Методологические основы гуманизации педагогического процесса
Личностно-гуманная ориентация воспитателей, основанная на гуманистическом мировоззрении и гуманитарной культуре, обеспечивающая ценностно-смысловое равенство ребенка и взрослого, восстановление культурообразующей функции воспитателя. Взаимодействие воспитателей детского сада, учителей начальных классов и родителей в целостном педагогическом процессе, их взаимная ответственность за его результаты… Читать ещё >
Методологические основы гуманизации педагогического процесса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В последние годы разрабатываются концепции гуманизации образования, на основе которых предпринимаются научные исследования, изучается опыт учреждений образования и конкретных педагогов, вырабатываются новые методологические подходы к критериальным оценкам сущности гуманистического подхода и подготовке учителя к его осуществлению.
Гуманизация понимается педагогами в расширительном толковании:
- · гуманизация содержания образования — 64%,
- · обновление содержания традиционных предметов — 61%,
- · введение разноуровневых учебных курсов — 5% и т. п.)
Гуманизация образования — многоплановое явление, которое осуществляется одновременно на нескольких уровнях: в рамках семейного и общественной системы воспитания в сфере разнообразных педагогических процессов и систем, в практической деятельности конкретных работников образовательных учреждений.
В качестве принципов гуманизации могут быть предложены следующие:
- · принцип ценностно-смыслового антропологизма;
- · принцип ценностно-смыслового равенства взрослого и ребенка;
- · принцип двудоминантности педагогического процесса;
- · принцип приоритета воспитания;
- · принцип природосообразности и культуросообразности;
- · принцип субъективности позиции участников педагогического процесса.
Критериями гуманизации целостного педагогического процесса могут служить:
- · личностно-гуманная ориентация воспитателя;
- · ценностно-смысловое равенство взрослого и ребенка;
- · потребность и возможность взрослого выдвигать и корректировать цели обучения и воспитания по уровню реальной педагогической практики;
- · язык формулировки целей педагогического процесса и воспитательной деятельности, в котором заложена динамика развития личности,
- · индивидуальности, межличностных отношений;
- · сохранение здоровья, его укрепление, соблюдение экологии человека и образования;
- · возможность движения воспитателей от рецептурной модели профессионального поведения к концептуальной;
- · качество отношений как объект-субъектных связей и ценностно-смыслового взаимодействия.
Главные психолого-педагогические требования к гуманизации целостного педагогического процесса:
- 1. Наличие целостной системы воспитательно-образовательной работы в семье, детском саду и школе
- 2. Понимание и принятие всеми участниками целостного педагогического процесса человека как меры целесообразности и результативности всей воспитательно-образовательной деятельности
- 3. Личностно-гуманная ориентация воспитателей, основанная на гуманистическом мировоззрении и гуманитарной культуре, обеспечивающая ценностно-смысловое равенство ребенка и взрослого, восстановление культурообразующей функции воспитателя.
- 4. Личностно-ориентированные модели, способы и формы общения воспитателей и воспитанников, качество которых определяется наличием субъект-субъектных связей и ценностно-смыслового взаимодействия, обеспечивающих психологическую защищенность ребенка, развитие его индивидуальности, расширение степени свободы развивающегося субъекта самосознания, деятельности и общения.
- 5. Уважение личности и принятие индивидуальности каждого ребенка, определение качеств личности в зависимости от качества целостного педагогического процесса.
- 6. Рациональная и оптимальная организация целостного педагогического процесса, основанная на преемственности содержания, форм, методов и требований к ребенку, учитывающих зону его актуального и ближайшего развития и способствующая сохранению и укреплению его здоровья.
- 7 Взаимодействие воспитателей детского сада, учителей начальных классов и родителей в целостном педагогическом процессе, их взаимная ответственность за его результаты, выраженные в развитии личности ребенка как мере всех вещей.