

Организационно-педагогические условия перехода сельских школ на профильное дифференцированное обучение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и постановка проблемы исследования. Исторически сложившиеся особенности сельских школ (недостаточное научно-методическое и слабое кадровое обеспечение, устаревшая материально-техническая база, удаленность сельских школ от районных и городских центров и др.) привели к тому, что сельские школьники имеют неравные возможности в получении образования, неравный доступ к различным образовательным услугам по сравнению с городскими учащимися. Общеобразовательные учреждения, расположенные в сельской местности, не могут дать обучающимся качественное образование, социально защитить ученика, обеспечить ему возможность получения среднего или высшего профессионального образования и желаемой профессии, сохранить физическое и моральное здоровье. Кроме этого, сельский социум характеризуется сложной социальной обстановкой.

Так, наши исследования выявили, что в Крапивинском районе Кемеровской области из 4226 семей 1788 — малообеспеченные, в них — 3418 детейв 227 неблагополучных семьях проживают 556 детей. По данным центра занятости населения Крапивинского района безработица составляет 11% трудоспособного населения. Этот показатель один из самых высоких в Кемеровской области.

Образовательный и культурный уровень семей определяет в значительной степени образовательные потребности детей и выбор дальнейшего пути получения образования.

Несмотря на трудные материальные условия большинства сельских семей Крапивинского района, родители желают, чтобы их дети получили высшее (39%) или среднее (31%) профессиональное образование.

Поэтому проблема качественного образования для сельских школьников в последнее время получила особое звучание.

Современной наукой апробировано немало путей повышения качества образования. Достойное место среди них занимают дифференцированное и индивидуализированное обучение.

Анализируя различные толкования терминов дифференциация, индивидуализация и профильное обучение в педагогической литературе (JI.A. Йовайша, С. П. Баранов, Е. С. Рабунский и др.), а также в нормативных документах (Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года, Концепция дифференцированного обучения, Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования и др.) выявили, что профильное дифференцированное обучение позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса создавать условия для получения школьниками полноценного, качественного образования в соответствии с их образовательными потребностями, профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования и получения профессии.

В этой связи в образовательной практике сельских школ возникло противоречие между необходимостью обеспечить дифференцированный подход, равенство доступа к полноценному качественному образованию учащихся, проживающих в сельских поселениях, удаленных от сельского районного культурного и административного центра на десятки километров, и неразработанностью организационного, методического и дидактического обеспечения учебного процесса, позволяющего в значительной степени повысить качество образования и конкурентоспособность сельских школьников.

Конкретизация противоречия в практике перехода сельских школ на профильное дифференцированное обучение привела к постановке проблемы исследования: каковы условия повышения качества образования и конкурентоспособность сельских школьников при переходе на профильное дифференцированное обучение?

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить организационно-педагогические условия перехода сельских школ на профильное дифференцированное обучение школьников.

Объект исследования: профильное дифференцированное обучение сельских школьников.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия перехода сельских школ на профильное дифференцированное обучение.

Гипотеза исследования: переход сельских школ к профильному дифференцированному обучению, обеспечивающему равный доступ к полноценному качественному образованию школьников сельских поселений в соответствии с их интересами, склонностями и образовательными потребностями может быть достигнут, если:

— изучены, проанализированы, учтены образовательные потребности сельского социума (школьников, родителей, учителей, руководителей сельскохозяйственных и промышленных предприятий и др.) и выявлены возможности сельских семей в удовлетворении образовательных потребностей детей;

— профильное дифференцированное обучение учащихся рассматривается как важный фактор сохранения социальной стабильности в развитии сельскохозяйственного производства;

— разработана и реализована модель сетевой организации профильного дифференцированного обучения в сельском районе;

— обеспечивается корпоративное сотрудничество заинтересованных субъектов сельского социума (школьников, учителей, родителей, специалистов учебно-методического, психолого-диагностического центров, учреждений дополнительного образования, руководителей сельскохозяйственных и промышленных предприятий) с профильными колледжами, вузами для достижения общих целей;

— предоставляется возможность учителям сельских школ повышать свой профессиональный уровень в области профильного дифференцированного обучения;

— обеспечивается реальная свобода выбора факультативных и специальных курсов в соответствии с образовательными планами, интересами и учебными возможностями учащихся;

— выявлены и апробированы образовательно-технологические средства и методы, обеспечивающие качественное и конкурентоспособное образование сельских школьников;

— выявлены организационно-педагогические условия перехода сельских школ на профильное дифференцированное обучение.

Задачи исследования:

1. Изучить проблему и выявить теоретико-методологические аспекты профильного дифференцированного обучения в сельской местности.

2. Выявить и проанализировать особенности образовательных потребностей сельского социума и возможности их удовлетворения в образовательных учреждениях.

3. Проанализировать опыт дифференцированного допрофессионального и начального профессионального обучения сельских школьников Крапивинского района и на этой основе выявить основные противоречия и предпосылки перехода сельских школ к профильному дифференцированному обучению.

4. Разработать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность сетевой модели организации профильного дифференцированного обучения учащихся отдаленных сельских школ.

5. Выявить и экспериментально проверить образовательно-технологические средства и методы, обеспечивающие качественное и конкурентоспособное образование сельских школьников.

6. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить организационно-педагогические условия успешного перехода сельских школ на профильное дифференцированное обучение.

