Положение о кураторе семьи особого ребенка
Основной формой работы куратора является индивидуальная работа с родителями воспитанника Центра. Деятельность куратора направлена на помощь семье в укреплении детско-родительских отношений; формирование конструктивной родительской позиции; разрешение проблемных ситуаций, связанных с воспитанием и обучением особого ребенка; развитие личностных ресурсов родителей и гармонизацию семейной атмосферы… Читать ещё >
Положение о кураторе семьи особого ребенка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. Общие положения
Данное положение разработано на основе Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», Закона «Об образовании в Российской Федерации», Конвенции о правах ребенка, Устава ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь» (далее Центр), правил внутреннего распорядка и других нормативно-правовых документов в целях эффективной организации комплексного социально-психологического сопровождения семьи особого ребенка — воспитанника Центра.
Куратор семьи является организатором тесного сотрудничества членов семьи особого ребенка с профессионалами учреждения, координатором взаимодействия специалистов Центра и членов семьи воспитанника, неравнодушным наблюдателем за индивидуальным развитием ребенка, способствующим созданию благоприятной развивающей микросреды и гармоничной семейной атмосферы с целью обеспечения благоприятных условий для развития особого ребенка, его социальной инклюзии. Основное назначение куратора обусловлено современной задачей, которую ставит общество перед системой социальной защиты населения — создание условий для воспитания ребенка в семье, максимальное развитие особого ребенка, раскрытие его потенциальных возможностей и способностей.
Подбор кураторов производится из числа наиболее опытных специалистов Центра. Освобождение от обязанностей куратора семьи производится приказом директора с указанием причин. Куратор подчиняется директору Центра, заместителям директора, руководителю психологоконсультативного отделения. Постоянное руководство кураторами, контроль и оценка их работы обеспечиваются руководителем психолого-консультативного отделения. Работа куратора является составной частью его социально-педагогической деятельности, отражается в документе «Рабочая тетрадь куратора» и учитывается при оценке соответствия занимаемой должности и его деловых качеств, а также в период аттестации на очередной срок.
2. Направления и содержание работы куратора семьи
Основной формой работы куратора является индивидуальная работа с родителями воспитанника Центра. Деятельность куратора направлена на помощь семье в укреплении детско-родительских отношений; формирование конструктивной родительской позиции; разрешение проблемных ситуаций, связанных с воспитанием и обучением особого ребенка; развитие личностных ресурсов родителей и гармонизацию семейной атмосферы. В процессе деятельности куратор решает следующие задачи.
При взаимодействии с семьями:
- • изучает семью, ее воспитательные возможности, уровень психолого-педагогической культуры родителей, атмосферу семейного воспитания и выявляет трудности, с которыми сталкивается семья в процессе воспитания ребенка;
- • осуществляет индивидуальную работу с родителями, вовлекая их в построение жизненной перспективы ребенка;
- • организует продуктивную коммуникацию между семьей и Центром;
- • оповещает родителей о мероприятиях, которые проводятся в Центре, мотивирует их к участию в этих мероприятиях, а также к посещению различных социальных учреждений в области воспитания и обучения ребенка (школа, дополнительные образовательные учреждения ит. д.).
При взаимодействии с полипрофессиональной командой специалистов Центра:
- • собирает у специалистов, работающих с ребенком (воспитатели, педагоги и др.) информацию о проблемах ребенка в период его пребывания в Центре и предоставляет данную информацию полипрофессиональной команде (руководитель учреждения, руководитель психолого-консультативного отделения, психиатр, дефектолог, логопед, воспитатели, педагоги);
- • предоставляет информацию полипрофессиональной команде о проблемах родителей, связанных с воспитанием ребенка в домашних условиях;
- • участвует в подготовке кейса по проблемам ребенка и семьи для обсуждения в «Группе равных» (полипрофессиональная команда).
При взаимодействии с сотрудниками психолого-консультативного отделения:
- • выполняет задания, поставленные руководителем психолого-консультативного отделения;
- • предоставляет отчет о проделанной работе.
При взаимодействии с профессиональными помощниками (студентами профильных вузов, которые проходят практику в Центре):
- • принимает участие в прикреплении студентов к семье с учетом потребностей ребенка и родителей в помощи профессиональных помощников;
- • контролирует взаимодействие студентов с семьей и профессионалами Центра.
Куратор обязан:
- • периодически информировать родителей о текущем состоянии здоровья воспитанника Центра, его успехах и трудностях;
- • оказывать помощь семье в решении проблемных ситуаций, связанных с воспитанием и обучением воспитанника Центра;
- • способствовать более тесному сотрудничеству между профессионалами и родителями воспитанника Центра;
- • регулярно (не реже одного раза в два месяца) встречаться с родителями;
- • проводить индивидуальные консультации родителей;
- • осуществлять контроль за решением вопросов, возникающих у родителей;
- • своевременно сдавать администрации отчеты о проведении работы с семьей особого ребенка;
- • осуществлять контроль за ведением личных дел воспитанника Центра;
- • оказывать помощь в организации и проведении мероприятий для родителей, которые проводятся в Центре;
- • участвовать в информационных родительских собраниях;
- • при грубых нарушениях внутреннего распорядка учреждения членами семьи воспитанника, возникновении конфликтных ситуаций куратор в письменном виде оповещает об этом руководство, принимает оперативные меры для решения проблемной ситуации.
- 4. Права куратора семьи
Куратор имеет право:
- • вносить предложения по улучшению учебной, воспитательной, культурно-досуговой работы;
- • с согласия специалистов присутствовать на занятиях ребенка из курируемой семьи;
- • участвовать в обсуждении вопросов, касающихся особого ребенка и его семьи;
- • ходатайствовать перед администрацией по вопросам воспитанника Центра и его семьи.
- 5. Планирование работы и отчетность куратора
- 5.1. В начале учебного года куратор уточняет список курируемых семей воспитанников Центра.
- 5.2. Куратор составляет план-график индивидуальных встреч с родителями воспитанников на три месяца.
- 5.3. Каждые пол года куратор предоставляет руководителю психолого-консультативного отделения отчет о взаимодействии с родителями (количество встреч, продуктивность взаимодействия, участие родителей в жизнедеятельности воспитанника Центра и др.).
- 6.1. Руководитель психолого-консультативного отделения осуществляет текущее руководство работой куратора семьи.
- 6.2. Руководитель психолого-консультативного отделения осуществляет руководство методической подготовкой кураторов в форме методического объединения кураторов, семинара кураторов.
- 6.3. Кураторы семьи несут ответственность за несвоевременное выполнение возложенных на них задач и функций, а также невыполнение решений руководства Центра в части, касающейся их компетенции.
- 7. Оценка деятельности куратора
Оценка деятельности куратора производится в конце учебного года по следующим направлениям:
- • инициативность и активность в проведении работы с семьями воспитанников Центра (количество индивидуальных встреч, взаимодействие по телефону, Интернету, участие в «Группе равных» и т. д.);
- • количество и качество участия родителей курируемых семей в мероприятиях Центра;
- • методическая работа куратора;
- • ответственное отношение к своим обязанностям.