Применение проблемного обучения и его элементов при изучении экономики в ПЛ-12
Для определения эффективности применения данного метода обучения, как способа активизации познавательной деятельности, в ходе педагогической практики было проведено два урока в двух группах лицея «Хозяйка усадьбы» и «Фермерское дело» по теме «Себестоимость товара» В экспериментальной группе обучающиеся по специальности «Хозяйка усадьбы» урок проводился по выше предложенному плану урока… Читать ещё >
Применение проблемного обучения и его элементов при изучении экономики в ПЛ-12 (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Все элементы подготовки преподавателя к занятиям находят логическое завершение в подготовке к проведению очередного урока.
Тот или иной метод организации учебного занятия зависит, прежде всего, от дидактических целей, которые намечает преподаватель.
В настоящие время проблемное обучение является актуальным способом организации учебного занятия, так как способствует активизации учебнопознавательной деятельности, активно способствует быстрому освоению учебного материала.
Особенную значимость применения проблемного обучения имеет при активизации познавательной деятельности учащихся на уроках экономики.
Изучение предмета «Основы экономических знаний» в ПЛ является актуальным и востребованным, так как современный уровень развития общества требует от каждого способности понимать экономические процессы механизмы функционирование рынка, принципы, на которых основывается работа всей экономики как система хозяйствования, разбираться в них, уметь анализировать и делать выводы на основе полученных результатов [17].
Изучение данного предмета способствует развитию экономической грамотности учащихся, пропагандирует экономическое воспитание учащихся как будущих граждан нашей республики.
Изучение предмета «Основы экономических знаний» в настоящее время занимает важное место в развитии и становлении личности обучаемых. Кроме того, по цели и месту в учебном процессе, содержанию, формам и методам обучения данная дисциплина имеет специфические особенности по сравнению с общеобразовательными предметами, прежде всего, с их содержанием, которое в значительной степени определяет организацию и методы обучения, а также характер учебной деятельности преподавателя и учащихся.
Целью изучения предмета «Основы экономических знаний» в профессиональных учебных заведениях является получение учащимся начальных представлений о принципах функционирования рыночной экономики на современном этапе хозяйствования, а также усвоение базовой концепции экономической теории, формирование и дальнейшее развития у учащихся принципов экономического мышления.
При изучении дисциплины «Основы экономических знаний» у учащихся формируется способности разбираться в современных экономических процессах, умение решать различные экономические проблемы и задачи, делать анализ статистических данных, навыки свободно оперировать экономическими терминами и понятиями, понимать сущность экономических законов, а также с успехом применять полученные знания на практике — в жизни.
Отбор содержания и логика построения материала при изучении дисциплины «Основы экономических знаний» имеет свою специфику. Содержание данной дисциплины — это синтез научных знаний.
Экономическая дисциплина является сложной для понимания учащихся, они испытывают некоторые трудности при условии учебного материала по данной дисциплине. Поэтому на учебных занятиях по экономике преподавателю необходимо использовать различные методы, формы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся. Одним из эффективных способов активизации познавательной деятельности учащихся на занятиях по экономике является применение проблемного обучения или его элементов.
При применении проблемного обучения, на занятиях по предмету «Основы экономических знаний» деятельность преподавателя состоит в том, чтобы, давая в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематический создавать проблемные ситуации, сообщая учащимся факты и организовать их учебно-познавательную деятельность, специально методическими приемами позволяет включать учащихся в активную интеллектуальную деятельность с самого начала урока.
На основе анализа фактов, учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют (с помощью учителя) определение экономических понятий правила, экономические законы или самостоятельно принимают известные знания в новой ситуации.
При применении проблемного обучения на занятиях по экономике учитель систематически организует самостоятельные работы учащихся по усвоению новых знаний, умений, повторению, закреплению и отборке навыков. Учащиеся сами добывают новые знания, у них вырабатывается навыки умственных операций действий, развивается внимание, творческое воображение, формируется способность открывать новые знания и находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и обоснований.
При проблемной обучении мыслительная деятельность учащихся, организуемая учителем на уроке, носит поисковый характер[17].
При проблемном виде обучения процесс преподавателя и усвоения протекает следующим образом:
Таблица 1- Процесс преподавания и усвоения знания при проблемном обучении.
Учитель: | Ученик: |
Ставит перед учениками проблемную задачу в виде вопроса, ответ и т. д.; | Воспринимает задачу и начинает оценивать возможные пути ее решения; |
Организует размышление учеников над поставленной задачей; | Высказывает возможные варианты решения этой задачи; |
Предлагает доказать справедливость выдвинутого варианта решения задачи; | Доказывает рациональность одного из вариантов решения задачи; |
Если гипотеза ученика верна, то просит сделать из нее выводы о приобретенных новых знаниях; | Делает выводы и обобщения о приобретенных новых знаниях; |
При ошибочности предложений предлагает найти ошибку, ставить уточняющую задачу или конкретизацию ее; | Ищет верное решение задачи; |
Обобщает полученное учениками решение задачи, поощряет успехами или указывает на некоторые неточности, чтобы совершенствовать процесс проблемных рассуждений; | Усваивает более емкие обобщения по теме; |
Ставит вопрос в целях закрепления новых знаний; | Закрепляет полученные знания путем повторения выводов, самоконтроля и пр.; |
Предлагает упражнения по применению знаний на практике. | Выполняет упражнения и задания по применению полученных знаний на практике. |
Активизация познавательной деятельности учащихся на занятиях по экономике путем понимания проблемного обучения способствует глубоко осмысленному, качественному и прочному усвоению учебного материала каждого изучаемой темы.
В активизации познавательной деятельности учащихся при изучении предмета «Основы экономических знаний» большую роль играет умение учителя побуждать своих питомцев к осмыслению логики и последовательности в изложении учебного материала, к выделению в нем главных и наиболее существенных положений.
Разрешение проблемной задачи или поиск ответа на проблемный вопрос может осуществляться как на протяжении всего занятия, так и на отдельном его этапе или структурном элементе. Например, во время объяснения учебного материала, чтобы закрепить полученное знания, перед учащимся можно поставит проблемную задачу или предложить подумать над несколькими проблемными вопросами. На основе анализа изложенных преподавателем фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формулируют (с фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формулируют (с помощью учителя), определения понятий, выдвигают свою точку зрения на основную проблему [17].
Специфические особенности предмета «Основы экономических знаний» и разнообразный учебный материал, содержащий немало количество нестандартных заданий творческого характера, предполагает, что проблемное обучение в том случае окажется тем типом организации учебного процесса, приемы и методы которого наиболее соответствуют целям и задачам изучения экономической науки.
При изучении темы «Себестоимость товара» рассматриваются такие вопросы понятия как: изучение процесса создания себестоимости, издержки производства и их экономические типы и виды, состав затрат и методические основы исчисление себестоимости продукции и ее виды.
При подготовке материала данной темы преподавателю следует учитывать то, что у учащихся уже имеются некоторые знания о затратах производства и стоимости товаров, которые они приобрели в процессе взаимодействия с окружающим миром, так как каждый из них является участником экономической жизни общества.
Данная тема непосредственно связана с предыдущими темами курса предмета «Основы экономических знаний». Без рассмотрения таких понятий как издержки производства, ресурсы невозможно рассмотрение и изучение, понимание и усвоение как последующих в частности, так и экономической науки в целом, а также других экономических дисциплин.
Главными целями и задачами изучение темы «Себестоимость товара» являются усвоение учащимся таких центральных понятий экономической теории и хозяйственной практике как: затраты производства, рассмотрение видов затрат производства и видов себестоимости; изучение калькуляции себестоимости продукции по статьям и элементам затрат; формирование и развитие у учащихся принципов экономического мышления.
В процессе изучение темы у учащихся должны сформироваться навыки и умение различать издержки производства по видам экономической теории и хозяйственной практики, как относить издержки производства при калькуляции себестоимости к статьям элементам затрат, рассчитывать себестоимость единицы продукции.
Важнейшими воспитательными целями и задачами изучения анализируемой темы является выработка у учащихся познавательного интереса к изучению дисциплины «Основы экономических знаний», а также понимание необходимости важности учения пробных экономических процессов.
При изучении данной темы целесообразно будет применение дедуктивного метода изложение учебного материала — начинать изучение с общих аспектов, а затем к более частным. В начале необходимо дать понятие стоимости и продукции, их динамику, затем дается понятие стоимости и цены продукции, их динамику, затем дается понятие издержек существуют, в зависимости от изменения объемов выпуска продукции. Прежде всего, необходимо объяснить, как издержки определяются, измеряются и различаются, объяснить экономический смысл общих, средних и переменных издержек.
Далее следует дать определение себестоимости товара, рассмотреть методику составления калькуляции себестоимости, способ расчета себестоимости единицы производственной продукции, перечислить виды себестоимости.
Формы и методы изложение учебного материала выбирается в зависимости от его содержания. Материал данной темы доступно изложен в учебнике он не очень сложен для понимания и не вызывает больших затруднений у учащихся.