7. Разработать методические рекомендации по организации профильного дифференцированного обучения сельских школьников.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: на общенаучном уровне: фундаментальные положения о системном подходе как направлении методологии познания (А.Н.Аверьянов, В. Г. Афанасьев, И. В. Браумберг, В. П. Беспалько, Э. В. Ильенков, В. П. Кузьмин, Н. В. Кузьмина и др.) — теоретические основы моделирования как системы предметных и знаковых моделей (И.Б. Новик, В. А. Штофф и др.) — на научно-педагогическом уровне: гуманизм как ценностная ориентация современной системы образования (Г.С. Батищев, М. Н. Берулава, Б.М. Бим-Бад, Б. С. Гершунский, В. Д. Шадриков, А. С. Макаренко, Ю. В. Сенько, В. А. Сухомлинский, К. Роджерс, А. Маслоу и др.) — личностно ориентированный подход, создавший условия последовательного отношения к личности как самосознательному субъекту взаимодействия (Е.В. Бондаревская, П. Ф. Каптерев, М. Е. Кузнецов, В. В. Сериков, С. С. Якиманская и др.) — индивидуализация и дифференциация обучения (А.А. Кирсанов, И. Унт, М. А. Холодная, В. Д. Шадриков и др.) — теория инновационных процессов, ведущих к изменениям образовательных моделей (А.Г. Асмолов, Ю. К. Бабанский, В. В. Давыдов, В. А. Караковский, М. В. Кларин, И .Я. Лернер, В. А. Сластенин и др.) — концепции перспективного развития образовательных систем (В.И. Зверева, Д. Ш. Матрос, М. М. Поташник, B.C. Лазарев, Е. В. Ямбург и др.) — концепции технологизации образования (М.В. Кларин, В. Д. Симоненко и др.) — на психолого-педагогическом уровне: общая теория деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. С. Выгодский, П. Я. Гальперин, Э. В. Ильенков, А. Н. Леонтьев и др.) — целостность педагогического процесса и его обоснованность социальными и психологическими факторами (Ю.К. Бабанский, В. П. Беспалько, И. А. Зимняя, И. Я. Лернер, Г. И. Щукина и др.).

Методы исследования. Сложность изучаемой проблемы потребовала применения комплекса методов, соответствующих определенным этапам исследования: теоретический анализ социологической и педагогической литературыизучение и обобщение педагогического опыта углубленного изучения общеобразовательных предметов в сельских школахмоделирование процесса организации профильного дифференцированного обучения школьников в сельских поселениях, удаленных от городских и сельских культурных и административных центровпедагогический экспериментдлительное включенное наблюдение за процессом профильного дифференцированного обучения в Шевелевской и Зеленогорской средних школах (анкетирование, тестирование, беседы с учителями, родителями, руководителями сельскохозяйственных и промышленных предприятий) — анализ продуктов деятельности учащихся, изучение школьной документациианализ контрольных, творческих, исследовательских работ, научных рефератовдля обработки эмпирических исследований использовались статистические методы.

Экспериментальной базой исследования явились: Шевелевская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением технологии, Зеленогорская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением гуманитарных, физико-математических и химико-биологических дисциплин, Зеленогорский лицей-интернат, Крапивинская и Зеленовская средние общеобразовательные школы Крапивинского сельского района Кемеровской области.

В исследовании приняли участие 454 учащихся, 127 родителей, 83 учителя, 17 преподавателей вузов Кемеровской области, 3 психолога центра педагогической адаптации и коррекции, методисты учебно-методического отдела.

Первый этап исследования относится к 1998;2000 г. г. Был осуществлен анализ состояния проблемы, изучены социологические и педагогические материалы, связанные с проблемой исследования, выявлены исходные теоретические и методологические основы исследования. В ходе работы возник замысел проекта, определена тема и его предмет. Проведена поисковая работа по выявлению особенностей образовательных потребностей сельского населения Крапивинского района, основных противоречий в образовательной практике сельских школ, от решения которых в значительной степени зависит успешность перехода сельских школ на профильное дифференцированное обучение.

На втором этапе (2000;2002 г. г.) разрабатывалась гипотеза исследования, проекты учебных планов, осуществлялся отбор программ и содержания факультативных (8−9 кл.) и специальных (10−11 кл.) курсов, поиск эффективных образовательно-технологических средств, методов обученияразрабатывалась модель сетевой организации профильного дифференцированного обучения (терминология «сетевая организация» и «ресурсные центры» заимствована из теории информационно-коммуникационных технологий и дистанционного обучения), удовлетворяющая образовательные потребности сельского социумаразрабатывалась программа экспериментальной работыпроводился педагогический эксперимент.

На третьем этапе (2002;2004 г. г.) уточнялась гипотеза исследования, продолжалась апробация модели сетевой организации профильного дифференцированного обучения сельских школьников. В это же время итоги теоретического поиска и опытно-экспериментальной работы систематизированы и оформлены в виде диссертации и автореферата.

Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическое значение:

1. Изучены и проанализированы особенности образовательных потребностей учащихся, родителей, учителей, руководителей сельскохозяйственных и промышленных предприятий, находящихся на территории Крапивинского района, и выявлены возможности сельских семей в удовлетворении образовательных потребностей детей.

2. Выявлены и классифицированы основные противоречия в образовательной практике сельских школ, влияющие на переход сельских школ к профильному дифференцированному обучению учащихся: социально-педагогические, управленческо-педагогические и психолого-педагогические.

3. Разработана и внедрена модель сетевой организации профильного дифференцированного обучения учащихся Крапивинского сельского района.

4. Разработаны и апробированы авторские программы и содержание предметно-ориентированных, профориентационных, межпредметных факультативных и специальных курсов, дополняющих и расширяющих базовые программы, раскрывающие национально-региональные особенности Кемеровской области, включающие сведения об основных профессиях региона, учреждениях профессионального образования разного уровня, где можно получить профессии в соответствии с интересами, склонностями, образовательными потребностями и материальными возможностями сельских семей.

5. Выявлены образовательно-технологические средства и методы, обеспечивающие качественное и конкурентоспособное образование сельских школьников.

6. Выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально проверены основные организационно-педагогические условия успешного перехода сельских школ на профильное дифференцированное обучение.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении в учебный процесс сельских школ:

— комплексной программы по профильному дифференцированному обучению школьников;

— авторских программ содержания факультативных и специальных курсов профориентационной, межпредметной и предметной направленности.

Теоретические положения и выводы доведены до конкретных методических рекомендаций: «Организационно-педагогические условия перехода сельских школ на профильное дифференцированное обучение».

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Успешность перехода сельских школ на профильное дифференцированное обучение, обеспечение качественного, полноценного образования учащимся удаленных сельских школ, улучшение их подготовки к поступлению в средние и высшие профессиональные учебные заведения зависят от образовательных потребностей сельского социума, материальных возможностей сельских семей, профессионального уровня учителей.

2. Модель сетевой организации профильного дифференцированного обучения в сельском районе обеспечивает достаточно полную реализацию основных образовательных потребностей, интересов учащихся, предоставляет равный доступ к полноценному образованию для учащихся, живущих в отдаленных поселениях.

3. Авторские программы и содержание предметно-ориентированных, профориентационных, межпредметных, факультативных и специальных курсов дополняют и расширяют базовые программы, раскрывают национально-региональные особенности Кемеровской области, включают сведения об основных профессиях региона, образовательных учреждениях разного уровня, обеспечивают реальную свободу выбора курсов, соответствующих дальнейшим образовательным планам учащихся.

4. Образовательно-технологические средства и методы, обеспечивающие качественное и конкурентоспособное образование сельских школьников: методы активного обученияобразовательные ярмарки, выездные практикумы в лаборатории вузов Кемеровской областиучебные практики по истории, археологии и др. со студентами вузов и колледжейсовместные творческие фестивали по иностранному языку с лингвистической гимназией № 21 г. Кемеровореальные и виртуальные экскурсии и др.

5. Организационно-педагогические условия успешного перехода сельских школ на профильное дифференцированное обучение:

— подготовленность педагогических кадров, обеспечение которой предполагает проведение соответствующей учебы, повышающей профессиональный уровень сельских учителей;

— качественное научно-методическое и учебно-методическое сопровождение профильного дифференцированного обучения (наличие школьного учебного плана, учебников, программ факультативных курсов, научно-методических рекомендаций, методических пособий, планов работы научно-методических семинаров и лабораторий и др.);

— адекватная материально-техническая оснащенность сельских школ (наличие учебных кабинетов, оснащенных современной школьной мебельюнеобходимого оборудования для физического, биологического, химического практикума и экспериментакабинетов информатики, оснащенных современными компьютерами, библиотеки с необходимой учебно-методической, художественной, справочной литературой и др.);

— поддержка родителей, требующая работы с ними по разъяснению преимуществ профильного дифференцированного обучения школьников удаленных сельских школ;

— эффективная модель сетевой организации профильного дифференцированного обучения в сельском районе;

— организация корпоративного сотрудничества сельских школ с учреждениями дополнительного, начального, среднего и высшего профессионального образования.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов обеспечивается общим методологическим подходом к изучению проблемы профильного дифференцированного обучения сельских школьниковопорой на данные современных педагогических исследованийцелесообразным сочетанием теоретических и эмпирических методов исследования, соответствующих его предмету и логике работыцеленаправленным анализом реальной педагогической практики и положительного опытаразнообразными источниками педагогической, социальной информациикомплексным характером поэтапного педагогического экспериментапрактическим подтверждением основных положений исследования, количественной и качественной обработкой полученных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись через публикации и выступления на методических объединениях и семинарах, проводимых в 2002;2004 г. г. Министерством Образования Российской Федерации в рамках Республиканской программына республиканских и международных конференциях (г.Новокузнецк — 2000 г., 2002 г., 2004 г., г. Бийск — 2003 г., г. Новосибирск — 2004 г., г. Кемерово — 2002;2004 г. г.) — на заседаниях кафедры теории и методики профессионального образования Кузбасской государственной педагогической академии и аспирантских семинарахпедагогических чтениях в Крапивинском районе Кемеровской области, являющемся федеральной площадкой по введению профильного обучения в сельских школах с 2003;2004 учебного года. По теме диссертации опубликовано 6 работ.

Структура и объем диссертации

.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Список использованных источников

включает 138 наименований, в том числе 2 на иностранных языках. Общий объем диссертации составляет 237 страниц, в том числе 108 страниц приложений.

1, Одним из направлений модернизации российского образования является ориентация на индивидуализацию и дифференциацию обучения, соединенного с процессом социализации учащихся в реальных условиях рыночных отношений. Все это должно обеспечить конкурентоспособность на рынке труда вступающих в самостоятельную жизнь выпускников как городских, так и сельских общеобразовательных учреждений. Изучение и анализ основных подходов отечественных педагогов к определению понятия «профильное дифференцированное обучение», а также практики профильного дифференцированного обучения в школах выявил, что оно наиболее полно учитывает способности, готовит к осознанному и добровольному выбору направления дальнейшего образования, удовлетворяет образовательные потребности, а также профессиональные интересы, намерения и склонности учащихся.2, На основе анализа психологической, педагогической, социологической и др. литературы, длительной работы в сельских общеобразовательных учреждениях автор выявил, что общим для понятия «образовательные потребности общества» является признание того, что оно интегрируется из потребности в приобретении и накоплении знаний (умений и.

