Практическая деятельность психолога
Устойчивое побуждение к деятельности по избранной профессии, стремление реализовать в ней себя, применить свои знания, способности отражает сформированность профессиональной направленности личности. Педагог-психолог должен обладать выраженным интересом к человеку и его внутреннему миру, к тонким особенностям межлюдских отношений, профессионально положительное отношение к людям независимо… Читать ещё >
Практическая деятельность психолога (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Практическая деятельность психолога включает различные виды работ: психологическая профилактика, диагностика, психологическая коррекция, работа по развитию личности учащихся, психологическое консультирование и психологическое просвещение.
Перечень особенностей знаний, элементов опыта, умений успешных психологов.
Знания, необходимые педагогу-психологу:
- — Закон «Об образовании», Декларацию прав человека, Конвенцию ООН о правах ребенка, нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей.
- — Общую психологию, педагогическую психологию, вопросы дошкольной педагогики, психологию личности и дифференциальную психологию, социальную психологию.
- — Основы психодиагностики, основы психологического консультирования и психопрофилактики, методы социально-психологического тренинга общения, современные методы индивидуальной и групповой консультации, методы диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка.
Умения, необходимые педагогу-психологу:
- — Умение изучать, диагностировать психическое состояния ребенка (актуальную и ближайшую зоны развития).
- — Умение составлять развивающие программы; организовывать, поэтапно осуществлять и оценивать ход и результаты данных программ.
- — Умение ставить коммуникативные, познавательные и любые другие педагогические задачи под углом зрения психического развития детей, реализации внутренних резервов и психологической безопасности участников взаимодействия.
- — Умение создавать условия, стимулирующие естественный ход психического развития дошкольников (умение организовывать предметно-развивающую среду в группе, умение организовывать эффективное общение и совместную деятельность ребенка с взрослыми и сверстниками и т. д.).
- — Умение сотрудничать с родителями, психологами и другими специалистами в целях содействия психическому развитию детей.
- — Умение оценивать у себя ориентацию на развитие личности другого человека.
Каковы особенности и качества исполнительно-двигательных процессов, проявлений (движения, их точность, координированность, сила, дозировка усилий; поведение, выразительные движения, наружность память, воображение, мышление—их виды и свойства)?
Движения педагога-психолога, впрочем, как и любого другого, являются основным проводником взаимодействия его с внешней средой. В зависимости от характера этого взаимодействия (в его физических и психологических аспектах), определяемого как внешними, так и внутренними факторами, задается структура и динамика двигательного акта, которая может быть самой разнообразной. Дозировка усилий у педагога-психолога должна быть достаточной, но не чрезмерной, чтобы не причинить пациенту вред в замен надлежащей пользы. Поведение в целом, как непременный атрибут, должно соответствовать профессиональной подготовке педагога-психолога и быть строго дозированным согласно конкретной ситуации. Подчас существует потребность в выразительных движениях и наружности. Особенно это касается психологов, работающих с детьми. В этих случаях для психологического влияния хороша наглядная демонстрация, что часто и применяться.
Каковы особенности и качества познавательных процессов (внимание, ощущения, восприятия)?
При работе с детьми, педагог-психолог должен обладать развитым вниманием, оно должно характеризоваться достаточно высоким уровнем (интенсивностью, концентрацией), объемом (широтой, распределением), скоростью переключения (перемещения), длительностью и устойчивостью.
Восприятие у психолога, во многом зависит от накопленного им опыта, психических состояний и индивидуальных особенностей. Благодаря этому, педагог-психолог может находить различия при восприятии одних и тех же вопросов обычными людьми.
Каковы особенности содержания и динамики эмоционально-волевых процессов, эмоциональных особенностей индивидуальности?
Для того чтобы педагог-психолог мог успешно выполнять свои обязанности, он должен действовать в направлении сознательно поставленной цели, при этом преодолевать внутренние препятствия, для этого необходима развитая эмоционально-волевая регуляция.
При этом внутренний интеллектуальный план направлен на поиск тех действий, которые при данных конкретных условиях могут привести к достижению поставленной цели. Специфичным является наличие внутреннего интеллектуального плана, организующего все имеющиеся у психолога в данный момент побуждения в направлении такого их упорядочивания, при которой ведущим мотивом становится сознательно поставленная цель.
Каковы особенности отношений личности (к окружающему, к людям, к деятельности, к труду, к вещам, к себе)?
Устойчивое побуждение к деятельности по избранной профессии, стремление реализовать в ней себя, применить свои знания, способности отражает сформированность профессиональной направленности личности. Педагог-психолог должен обладать выраженным интересом к человеку и его внутреннему миру, к тонким особенностям межлюдских отношений, профессионально положительное отношение к людям независимо от их социального, соматического и психического статуса, возрастно-половых и индивидуальных особенностей.
Каковы особенности направленности личности, системы мотивов (что превыше всего ценят профессионалы, что любят и что отвергают, ради чего тратят силы и время).
Педагоги-психологи, как и другие психологи, ценят в своих коллегах профессиональную компетентность, умение разбираться в конкретных психологических противоречиях жизненной ситуации пациента, предлагать и корректно внедрять рекомендации по организации помощи нуждающимся ученикам. Подобно другим специалистам педагоги-психологи в своей работе не приемлют отсутствие профессионализма в работе, слабодушие, корыстолюбие.
Каковы особенности творческости (креативности)?
Работа педагога-психолога заставляет мобилизоваться для работы не только «по интересам», сложившимся в предшествующем своем развитии, но и «по заданию», и работать в группе других специалистов-не психологов над решением комплексных задач, не всегда связанных с психологическими проблемами.