Изложение нового материала по теме «Себестоимость товара» можно начать с создания проблемной ситуации постановки перед учащимся проблемной задачи. Это позволит активизировать познавательную учащихся, вызовет интерес к изучаемой теме.
При этом занятие целесообразней проводит в форме эвристической беседы или дискуссии, когда учащиеся становятся непосредственными их участниками. Педагогу необходимо направлять мыслительную деятельность учащихся при помощи наводящих вопросов и акцентировать внимание на отдельных более сложных моментах темы [18].
Планируемый преподавателем материал занятия должен соответствовать принципам дидактики, отвечать вытекающим из них закон и требованиям.
При изложении темы «Себестоимость товара» учебный материал должен содержать основы теоретической науки (факты, законы, следствия) и соответствовать принципу научности. Разработка содержание темы занятия производится в соответствии с современным уровнем развитие науки, при изложения учебного материала используется научная терминология. Содержание научного материала анализируемой темы соответствует вышеизложенным критериям, следовательно, соответствует принципу научности, так как учебный материал построен на научных определениях и экономических терминах.
Построение учебного материала темы «Себестоимость товара» соответствует принципу систематичности и последовательности, так как всего структурные элементы строго последовательны и одно определение основывается на другом или вытекает из другого. Формирование знаний, умений и навыков, учащихся по отдельным компонентам темы основываются на прошедшем материале. Учебный материал построен таки образом, что предусматривает последовательность формирований знаний, умений и навыков, логику развития понятий в сознании учащихся.
Для содержания учебного материала темы «Себестоимость товара» характерно сочетание прикладного, фактического и теоретического учебного материала. Теоретическое содержание учебного материала рассматриваемой темы непосредственно связано с жизнью и подкреплено практическими знаниями. Наряду с научными фактами при изложении учебного материала рассматриваются аналогичные факты из повседневной жизни. Кроме того, определена область практического приложение теоретических знаний, предоставленных в анализируемой теме.
Материал по теме «Себестоимость товара» «, предлагаемым в учебных пособии доступен для понимания учащихся. Материал, рассматриваемый на учебных занятиях, построен с учетом особенностей развития учащихся, их интеллектуальных возможностей.
Реализация принципа наглядности при изложении вопросов темы «Себестоимости товара» происходит посредствам применения при изложении учебного материала схем экономический процессов, таблиц. Так при изучении данной темы применяется схема «Затраты производства и их виды», которая дает учащимся наглядное предоставление о существующих видах издержек производства.
Принцип сознательности и активности при изучении анализируемой темы реализуется путем применения различных форм и методов стимулирования познавательной активности учащихся. Для активации познавательной деятельности учащихся, вовлечение их в процесс изучение нового материала и повышения их заинтересованности при изучении темы «Себестоимость товара» примечется метод проблемного обучения, при изложение материала темы используется метод эвристической беседы. Кроме того, в процессе изложения учебного материала для реализации данного принципа применяются приемы сравнения, сопоставления и противопоставление фактов, проводится аналогия с различным процессами и ситуациями.
Принцип прочности при изучении рассматриваемой темы реализации путем закрепления изложенного материала посредством выполнения практический заданий, обсуждения и анализирования экономических ситуаций, а также систематическим повторением изложенного материала темы в процессе учебного занятия.
Принципы дидактики являются, в первую очередь, важнейшим факторами определение содержания и построения учебного материала при изучении темы «Себестоимость товара» Прежде всего, такими факторами выступают принципы систематичности и последовательности связи теории с практикой, доступности и научности.
При разработке методики преподавания в учебном процессе.
" Себестоимость товара" содержание учебного материала должно непременно соответствовать принципам дидактики, строиться с учетом их законов и правил.
Реализация принципов дидактики при представлении учебного материала темы учащимся способствует повышению эффективности учебной деятельности и результатов обучения, воспитанию и становлению всестороннее развитой личности, формированию индивидуальности каждого учащегося в отдельности.
Особое место в процессе обучение занимает подготовка преподавателя к занятиям. Подготовка преподавателя заключается в конкретизации тематического плана применительно к каждому занятию, продумыванию и составлению планов отдельных уроков.
В целом технологическая цепочка непосредственной подготовки преподавателя к занятию включает в себя следующие этапы:
- 1. Выбор рациональной структуры урока;
- 2. Четкое планирование материала урока, которое включает, в свою очередь, такие действия, как отбор необходимого материала на одно занятие, выделение в нем главного, существенного; расположение в нем теоретического материала от более легкого к сложному и трудному; определение места и характера демонстрации и эксперимента на занятии; расположение задач и упражнений в порядке нарастания их трудности.