опыта) и потребности в критическом пересмотре, обновлении, постоянной перестройке накопленного знания.3, В ходе опытно-экспериментального исследования выявлены образовательные потребности и их особенности у школьников, родителей, учителей, руководителей сельскохозяйственных и промышленных предприятий Крапивинского сельского района. Незначительное количество выпускников 9-х (7,2%) и 11-х (7,5%) классов, не удовлетворены предметной специализацией и предлагаемыми факультативными курсами. Выбор учащимися специальных и факультативных курсов зависит от успешности в обучении. Наибольший интерес выпускники сельских школ проявляют к предметам естественно-математического направления и дальнейшие образовательные планы связывают с получением среднего или высшего профессионального образования, понимая при этом, что на вступительных экзаменах в вузы им предстоит выполнить задания более углубленные по содержанию, чем это предусмотрено школьными программами. Значительное большинство родителей поддерживают образовательные потребности и образовательные планы своих детей, влияют на формирование профессиональных интересов и профессиональных намерений, но сдержанно относятся к введению профильного дифференцированного обучения и других нововведений, особенно в отдаленных сельских школах в связи с материальными затруднениями и безработицей. Учителя понимают необходимость перехода сельских школ на профильное дифференцированное обучение учащихся, но собственный уровень углубленного преподавания оценивают как средний. Образовательные потребности учителей удовлетворяются недостаточно в связи с отдаленностью Кемеровского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования, отсутствием постоянно действующих семинаров, проблемных лабораторий в сельском районном центре. Руководители сельскохозяйственных и промышленных предприятий испытывают потребность в высококвалифицированных рабочих кадрах.4. Поиск возможных путей реализации образовательных потребностей учащихся, удаленных от районного центра, сельских школ, подготовка школ к переходу на профильное дифференцированное обучение привели к необходимости разрешения выявленных противоречий, классифицированных по социально-демографическому, финансово-организационному положению сельских школ и источнику получения учителями научно-методических знаний.5. На основе выявления образовательных потребностей сельского социума, кадрового, материально-технического потенциала сельских школ, их географического расположения, изучения опыта работы Шевелевской и Зеленогорской средних общеобразовательных школ по профильному дифференцированному обучению, организации трудовой деятельности учащихся, анализа поступления выпускников школ в средние и высшие профессиональные учебные заведения и социально-профессиональной адаптации подростков с трудностями в обучении разработаны и апробированы в практике образования Крапивинского района модели сетевой организации профильного дифференцированного обучения.6. В ходе экспериментальной работы доказано, что создание научно исследовательских лабораторий, работа постоянно действующих семинаров в сельском районе позволили существенно повысить методологическую культуру, психолого-педагогическую и методическую компетентность, уровень предметных научных знаний учителей.7. Выявлено, что использование в процессе профильного дифференцированного обучения методов активного обучения, проведение реальных и виртуальных экскурсий, выездных практикумов в лаборатории вузов Кемеровской области, совместные со студентами учебные практики по археологии, истории и др. позволили существенно повысить качество образования и в значительной мере удовлетворить образовательные потребности учащихся.8. В результате опытно-экспериментальной работы по введению в сельском Крапивинском районе профильного дифференцированного обучения установлено, что позитивные изменения произошли в наиболее значимых социальных характеристиках учащихся: возросли притязания в сфере образованияу учащихся появилась потребность обучаться в профильных дифференцированных классах с углубленным изучением отдельных предметов (в 2000 г. — 230 учащихся- 2001 г. — 342- 2002 г. — 368- 2003 г. — 600- 2004 г. — 620).Значительно вырос интерес к профессиям типа «Человек-природа», «Человек-техника», «Человек-человек" — устойчивыми стали склонности к выбору профессий сельскохозяйственного производства, педагогические и сферы обслуживания. У выпускников 9-х классов Шевелевской школы устойчивой стала потребность в приобретении практического опыта для будущей профессиональной деятельности в сельском хозяйстве. В рейтинге ценностей — ценности профессиональной самореализации, т. е.ценности, которые обеспечивают защиту учащимся («интересная работа», «образование», «продуктивная жизнь») достигали наивысших баллов. Определяющим мотивов выбора профессии у выпускников сельских школ является стремление приобрести материальную независимость. Увеличивается число учащихся, испытывающих потребность в научно-исследовательской деятельности. Эти учащиеся проявляют инициативу, интерес в процессе выполнения научных исследований. На выбор профессии и профессиональных учебных заведений положительное влияние оказывает корпоративное сотрудничество школ с учебными заведениями: увеличилось количество выпускников, поступающих в Кемеровский сельскохозяйственный институт и колледж. Кемеровский государственный университет, Кемеровский государственный университет культуры и искусства. Кузбасскую государственную педагогическую