Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Методологические основы гуманизации педагогического процесса

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Личностно-гуманная ориентация воспитателей, основанная на гуманистическом мировоззрении и гуманитарной культуре, обеспечивающая ценностно-смысловое равенство ребенка и взрослого, восстановление культурообразующей функции воспитателя. Взаимодействие воспитателей детского сада, учителей начальных классов и родителей в целостном педагогическом процессе, их взаимная ответственность за его результаты… Читать ещё >

Методологические основы гуманизации педагогического процесса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В последние годы разрабатываются концепции гуманизации образования, на основе которых предпринимаются научные исследования, изучается опыт учреждений образования и конкретных педагогов, вырабатываются новые методологические подходы к критериальным оценкам сущности гуманистического подхода и подготовке учителя к его осуществлению.

Гуманизация понимается педагогами в расширительном толковании:

  • · гуманизация содержания образования — 64%,
  • · обновление содержания традиционных предметов — 61%,
  • · введение разноуровневых учебных курсов — 5% и т. п.)

Гуманизация образования — многоплановое явление, которое осуществляется одновременно на нескольких уровнях: в рамках семейного и общественной системы воспитания в сфере разнообразных педагогических процессов и систем, в практической деятельности конкретных работников образовательных учреждений.

В качестве принципов гуманизации могут быть предложены следующие:

  • · принцип ценностно-смыслового антропологизма;
  • · принцип ценностно-смыслового равенства взрослого и ребенка;
  • · принцип двудоминантности педагогического процесса;
  • · принцип приоритета воспитания;
  • · принцип природосообразности и культуросообразности;
  • · принцип субъективности позиции участников педагогического процесса.

Критериями гуманизации целостного педагогического процесса могут служить:

  • · личностно-гуманная ориентация воспитателя;
  • · ценностно-смысловое равенство взрослого и ребенка;
  • · потребность и возможность взрослого выдвигать и корректировать цели обучения и воспитания по уровню реальной педагогической практики;
  • · язык формулировки целей педагогического процесса и воспитательной деятельности, в котором заложена динамика развития личности,
  • · индивидуальности, межличностных отношений;
  • · сохранение здоровья, его укрепление, соблюдение экологии человека и образования;
  • · возможность движения воспитателей от рецептурной модели профессионального поведения к концептуальной;
  • · качество отношений как объект-субъектных связей и ценностно-смыслового взаимодействия.

Главные психолого-педагогические требования к гуманизации целостного педагогического процесса:

  • 1. Наличие целостной системы воспитательно-образовательной работы в семье, детском саду и школе
  • 2. Понимание и принятие всеми участниками целостного педагогического процесса человека как меры целесообразности и результативности всей воспитательно-образовательной деятельности
  • 3. Личностно-гуманная ориентация воспитателей, основанная на гуманистическом мировоззрении и гуманитарной культуре, обеспечивающая ценностно-смысловое равенство ребенка и взрослого, восстановление культурообразующей функции воспитателя.
  • 4. Личностно-ориентированные модели, способы и формы общения воспитателей и воспитанников, качество которых определяется наличием субъект-субъектных связей и ценностно-смыслового взаимодействия, обеспечивающих психологическую защищенность ребенка, развитие его индивидуальности, расширение степени свободы развивающегося субъекта самосознания, деятельности и общения.
  • 5. Уважение личности и принятие индивидуальности каждого ребенка, определение качеств личности в зависимости от качества целостного педагогического процесса.
  • 6. Рациональная и оптимальная организация целостного педагогического процесса, основанная на преемственности содержания, форм, методов и требований к ребенку, учитывающих зону его актуального и ближайшего развития и способствующая сохранению и укреплению его здоровья.
  • 7 Взаимодействие воспитателей детского сада, учителей начальных классов и родителей в целостном педагогическом процессе, их взаимная ответственность за его результаты, выраженные в развитии личности ребенка как мере всех вещей.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой