Подходы к изучению особенностей психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья в артпедагогическом и арттерапевтическом образовательном пространстве
На основе целостного изучения психологических особенностей детей устанавливается психологический диагноз — описание сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки ее актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций. Психологический диагноз неразрывно связан с прогнозом — предсказанием путей дальнейшего развития ребенка. При оптимальном… Читать ещё >
Подходы к изучению особенностей психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья в артпедагогическом и арттерапевтическом образовательном пространстве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Основная цель деятельности психолога в отношении детей с ОВЗ при использовании артпедагогических и арттерапевтических технологий — создание условий для их социально-психологической адаптации и реабилитации. В соответствии с этим особое значение приобретает диагностическое направление деятельности психолога, поскольку именно на основе целенаправленного изучения особенностей психического развития детей с ОВЗ возможно адекватное планирование коррекционно-развивающей работы, включая использование искусства.
Изучение особенностей психического развития детей с ОВЗ опирается на ряд важных принципов:
- • комплексного изучения ребенка, предусматривающего всестороннее обследование особенностей развития ребенка, всех познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, развития личности и ее структурных компонентов, степени овладения навыками и т. д.;
- • целостного и системного изучения ребенка, что предполагает не только обнаружение отдельных проявлений нарушения психического развития, но прежде всего установление связей между ними, выявление их причин. Целостное изучение ребенка может быть успешным, если оно осуществляется в процессе деятельности. Знание особенностей участия ребенка в различных видах деятельности, ее качественных и количественных результатов — все это помогает определить своеобразие развития его познавательной сферы и личности в целом, в том числе его интересы, целенаправленность, эмоционально-волевые качества и т. д.;
- • динамического изучения ребенка, согласно которому при обследовании важно выяснить не только то, что дети знают и умеют, но и их потенциальные возможности в обучении;
- • единства диагностики и коррекции, что отражает динамику процесса оказания психологической помощи. Д. Б. Эльконин отмечал, что необходима специальная диагностика, направленная на контроль протекания психического развития ребенка, которая должна начинаться как можно раньше.
Применение методик для оценки возможностей использования артпедагогических и арттерапевтических технологий связано с необходимостью учитывать специфические закономерности развития детей с ОВЗ. В соответствии с этим можно разделить применяемы методики на две группы: первая направлена на исследование особенностей познавательной сферы ребенка, вторая — на изучение особенностей развития личности и эмоциональной сферы.
Общим для всех сфер психики является метод наблюдения. Достоинством наблюдения выступает его проведение одновременно с разворачиванием изучаемых явлений. Наблюдать следует за движениями, перемещениями, особенностями коммуникации, речевым поведением, особенностями мимики и пантомимики.
При изучении особенностей психического развития детей с ОВЗ часто используется метод анализа продуктов деятельности. Этот метод особенно важен для оценки дальнейшего использования артпедагогических технологий. Изучению в данном случае подвергаются материальные или материализованные результаты разных видов деятельности, в том числе результаты художественной деятельности: рисунки, поделки, аппликации, конструкции, изделия, изготовленные в процессе труда; письменные работы, сочинения. Помимо результатов изобразительной и конструктивной деятельности анализу подвергаются продукты исполнительской деятельности: музыкальное исполнительство и творчество в песне, танце, игре на музыкальных инструментах; рассказы и сказки, пересказ известных литературных произведений.
Для исследования особенностей познавательной сферы детей с ОВЗ можно применять традиционно используемые методики (Т. Г. Богданова, С. Д. Забрамная, И. А. Коробейников, И. Ю. Левченко, И. И. Мамайчук, Е. А. Стребелева и др.). Все методики можно варьировать по сложности в зависимости от возраста ребенка и вида имеющегося у него нарушения.
При определении особенностей восприятия и наглядных видов мышления используются разрезные картинки, складывание пирамидок, доски Сегена, сюжетные вкладки, работа с почтовым ящиком, методика Кооса, прогрессивные матрицы Дж. Равена (модификация Т. В. Розановой).