академию.9. Выявлены и экспериментально проверены организационно педагогические условия успешного перехода сельских школ на профильное дифференцированное обучение: подготовленность педагогических кадров, обеспечение которой предполагает проведение соответствующей учебы, повышающей профессиональный уровень сельских учителейкачественное научно-методическое и учебно-методическое сопровождение профильного дифференцированного обучения (наличие учебных планов на основе БУП-98, учебников, программ факультативных курсов, научно-методических рекомендаций, методических пособий, планов работы научно-методических семинаров и лабораторий и др.) — материально-техническая оснащенность сельских школ (наличие учебных кабинетов, оснащенных современной школьной мебелью, необходимого оборудования для физического, биологического, химического практикума и эксперимента, кабинетов информатики, оснащенных современными компьютерами, библиотеки с необходимой учебно-методической, художественной справочной литературы и др.) — поддержка родителей, требующая работы с ними по разъяснению преимуществ профильного дифференцированного обучения школьников удаленных сельских школэффективность модели организации профильного дифференцированного обучения в крупном сельском районеорганизация корпоративного сотрудничества сельских школ с учреждениями дополнительного, среднего и высшего профессионального образования. Результаты педагогического эксперимента подтвердили справедливость выдвинутой гипотезы исследования о возможности перехода сельских школ на профильное дифференцированное обучение, если изучены и проанализированы образовательные потребности сельского социума, выявлены возможности сельских семей в удовлетворении образовательных потребностей детейосуществляется подготовка учителей сельских школ к профильному дифференцированному обучению школьниковобеспечивается корпоративное сотрудничество заинтересованных субъектов сельского социума с профильными колледжами, вузами для достижения общих целейпрофильное дифференцированное обучение учащихся рассматривается как важный фактор сохранения социальной стабильности в развитии сельскохозяйственного производстваразработана модель сетевой организации профильного дифференцированного обучения в крупном сельском районеобеспечивается реальная свобода выбора факультативных и специальных курсов в соответствии с образовательными потребностями, планами, интересами и учебными возможностями учащихся. в связи с успешным проведением теоретических и экспериментальных исследований с 1999 года по профильному дифференцированному обучению, Крапивинский район, по предложению департамента образования Кемеровской области, включен в эксперимент по предпрофильной подготовке (приказ Министерства образования РФ № 1652 от 17 апреля 2003 года) и профильному обучению (приказ Министерства образования и науки РФ № 101 от 26 октября 2004 года).Вместе с тем проблема перехода сельских школ на профильное дифференцированное обучение учащихся сложна и многогранна. Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы. Накопленный теоретический и фактический материал требует дальнейшей разработки. Задача дальнейшего исследования может состоять в том, чтобы, используя найденные в работе теоретические подходы к проблеме, опираясь на выводы, построить модель на базе информационных технологий (с помощью ЭВМ), осуществляющей дистанционное обучение сельских школьников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Адаптация и здоровье: учеб. Пособие /Отв. ред. Э. М. Казин. — Кемерово: Кузбас-свузиздат, 2003. — 301с.
  2. Ю.П. Профессиональная ориентация молодежи на основе концепции общего и профессионального развития личности в обучении./ Ю. П. Азаров, Ю. А. Рыжов //Вопросы повышения качества подготовки специалистов. М., НИИВШ, 1984. — С.95−101.
  3. М.В. Психофизиологические и вегетативные показатели у медлительных и подвижных подростков./ М. В. Антропова, Г. В. Бородкина, J1.M. Кузнецова и др. //Физиология человека. 1995. — Т.21,№ 5. — С.68−74.
  4. Аристотель. Метафизика- О душе./Аристотель. М: Мысль, 1975.- 550с.
  5. JI.K. О некоторых подходах к формированию оптимального содержания образования профильных классов гимназии / JI.K. Артемова // Новые технологии подготовки специалистов в современных социально-экономических условиях. -Новокузнецк, 2000. С.98−100.
  6. JI.K. Профильное обучение учащихся в системе общего среднего образования./ Под ред. В. Д. Симоненко // ИОСО РАО, НГПИ. Москва-Новокузнецк, 2002.-118с.
  7. Артемова J1.K. Профильное обучение: опыт, проблемы, пути решения/ JI.K.Артемова // Школьные технологии. 2003. — № 4. — С.22−31.
  8. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности./ В. Г. Асеев. М: Мысль, 1976.- С. 5.
  9. В.Ф. Демокрит. /В.Ф. Асмус. М., 1960. — 75с.Ю.Асмус В. Ф. Платон. /В.Ф. Асмус. М.: Мысль, 1975. — 220с.П.Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований./ Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982. — 192с.
  10. Бауман 3. Мыслить социологически. / З. Бауман М.: Аспект Пресс, 1996.- С. 215.
  11. Бауэр Т.Дж.Р. Психическое развитие младенца. / Т.Дж.Р. Бауэр М.: Прогресс, 1979.- 320с.
  12. В.О. Интерес: познавательная и практическая функ-ция./В.О.Бернацкий. Томск, 1984. — С.27.
  13. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте./ Л. И. Божович. -М.: Просвещение, 1968. 464с.
  14. Большая советская энциклопедия, Т.20/30./ 3-е издание. Под ред. А. М. Прохорова. М.: Сов. Энцикл., 1975. — С.439.