- 3. Планирование работы учащихся на уроке: педагогические действия выбора наиболее рациональных видов учебной работы группы и отдельных учащихся на этапе усвоения учебного материала; определение характера деятельности групп и учащихся во время опроса, установление возможных затруднений учащихся в тех или иных видах деятельности (устный, письменный, решение задач);
- 4. Рациональное распределение времени на отдельные этапы урока; выявление логических переходов от одного этапа урока к другому[19].
Далее в дипломной работе приведен примерный план урока по теме: «Себестоимость товара» .
План урока Тема: Себестоимость товара Тип урока: комбинированный Метод обученияэвристическая беседа Цели урока:
Дидактическая: Формирование у учащихся понятий себестоимости товара, затратах на его производство, уяснение учащимися их экономической сущности. Изучение процесса создания себестоимости товара.
Развивающая: Развитие умений и навыков относить затраты к видам издержек, формирование способностей анализировать, сравнивать факты; развивать речь, память, мышление.
Воспитательная: Воспитание у учащихся экономической культуры, интереса к предмету «Основы экономических знаний» и изучаемому предмету.
Наглядные пособия: Применение схемы на доске «Процесс создание товара», плакат «Виды затрат» .
Ход урока:
1. Организационный момент — 3 мин Проверка присутствующих, установка на изучение нового материала.
2. Изучение нового учебного материала.
План беседы:
- 1) Себестоимость товара и ее составляющие.
- 2) Экономические затраты производства товара. Виды затрат.
- 3) Создание себестоимости товара.
Ход беседы:
Время. | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. |
| Изучение нового материала. 1 вопрос темы. Создание проблемной ситуации Вопросы к учащимся: Исходя из чего, товаропроизводитель устанавливает цену за товар? Что он учитывает при этом? Что необходимо иметь производителю для создания товара? Обобщение ответов учащихся. Объяснение вопроса с показом схемы. " Процесс создание товара" на доске, с объяснением каждого элемента. 2 вопрос темы. Вопросы к учащимся. Как можно сгруппировать расходы товаропроизводителя? Что является конечной целью деятельности товаропроизводителя? Обобщение ответов учащихся. Объяснение понятий: «затраты производства», «прибыль» с применением плаката «Виды затрат» . 3 вопрос темы. Вопросы к учащимся: Что входит в цену товара? Как можно определить себестоимость товара. Обобщение ответов учащихся. Объяснение понятия «себестоимость», применяя формулу себестоимости Закрепление нового материала: Фронтальная беседа. Вопросы:
Выводы по теме урока, выставление оценок. Выдача домашнего задания. Повторить материал по конспекту. Привести примеры по созданию себестоимости какого-либо товара. | Понимание сути вопроса. Участвуют в обсуждение заданных вопросов. Поиск ответов Краткий конспект объяснения, зарисовка схемы в тетрадь Обсуждение проблемы. Поиск ответов Записывают определения в тетрадь определения. Зарисовывают схему в тетрадь Обсуждения вопроса Слушают, делают краткий, записываю формулу Участвуют в беседе. Анализируют ответы одноклассников. |
Для определения эффективности применения данного метода обучения, как способа активизации познавательной деятельности, в ходе педагогической практики было проведено два урока в двух группах лицея «Хозяйка усадьбы» и «Фермерское дело» по теме «Себестоимость товара» В экспериментальной группе обучающиеся по специальности «Хозяйка усадьбы» урок проводился по выше предложенному плану урока с элементами проблемного обучения. В контрольной группе по специальности «Фермерское дело» урок проводился традиционным методом, комбинированному типу урока. Для определения усвоения учебного материала в обоих классах проводилась проверка письменно, тестовой форме из 10 вопросов.
Для определения эффективности применения урока с элементами проблемного обучения, мы использовали метод предложенный педагогом, ученным Ю. К. Бабанским. [20].
Кэ = m / n * 100% (1).
Здесь: Кэкоэффициент эффективности усвоения учебного материала по теме.
m — количество усвоенных основных экономических понятий.
п — количество основных экономических понятий (количество вопросов в тестовом задании).
В ходе эксперимента на основе данной формулы мы определили коэффициент эффективности усвоения учебного материала. Опрос проводили дважды.
Таблица 3.1 — Динамика роста знаний учащихся по экономике.
