Результаты логопедической работы
Полностью выполнить задание, объединить в одну группу и выделить лишний предмет смогли восемь учащихся (что показывает о повышении результативности), двое учащихся так же не смогли не смогли дифференцировать задание по теме: «Обувь и предмет обуви». По результатам диаграммы видно, что у пятерых учащихся повысились показатели, у троих учащихся показатели ниже нормы, что свидетельствует о слабой… Читать ещё >
Результаты логопедической работы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
После проведения коррекционной работы была проведена повторная диагностика с целью выявления динамики развития связной речи у учащихся с аутистическими расстройствами. Для этого были использованы методики, которые применялись до проведения коррекционной работы. Было включено 2 блока:
Направления первого блока исследования входило логопедическое обследование по направлениям:
- 1) Исследование импрессивной речи;
- 2) Исследование экспрессивной речи.
В направление второго блока исследования входило состояние двух высших психических функций:
- 1. Мышление;
- 2. Память;
Результаты контрольного исследования развития связной речи у младших школьников с аутистическими расстройствами, представлены в данном параграфе.
Представим результаты контрольного изучения первого блока обследования: развития связной речи у младших школьников с аутистическими расстройствами в таблице 3.
Таблица 3 Результаты обследования импрессивной стороны речи.
№. | Дети. |
| ?реб. | Кусп. | |||||||
1. | Алина Ч. | 100%. | |||||||||
2. | Арсений И. | 92,8%. | |||||||||
3. | Георгий Б. | 57%. | |||||||||
4. | Георгий Г. | 64,2%. | |||||||||
5. | Дарья В. | 100%. | |||||||||
6. | Никита Д. | 35,7%. | |||||||||
7. | Ольга Х. | 57%. | |||||||||
8. | Павел З. | 42,8%. | |||||||||
9. | Сергей О. | 42,8%. | |||||||||
10. | Ярослав Ж. | 21,4%. | |||||||||
По результатам, данных в таблице 2, можно сделать гистограмму, где более наглядно видно состояние связной речи у учащихся.
Гистограмма 3 Результаты состояния понимания речи (в%).
Результаты контрольного исследования позволяют говорить о том, что состояние понимания речи у каждого учащегося индивидуален.
Понимание одноступенчатой инструкции в семи ситуациях у восьми учащихся не вызвало трудностей, двухступенчатая инструкция вызвала трудности у троих детей экспериментальной группы.
Представим результаты контрольного изучения первого блока обследования: развития связной речи у младших школьников с аутистическими расстройствами в таблице 4.
Таблица 4 Результаты обследования экспрессивной стороны речи.
№. | Дети. | 2-ое направление 10 заданий (обследование связной речи). | ?реб. | Кусп. | ||||||||||
1. | Алина Ч. | 93,3%. | ||||||||||||
2. | Арсений И. | 90%. | ||||||||||||
3. | Георгий Б. | 60%. | ||||||||||||
4. | Георгий Г. | 66,6%. | ||||||||||||
5. | Дарья В. | 93,3%. | ||||||||||||
6. | Никита Д. | 73,3%. | ||||||||||||
7. | Ольга Х. | 76,6%. | ||||||||||||
8. | Павел З. | 63,3%. | ||||||||||||
9. | Сергей О. | 60%. | ||||||||||||
10. | Ярослав Ж. | 63,3%. | ||||||||||||
По результатам, данных в таблице 4, можно сделать гистограмму, где более наглядно видно состояние связной речи у учащихся.
Гистограмма 4.
Результаты состояния связной речи (в%).
Изменения количественных характеристик данным контрольного исследования были незначительными.
Состояние уровня связной речи у всех учащихся выше среднего. Нет показателей ниже среднего уровня).
У некоторых детей экспериментальной группы возникли сложности в моделировании словосочетаний, состоящих из имени существительного, прилагательного и числительного, так как при выполнении данного задания требовалось не только назвать и составить словосочетание из трех составляющих, но и согласовать по грамматическим нормам имя числительное, что и явилось большой трудностью задания.
Мы определили, что особой сложностью у учащихся с РАС вызвало задание на составление описательного рассказа, при котором необходимо было полно и четко дифференцировать и передать основные свойства и детали предметов.
При составлении рассказа на основе личного опыта, так же, как и на контрольном этапе исследования возникли трудности, где учитывалась степень информативности рассказа, которая определялась количеством значимых элементов, которые несли смысловую нагрузку. Сложности возникли в установлении количества информативных элементов и их характера (простое называние предмета или действия их развернутое описание), которое позволяло определить насколько полно отражена ребенком тема сообщения, полнота и точность отражения в нем основных свойств предмета, наличие (отсутствие) логико-смысловой организации сообщения, последовательность в описании признаков и деталей предмета, использование языковых средств словесной характеристики.
Возникшие сложности, обуславливаются тем, что у учащихся экспериментальной группы сужен уровень пассивного и активного словаря, в виду поведенческих и интеллектуальных нарушений, также связано с непониманием речевой инструкции взрослого.
Задания второго блока были поделены на два направления: 1. Мышление;
2. Память;
Проанализируем задания по первому направлению: «Мышление» «Исключение понятий».
Полностью выполнить задание, объединить в одну группу и выделить лишний предмет смогли восемь учащихся (что показывает о повышении результативности), двое учащихся так же не смогли не смогли дифференцировать задание по теме: «Обувь и предмет обуви».
— объем и характер необходимой помощи со стороны взрослого.
При выполнении задания четырем учащимся требовалась стимулирующая помощь, трем учащимся требовалась направляющая помощь и трем обучающая помощь.
Рассмотрим задание по второму направлению: «Память».
Методика «Запоминание 10 слов» (по А. Р. Лурия). Представим кривую:
По результатам диаграммы видно, что у пятерых учащихся повысились показатели, у троих учащихся показатели ниже нормы, что свидетельствует о слабой слухоречевой памяти и инактивности учащихся. Двое учащихся заменяли и воспроизводили лишние слова.
В данной главе мы представили коррекционные занятия по развитию связной речи у младших школьников с аутистическими расстройствами, цель была следующей: развитие связной речи у младших школьников с расстройствами аутистического спектра.
После реализации коррекционных занятий был проведен итоговый контрольный срез для выявления динамики у испытуемых экспериментальной группы. Для этого использовались те же самые диагностические методики, которые были использованы в констатирующем эксперименте.
Результаты контрольного исследования показывают, что после проведения коррекционной работы у обследуемой группы повысился показатель в первом блоке на выявлении уровня развития экспрессивной и импрессивной речи, что говорит об эффективности проделанной работы.
В результате контрольного исследования второго блока, значительно повысились показатели, которые были поделены на два направления: 1. Мышление;
2. Память;
Такие показатели могут говорить о том, коррекционные занятия по развитию связной речи, которые были представлены, имеют положительную динамику и в дальнейшем могут быть полезны специалистам.