  15. Большой энциклопедический словарь. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», СПб.: «НОРИАТ». — 1999. — 971с.
  16. Г. В. Физиолого-гигиеническая оценка дифференцированного обучения по физико-математическому и химико-биологическому профилю (с VIII класса). Автореферат диссертации к.мед.н./ Г. В. Бородкина. М., 1992. — 30с.
  17. Л. Опыт теории потребностей. / Л. Брентано Казань, 1921. — 165с.
  18. Дж. О познавательном развитии: Исследование развития познавательной деятельности. / Дж. Брунер. М., 1971. — С.25−98.
  19. Е.А. Муниципальная общеобразовательная многопрофильная Крапи-винская средняя школа / Е. А. Вербичева, Л. И. Кундозерова // Справочно-информационный сборник для учащихся, родителей и педагогов. Новокузнецк: КузГПА, 2004. — 32с.
  20. Е.А. Ориентиры в мире образования Крапивинского района Кемеровской области/ Е. А. Вербичева, Л. И. Кундозерова // Справочно-информационный сборник. Новокузнецк: КузГПА, 2004. — 56с.
  21. Е.А. Феномен «потребность» в психолого-педагогичеких исследованиях / Е. А. Вербичева // Наука и образование 2003: Сборник трудов молодых ученых и аспирантов. — Новокузнецк: Издательство КузГПА, 2003. — С.61−73.
  22. JI.C. Собрание сочинений. Т.4. / JI.C. Выгодский. М: Педагогика, 1984.-431с.
  23. М.И. Формирование профессиональных намерений старшеклассников в условиях профильного обучения. / М. И. Губанова // Автореф. диссерт. канд. пед. наук. Новосибирск, 1994. — 23с.
  24. В.В. Профильная дифференциация и учебный план средней школы / В. В. Гузеев // Директор школы. М., 1993. — С.42−47.
  25. Е.П. Комплексное изучение индивидуальных особенностей математически одаренных учащихся / Е. П. Гусева, И. А. Левочкина // Индивидуальность человека: условия проявления и развития. Пермь, 1988. — С.29−30.
  26. И.А. Эстетическая потребность. / И. А. Джидарьян. -М., 1976.- 191с.
  27. .И. Потребности, отношения и направленность личности / Б. И. Додонов // Вопросы психологии. 1973. — № 5.- С.23
  28. .И. Эмоции как ценность./ Б. И. Додонов. М.: Политиздат, 1978.- 272с.
  29. .И. Структура и динамика мотивов деятельности / Б. И. Додонов // Вопросы психологии. 1984. — № 4. — С.126−130.
  30. Г. В. Дифференциация в обучении математике./Г.В. Дорофеев и др.//Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции. М., 1998. -42с.
  31. В.И. Педагогические проблемы профессионального самоопределения выпускников средней школы / В.И. Журавлев/ Автореф. дис. д-ра наук. Л., 1983. -25с.
  32. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Учит, газета. 1992. — 8 августа.
  33. Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин // Мастера психологии. СПб.: ПИТЕР, 2000. — С.87.
  34. Е.П. Проблема способностей: два подхода к ее решению./ Е. П. Ильин. // Псих, журнал. М., 1987. — № 2. — С.37−47.
  35. История Античной диалектики. М.: Изд-во «Мысль», 1972. — 71с.
  36. Л. А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. / Л. А. Йовайша. М.: Педагогика, 1983. — С. 33−127.
  37. С.Б. О психологической классификации потребностей / С. Б. Каверин // Вопросы психологии. 1987. — № 5. — С.22.
  38. Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание./ Д. А. Кикнадзе. М., 1968. -С.14−16.
  39. Д.А. Система факторов действия и развития личности. / Д. А. Кикнадзе. -Тбилиси, 1982.-С.5−18.
  40. М.Ю. О стимулах, вызывающих положительные эмоции у ребенка первых месяцев жизни / М. Ю. Кистяковская // Вопросы психологии. 1965. — № 2, — С.8−10.
  41. М.Ю. Развитие движения у детей первого года жизни. / М. Ю. Кистяковская. М., 1970. — С.16.
  42. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. /Ксенофонт. М., 1993. — 31с.
  43. А.Г. Психология личности: Учеб. пособие для студ. пед. институтов/ А. Г. Ковалев / 3-е издание дополненное. М.: Просвещение, 1970. — 391с.
  44. В.И. Мотивы поведения и деятельности./ В. И. Ковалев. М.: Наука, 1988.-192с.
  45. Г. М. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних пед. учеб. зав. / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: Academia, 2000. -С.116.
  46. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: АПКиПРО, 2002. — 24с.
  47. Н.С. Мотивация учебной деятельности: Вопросы практической психодиагностики и психологического консультирования в вузе./ Н. С. Копеина. Л., 1984. -С.22.
  48. В.Н. Теоретические и прикладные проблемы психологического воздействия: Проблемы психологического воздействия./ В. Н. Куликов. Иваново, 1978. -С.4−12.
  49. Куликов J1.B. Психология настроения. / J1.B. Куликов. СПб., 1997. — С. 13.
  50. Л.И. Активное обучение основа современного образования: Сб.: Психодидактика высшего и среднего образования./ Л. И. Кундозерова, С.М. Ред-лих. — Барнаул, 1998. — 311с.
  51. Л.И. Взаимодействие школы, СПТУ и базового предприятия по профессиональной ориентации школьников: Сб.: Подготовка учащейся молодежи к труду и выбору профессии./ Л. И. Кундозерова. Самарканд, 1990. — С. 12−21.
  52. Л.И. Профессиональная ориентация школьников на основе межпредметных связей физики и технического труда / Л. И. Кундозерова // Профессиональная ориентация школьников в условиях рыночной экономики. Ленинск-Кузнецкий, 1994. — С.53−64.
  53. Л.И. Взаимодействие школы, СПТУ и предприятия в профессиональной ориентации школьников / Л. И. Кундозерова // Подготовка учащейся молодежи к труду и выбору профессии. Саморканд, 1990. — С. 16−19.
  54. Г. А., Чораян И. О. Влияние профессионально значимых качеств на успешность обучения // Валеология, 1999., № 4. С.16−23.