Подгруппы. | Кол. учащ. | Показатели успеваемости. | |||||||||||
І - контроль. | ІІ - контроль. | ||||||||||||
Кол-во учен-ов с оценкой «3» . | Кол-во учен-ов с оценкой «4» . | Кол-во учен-ов с оценкой «5» . | Кол-во учен-ов с оценкой «3» . | Кол-во учен-ов с оценкой «4» . | Кол-во учен-ов с оценкой «5» . | ||||||||
чел. | %. | чел. | %. | чел. | %. | чел. | %. | чел. | %. | чел. | %. | ||
Контрольный. | |||||||||||||
Эксперим-ный. |
Уровень усвоения знаний учащимся определили по следующей формуле:
Уровень усвоение = количество правильных ответов /.
Количество вопросов в тесте * 100%; %.
Качества знаний = «5» + «4» / количество учеников * 100%;
Оценка знаний учащихся = «5» *n + «4» *n + «3» *n / n; %.
Здесь: n — количество учеников;
Успеваемость учеников = «5» + «4» + «3» / количество учеников * 100%; %.
Таблица 3.2 — Уровень усвоения знаний учащимися.
Показатели. | Усвоенные учениками знаний. | |
Контрольной группой по традиционной методике. | Экспериментальной группой с применением элементов проблемного обучения. | |
Уровень усвоения. | 72%. | 86%. |
Качества знаний. | 74%. | 87%. |
Оценка знании учащихся. | 3,9. | 4,3. |
Успеваемость учеников. | 100%. | 100%. |
Как видно из данного эксперимента применение элементов проблемного обучения активизирует познавательную деятельность учащихся и углубляет знания учащихся по теме.
Таким образом, изменившиеся условия хозяйствования и нарастающий темп жизни диктует очень строгие требования к качеству экономического образования школьников. Повысить качество образования возможно при условии методической правильной подготовки преподавателя по экономическим предметам к урокам: правильный выбор учебного материала, рациональные формы и методы обучения, структуры урока. Применение проблемного обучения на уроках способствует активизации познавательной деятельности учащихся, формирует знаний, умений и навыков.
Экономическая эффективность организации обучения с использованием элементов проблемного обучения.
Предлагаем способ организации обучения отличается от традиционного подхода тем, что в ходе объяснения нового учебного материала по его элементам готовятся проблемные вопросы; усвоение информации осуществляется на основе решении учебных проблем и активизации мыслительной деятельности. Такой подход дает определенные экономические преимущества в рациональном использовании учебного времени (таблица № 1).
Таблица 4.1 Сравнительный анализ затрат времени при разных способах организации обучения.
Традиционный способ. | Время. | С использованием элементов проблемного обучения. | Время. |
|
|
|
|
Анализируя данную таблицу, мы видим, что в традиционном и предлагаемом способах время, затраченное на актуализацию опорных знаний одинаково. При анализе второго пункта видно, что потеря времени традиционным способом больше чем предлагаемым, т.к. это достигается тем, что при традиционным способе преподаватель объясняет новый материал сразу на что и затрачивается львиная доля времени. При предлагаемом способе преподаватель, создавая проблемную ситуацию, может одновременно дать материал с последующим закреплением, так умственные операции на анализ, сравнение, абстрагирование совершаемы учащимися в ходе изучении учебного материала, дает непосредственное глубокое его закрепление, что высвобождает время необходимое на повторение и закрепление. А при традиционном способе закрепление материала занимает второе место по затратам времени. При предлагаемом способе у учащихся есть возможность развития творческих способностей. Проверка (фронтальный опрос) при традиционном способе выясняет степень усвоения нового материала, но далеко не глубоко, в основном поверхностно, а при проблемном обучении уровень усвоения определяется сразу в ходе тестирования У обоих способов затраты времени на подведение итогов и домашнее задание одинаковы.
Также эффективность использования различных способов обучения можно посчитать с помощью формулы коэффициента эффективности овладения знаний, умений, навыков:
К-традиц=m/n*100%=8/12*100%=66,7% [20] (2).
К-предл=m/n*100%=10/12*100%=83,3% (3).
где: Ктрадиц-коэфициент эффективности овладения знаний, умений, навыков на основе традиционной методики.
Кпредл-коэфициент эффективности овладения знаний, умений, навыков на основе предлагаемой методики.
m-количество усвоенных знаний, умений, навыков;(m-среднее число правильны ответов в классе).
n-общее количество знаний, умений, навыков (количество вопросов в тесте).
Анализируя полученный результат, можно сделать вывод, что коэффициент овладения знаний, умений, навыков предлагаемым способом у учащихся выше (83,3%), чем при использовании традиционного способа (66,7%). Использование предлагаемого способа организации обучения способствует долговременному, прочному и осмысленному усвоению нового материала.