Заключение.
Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре
Сущность формирования коммуникативных навыков дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры представляет собой педагогический процесс, в котором организованно, постепенно и непрерывно в воображаемых, соответствующих роли, сюжету и реальных ситуациях, осуществляется усвоение знаний и норм взаимосвязей ребенка с другими людьми, формирование умения воспринимать и обмениваться информацией… Читать ещё >
Заключение. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В работе изучены теоретические основы развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста через развитие взаимоотношений в сюжетно-ролевой игре. Исследование подтвердило, что игра является средством всестороннего развития ребёнка. Мною были установлены характерные особенности сюжетно-ролевой игры, основные ее компоненты. Также изучили организацию игровой деятельности детей в современном детском саду.
Проведена экспериментальная работа по выявлению коммуникативных навыков у детей старшего возраста в сюжетно-ролевой игре. В процессе экспериментальной деятельности выяснилось, что дети не всегда могут распределять роли самостоятельно, часто бывают конфликты. Игровые действия не всегда многообразны, в основном присутствует монологическая речь, а не диалог. Дети редко используют игрушки заместители. Не всегда придерживаются правил игры.
Это свидетельствовало о необходимости целенаправленной педагогической работы по развитию игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
На основании проведённой работы я смогла убедиться в том, что сюжетно-ролевая игра является особым видом деятельности дошкольников, её развитие зависит от знаний, умений и навыков полученных в других видах деятельности.
В сюжетно — ролевой игре заложены большие возможности для развития коммуникативных навыков взаимодействия. В первую очередь, способность осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания других людей. В игре, как и во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. Именно в этом столкновении складывается личность каждого ребенка, формируется детский коллектив. При этом обычно наблюдается взаимодействие игровых и реальных возможностей. Игровые взаимоотношения отражают отношения по сюжету и роли, т. е. разыгрываемые отношения персонажей. Реальные взаимоотношения — это взаимоотношения детей как партнеров, товарищей, выполняющих общее дело. Они могут договариваться о сюжете, распределение ролей, обсуждают возникающие в ходе игры вопросы и недоразумения. В игровой деятельности возникают определенные формы общения детей. Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность.
В старшем дошкольном возрасте сюжетно — ролевая игра становится по — настоящему коллективной.
Взаимодействие со сверстниками благоприятствует развитию основ личности и самосознания, а так же любознательности, смелости, оптимизма, активности, творческого и самобытного начала в самом широком смысле слова. Неблагополучие в сфере общения мешает этим важнейшим процессам: дети становятся пассивными, замкнутыми, держатся недоброжелательно [17,c.7].
Выполнение правил в игре — это как бы упражнение в отношениях с другими людьми, помогающее осознавать свои обязанности.
Таким образом, формирование коммуникативных навыков у дошкольников представляет собой крайне актуальную проблему.
Сущность формирования коммуникативных навыков дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры представляет собой педагогический процесс, в котором организованно, постепенно и непрерывно в воображаемых, соответствующих роли, сюжету и реальных ситуациях, осуществляется усвоение знаний и норм взаимосвязей ребенка с другими людьми, формирование умения воспринимать и обмениваться информацией, устанавливать и поддерживать контакты со взрослыми и сверстниками; формируется адекватная оценочная деятельность, направленная на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
Игра подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальна для дошкольного возраста проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена сообщества людей.