  55. Н.А. Оценивание успешности учебной деятельности как психолого-педагогическая проблема: Автореф. дис. .канд./ Н. А. Курдюкова. СПб., 1997. -24с.
  56. К. Намерение, воля и потребность./ К. Левин. М., 1970.- С. 26.
  57. В.Г. Учение о потребностях в современной психологии / В. Г. Лежнев // Ученые записки МГПИ. Сер. Психология. Вып. 1. М., 1939. — С.14−15.
  58. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. / А. Н. Леонтьев. М., 1971. — С.27.
  59. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977. — 304с.
  60. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х томах./A.Н.Леонтьев. М.: Педагогика, 1983. — (Труды действит. членов и членов-корреспонд. АПН СССР)
  61. В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности./B.Г. Леонтьев. Новосибирск, 1992. — С. 1−5.
  62. Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей / Д. А. Леонтьев // Психологический журнал. 1992. — № 2. — С.23−24.
  63. Д.А. Системно-смысловая природа и функции мотива / Д. А. Леонтьев // Вестник МГУ. 1993. — № 2. — С.14−17.
  64. П.С. Профильное образование: взаимодействие противоположностей / П. С. Лернер // Школьные технологии. 2002. — № 6. — С.75−81.
  65. П.С. Модель самоопределения выпускников профильных классов средней общеобразовательной школы / П. С. Лернер // Школьные технологии. 2003. — № 4. — С.51−61.
  66. М.И. Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками: Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии./ М. И. Лисина, Л. Н. Галигузова. М., 1980. — С.23−35.
  67. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии./ Б. Ф. Ломов. -М.: Наука, 1984. -443с.
  68. А.Ф. Платон- Аристотель. / А. Ф. Лосев, А.А. Тахо-Годи. 2-е издание исправленное и дополненное — М.: Молодая гвардия, 2000. — 392с.
  69. С.Я. Демокрит. Тесты. Перевод. Исследования. / С. Я. Лурье. Л.: Наука, 1970. — 662с.
  70. А.А. Опыт классификации профессий по профилям./ А. А. Макареня, A.С. Максимов. Л.: ЛГПИ им. Герцена, 1987. — 67−69с.
  71. С.П. Потребности личности и их место в педагогической концепции мотивов учения / С. П. Манукян // Вопросы психологии. 1984. — № 4. — С. 19.
  72. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Книга для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. -М.: Проев., 1990. 192с.
  73. А. Мотивация и личность./ А. Маслоу- Перевод А. М. Татылбаева. С-П.: Евразия, 1999. — 479с.
  74. Д.Ш. Опыт конструирования оптимального учебного плана школы /Д.Ш. Матрос // Педагогика. 1999. — № 1. — С.31−35.
  75. М.В. Мотивация учения младших школьников. / М. В. Матьхина. М.: Педагогика, 1984.- 142с.
  76. Методика профессиональной ориентации школьников: Метод, пособие / Под. ред. С. Н. Чистяковой, М. Л. Кондюриной. Петрозаводск, 1991. — С.36.
  77. B.C. О взаимосвязях между значимостью различных потребностей личности и их удовлетворенностью / B.C. Могун // Вопросы психологии. 1978. — № 6. — С.14−20.
  78. B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности./ B.C. Могун.-Л., 1983.- 193с.
  79. B.C. Понятие потребности и его теоретико-психологический контекст /B.C. Могун // Вопросы психологии. 1985. — № 2. — С.12.
  80. В.М. Проблема дифференцированного обучения в средней школе. / В. М. Монахов, В. А. Орлов, В. В. Фирсов. М., 1990. — С.42−47.
  81. В.Ф. Психологические проблемы мотивации учения / В. Ф. Моргун // Вопросы психологии. 1976. — № 6. — С.21−23.
  82. С. Профессиональная школа: сегодня и завтра / С. Морозов // Народное образование. 1992. — №.5. — С.52−57.
  83. В.Н. Проблема потребностей в системе психологии / В. Н. Мясищев // Ученые записки ЛГУ. 1957. — Вып. 11, № 224. — С.29−30.
  84. В.Н. Психология отношений. / В. Н. Мясищев. М. — Воронеж, 1995. -192с.
  85. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Народное образование. 2000. — № 2. — 14−18с.
  86. И.Б. Метод моделирования в современной науке / И. Б. Новик, Н. М. Мамедов. М. — 1971. — Вып. 2. — С.5−14.
  87. . Мотивация // Экспериментальная психология Вып. 5. / Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже М., 1975. — С.46.
  88. Образовательные стандарты: Материалы международного семинара: «Разработка образовательных стандартов в демократическом обществе"// РГПУ им. А. И. Герцена. СПб.: Образование, 1995. — 166с.
  89. Об утверждении Федеральной программы развития образования: Федеральный закон // Документы образования. 2000. — № 8. — 4−75с.
  90. К. Психология влечения человека./ К. Обуховский. М., 1971.
  91. С.И. Словарь русского языка./ С. И. Ожегов. М.: Русский язык, 1984.-543с.
  92. Дж. Нейроны «награды» и самостимуляция мозга: Функциональное значение электрических процессов головного мозга./ Дж. Олдс. М., 1977. — С. 12.
  93. М.О. Гипотеза в условиях навязывания / М. О. Олехнович // Ананьевские чтения 99: Тезисы научно-практической конференции. — СПб., 1999.-32с.
  94. А.Б. Склонность и профессия./ А. Б. Орлов. М.: Знание, 1981.- 96с.
  95. B.JI. Формирование трудовой ориентации молодежи./ В. Л. Оссовский. Киев, 1985. — С.69.
  96. А.А. Пути реализации концепции профильного обучения в сельской школе / А. А. Остапенко, А. Ю. Скопин // Школьные технологии. 2003. — № 4. — С.39−48.
  97. И.П. Собрание сочинений. Т. III., кн. 1./ И. П. Павлов. М.: Академия наук СССР, 1951. — 390с.
  98. Л.Г. Технология деятельного метода как средство реализации современных целей образования./Л.Г. Петерсон // Материалы Всероссийской конференции «Модернизация российского образования: первые итоги». Под ред. Т. П. Данилина. М., 2003. — 23с.
  99. И.П. Педагогика. Новый курс. Учебник для студентов пед. вузов. В 2 кн. / И. П. Подласый. М.: ВЛАДОС, 1999.