При необходимости определить особенности развития словеснологического мышления используются следующие методики: «Установление последовательности событий», исключение неподходящего предмета («Четвертый лишний»), классификация предметов, методика искусственных понятий (Л. С. Выготский, Л. С. Сахаров), выделение закономерностей (Б. И. Пинский), определение и сравнение понятий, установление простых и сложных аналогий.
Для исследования образной памяти используются запоминание мест расположения предметов, методика «Узнавание фигур» Т. Е. Рыбакова, запоминание схематичных изображений. При изучении особенностей словесной памяти применяются методика «10 слов» А. Р. Лурия и ее варианты с меньшим количеством слов для запоминания, методика А. Н. Леонтьева для изучения возможностей использования средств (опосредствованное запоминание), пиктограмма.
При исследовании состояния развития внимания применяют разные виды корректурных проб (фигурных для детей дошкольного и младшего школьного возраста, буквенных и цифровых для подростков), таблицы Шульте (отыскивание чисел); для определения работоспособности — пробу на совмещение признаков (В. М. Когана), лабиринты различной сложности.
Для исследования воображения и творческих способностей применяют модификации методик Дж. Гилфорда на вербальную и невербальную креативность и Е. Торренса («Дорисуй фигуру»).
При исследовании особенностей становления личности и ее компонентов используются различные подходы: проективные методики разного типа — тест Роршаха, тематический апперцептивный тест (детский и взрослый), тест руки Вагнера, анкеты, графические методы.
Главным признаком проективных методик является использование в них неопределенного стимульного материала, который испытуемый должен дополнять, интерпретировать, развивать и т. д. Ребенку предлагают интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные предложения, давать толкование неопределенных очертаний, трактовать положения рук и т. п. В этой группе методик ответы на задания не могут быть правильными или неправильными; возможен широкий диапазон разнообразных решений. При этом предполагается, что характер ответов обследуемого определяется особенностями его личности, которые проявляются в его ответах.
Цель проективных методик относительно замаскирована, что уменьшает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют произвести о себе желательное впечатление. Большая часть проективных методик предъявляет высокие требования к развитию словесной речи, поэтому их достаточно трудно использовать при обследовании детей и подростков с ОВЗ.
Чаще используются полупроективные методики — тест Розенцвейга для определения выраженности фрустрационной толерантности, цветовой тест Люшера, основанный на выборе предпочитаемых цветов, методика Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен «Выбери нужное лицо» для выявления тревожности, методика диагностики школьной тревожности А. М. Прихожан.
Среди графических методов наибольшее применение нашли тест «Рисунок человека» и «Рисунок семьи». В случае применения этих методик при обследовании детей с ОВЗ для анализа личностных особенностей необходимо учитывать, на какой стадии развития изобразительной деятельности они находятся.
Анкеты служат для получения информации, не имеющей непосредственного отношения к психологическим особенностям человека (например, для получения данных об истории его жизни). Они предпо;
бб лагают жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, четкое указание формы ответов. Любые опросники имеют ограниченное применение при обследовании детей и подростов с ОВЗ, поскольку при всех типах нарушенного развития наблюдаются своеобразие или отставание в развитии словесной речи. Чаще всего разные виды опросников используются для получения информации о детях и особенностях их воспитания при работе с родителями.
На основе целостного изучения психологических особенностей детей устанавливается психологический диагноз — описание сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки ее актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций. Психологический диагноз неразрывно связан с прогнозом — предсказанием путей дальнейшего развития ребенка. При оптимальном сочетании методов и методик психологического изучения детей с ОВЗ удается получить данные, позволяющие охарактеризовать особенности их психического развития, и планировать применение соответствующих типу нарушенного развития и конкретному варианту артпедагогических и арттерапевтических технологий.