  100. . Избранные психологические труды./ Ж. Пиаже. М., 1969.
  101. А.А. Предпрофильная подготовка в 9-х классах: на пороге эксперимента / А. А. Пинский //Профильная школа. М., Изд-во «Русский журнал», 2003.-№ 1. -41с.
  102. А.А. Профилирование никого не застигнет врасплох./ А. А. Пинский // Народное образование. 2003. — №.4. — С.79−83.
  103. Н.И. Вопросы жизни. Избранные педагогические сочинения./ Н. И. Пирогов. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. — 47−72с.
  104. Платон. Собрание сочинений: В 4 т./ Платон. М., 1995. — Т. 2. — 17с.
  105. М.М. Качество образования: проблемы и технологии управления (В вопросах и ответах) /М.М. Поташник. М., 2002. — 351с.
  106. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 № 2783 об утверждении «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования».
  107. Программа эксперимента по организации и введению профильного дифференцированного обучения в образовательных учреждениях Крапивинского района на 2000 2004 г. г./ Под.ред. Л.И.Кундозеровой// Научно-методическое пособие. -Новокузнецк: НГПИ, 2001. — 28с.
  108. Психология. Словарь / Под. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1990. С. 287.
  109. А. Потребности / А. Пьерон // Экспериментальная психология. Вып. 3.- М., 1970.-С.15.
  110. Решение Наркомпроса о введении профессиональных уклонов.
  111. Российская педагогическая энциклопедия. М.: Большая Российская Академия. 1993.-97с.
  112. С.Н. Проектирование содержания профильного обучения в старшей школе / С. Н. Рягин //Школьные технологии. 2003. — № 5. — 121−129с.
  113. И.М. Избранные произведения. Т. 1. / И. М. Сеченов М., 1952.
  114. П.В. Эмоциональный мозг./ П. В. Симонов. М.: Наука, 1981. -214с.
  115. П.В. Мотивированный мозг./ П. В. Симонов. М., 1987. — 205с.
  116. А.В. Коммуникационные потребности: Учебное пособие для бакалавров образования./ А. В. Соколов. Краснодар, 1996. — С.65−70.
  117. Е.Т. Мотивация и восприятие в норме и патологии./ Е. Т. Соколова.-М.:МГУ, 1976.- 128с.
  118. Социологический энциклопедический словарь на русском, английском, немецком, французском и чешском языках/ Под ред. Г. В. Осипова. М.: «ИН-ФРА.М-НОРМА», 1998. — 481с.
  119. Г. С. Мотивационно-ценностные аспекты познавательной деятельности взрослого человека: Автореф. дис. д-ра наук./ Г. С. Сухобская. JL, 1975.- 103с.
  120. В. Н. Наказ В.Н. Татищева комиссару Укгусского и Алпатьевского заводов Т. М. Бурцеву об устройстве заводских школ / В. Н. Татищев // Антология педагогической мысли: В 3-х т. Т. 2. М., Высшая школа, 1989. — 36−48с.
  121. Л.Н. О жизни//Собр. соч.: В 22 т./ Л. Н. Толстой. М., 1984. — Т. 17. -С. 7−136.
  122. С.Н. Курс истории древней философии./ С. Н. Трубецкой. М. 1997.-С.5−32.
  123. Д.Н. Психологические исследования / Д. Н. Узнадзе. М.: Наука, 1966.-449с.
  124. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. /И. Унт. М.: Педагогика, 1990 — 192с.
  125. К.Д. Избранные педагогические сочинения. / К. Д. Ушинский. -М., 1974. С.65−66.
  126. К.Д. Собрание сочинений. Т. 8./ К. Д. Ушинский. М.: Акад.пед.наук РСФСР, 1981. — С.661.
  127. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997. — 575с.
  128. A.M. Развитие ориентировочных реакций у детей./ A.M. Фонарев. -М., 1977. С.19−23.
  129. И.Ф. Педагогика. Учеб. Пособие./ И. Ф. Харламов. М.: Высшая школа, 1990. — 576с.
  130. Н.Г. Труд и капитал. Т. 7. / Н. Г. Чернышевский. М., 1950. С. 325.
  131. С.Н. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие успешность профессиональной карьеры учащихся. / С. Н. Чистякова // Учащаяся молодежь и рынок. -М.: 1992. С.12−14.
  132. С.Н. Основы методики профессионального самоопределения школьников. / С. Н. Чистякова // Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах: Книга для учителя. -Кемерово, 1996. С.8−10.
  133. С.Н. Профильное обучение и новые условия подготовки/ С. Н. Чистякова и др. // Школьные технологии. 2002. — № 1. — С. 101−108.
  134. Ш. Н. Место потребности и воли в психологии личности / Ш. Н. Чхартишвили // Вопросы психологии. 1958. — № 2. — С.6−12.
  135. В.Ф. Основы философии от классики к современности: Учебное пособие для вузов./ В. Ф. Шаповалов. М.: Фаир-Пресс, 2000. — 608с.
  136. В. Российская школа накануне XXI века: социальный контекст: Доклад Российско-американской конференции./ В. Шапиро. М., 1992. — С.113−125.
  137. И.Е. Педагогика школы. Учеб. Пособие. 4.1. /И.Е. Шварц. Пермь, 1968.-282с.
  138. Школа самоопределения./Ред. И сост. А. Н. Тубельский. М., 1994. — 480с.
  139. Школьные перемены. Научные подходы к обновлению общего среднего образования. Сборник научных трудов / Под. ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. -М.: ИОСО РАО, 2001.-336с.
  140. В.А. Проблемы методологии научного познания / В. А. Штоф. — М.: Высшая школа, 1978. С. 37.
  141. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике./ Г. И. Щукина. М.: Педагогика, 1971. — 350с.
  142. Д.Б. Избранные психологические труды. / Д. Б. Эльконини. М.: Педагогика, 1989. — 555с.
  143. Я и моя профессиональная карьера: Книга для старших школьников. / Под общ. Ред. С. Н. Чистяковой. Кемерово, 1994. — 49с.
  144. И.С. Психолого-педагогические проблемы дифференцированного обучения. / И. С. Якиманская и др. // Советская педагогика. 1991. — №.4. -С.44−52.
  145. Lewin К. Vortsatz, Wille and Bedurfnis./ К. Lewin. Berlin, 1926.
  146. Lewin K. Field theory experiment in social psychology / K. Lewin // Am. Journal Sociology. 1933. — V.44.
Заполнить форму текущей работой