Анализ результатов исследования
На цифровом материале Задание, приведенное ниже, рассчитано на индивидуальное применение, поэтому если оно включено в работу группы учащихся, то удобнее разбить ее на тройки и повести в виде сюжетно — ролевой игры. Каждому из играющих присваивается определенная роль — «учитель», «ученик», «контролер» — со сменной ролью по кругу. «Ученик» сидит за столом, и учитель показывает ему таблицы в порядке… Читать ещё >
Анализ результатов исследования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Исследование проводилось на детях старшей подготовительной к школе группе.
Группа состоит из 12 человек: 5 девочек и 7 мальчиков. Все дети дружные и общительные, из благополучных семей. Большинство детей рождены в 2001 году. У каждого из детей полные семьи. Практически у всех есть бабушки и дедушки. Из садика детей забирают все члены семьи. Иногда папа и мама забирают ребёнка вместе. С детьми постоянно общаются, родители ведут себя с детьми и без них: вежливо, дружелюбно.
Проводилось исследование со всеми детьми. Дети охотно участвовали в проведении эксперимента, были сосредоточены, внимательны.
Проанализируем результаты исследования по методике «Найди и вычеркни». Обобщенные данные отражены в Таблице 1.
Таблица 1.
Результаты исследования.
Группа. | Уровень продуктивности и устойчивости внимания. | |||
низкий. | средний. | высокий. | очень высокий. | |
человек. | ||||
%. | 41−60. | 61−80. | 81−100. |
Среди испытуемых было выявлено:
- 3 ребенка имеют очень высокий уровень продуктивности и устойчивости внимания (81% - 100%). Дети за установленное время выполнили заданную им работу, один сделал ошибку. Настя А. и Саша Е. выполнили всё правильно, а Миша Т. сделал одну ошибку.
- 2 ребенка имеют высокий уровень продуктивности и устойчивостивнимания (61% - 80%). Катя Н. и Алина Т. выполнили чуть меньше работы, за определенное количество времени, чем предыдущие, сделали 1 ошибку.
- 4 ребенка имеют средний уровень продуктивности и устойчивости внимания (41% - 60%). Кристина В., Егор М., Настя Р. и Андрей П. сделали по 2 — 3 ошибки.
- 3ребенка имеют низкий уровень продуктивности и устойчивости внимания. Это Артём К., Никита Х. и Костя Л., они выполнили самое малое количество работы, за определенное время, сделали ошибок больше чем другие дети.
Рисунок 2. Кривая высокопродуктивного и устойчивого внимания. Саша Е. — 6 лет 4 месяца.
S показатель продуктивности и устойчивости внимания у обследованного ребенка.
Рисунок 3. Кривая среднепродуктивного и среднеустойчивого внимания. Настя Р. — 6 лет.
Рисунок 4. Кривая среднепродуктивного, но неустойчивого внимания Егор М. 6лет 5 месяцев.
Анализ результатов исследования по методике «Проставь значки» показал следующее:
— 4 ребенка имеют высокий уровень переключения и распределения внимания. Это Алина Т., Артем К., Катя Н. и Андрей П.
Показатель переключения и распределения внимания находится в пределах от 0,75 до 1,00. Эти дети допустили наименьшее количество ошибок за отведенное для работы время. Алина Т.
Рисунок 5. Высокий уровень переключения и распределения внимания.
— 5 детей имеют средний уровень переключения и распределения внимания показатель переключения и распределения внимания находится в пределах от 0,50 до 0,75. Это Егор М., Настя Р., Миша Т., Саша Е. и Костя Л.
Анализ результатов исследования по методике «Запомни и расставь точки».
- — 3 — ребенка имеют очень высокий уровень объема внимания. Это Кристина В., Никита Х., и Катя Н., они правильно воспроизвели на карточке более 6 точек, за отведенное время.
- — 4 ребенка имеют высокий уровень объема внимания. Саша Е., Костя Л., Алина Т. и Настя Р. безошибочно воспроизвели на карточке от 4 до 5 точек.
- — 3 ребенка имеют средний уровень объема внимания Андрей П., Артем К. и Настя А. правильно восстановили по памяти от 3 до 4 точек.
- — 2 ребенка имеют низкий уровень объема внимания. Егор М. и Миша Т. правильно воспроизвели от 2 до 3 точек.
Таким образом, при проведении всех методик дети были заинтересованы, активно выполняли задания. Анализ результатов показал, что не все дети отлично справились с заданиями, у некоторых возникли затруднения, другие не поняли задание с первого раза и пришлось объяснять ещё раз. Но, конечно же, есть ребята, которые всё поняли с первого раза и выполнили задание аккуратно, хотя и допустили некоторые ошибки.
Рекомендации по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста Упражнения, направленные на увеличение объема внимания Упражнение № 1.
На словесном материале Занятие проводится коллективно и включает в себя элемент соревнования. Детям предлагается по сигналу «Внимание!» фиксировать взглядом середину экрана и постараться прочесть предъявляемый на короткое время (не превышающее 0,5 сек.) материал и запись его. При этом детям сообщается, что если они записали правильно больше 5 букв в двух самых длинных словах, то они выиграли (в процессе тренировок необходимый объем увеличивается), если меньше, то проиграли. Выигравшие получают какой — либо приз.
Оборудование:
Эпидиаскоп, слайды следующего содержания:
Задание №. 1.
Бессмысленные слова, содержащие от 3 до 9 согласных букв, например:
РБВЛ К1МЦ ЖКПРЧ ДЗНТК КПТНСД ШРВТБЧ дпв шгс БМДРКЛФ МВХШТСГ СТПЦГВДК ЖГВПРМТК МВПКШЛЧБХ БРНЦДКСЧГ Всего 14 слайдов — два разных набора по7.
Задание № 2.
Знакомые слова родного языка, содержащие от 4 до 16 букв, например: Стол, чашка, машина, конфета, карандаш, телевизор, магнитофон, мотоциклист, командировка.
Ваза, плита, солнце, чернила, пистолет, спектакль, автомобиль, конструктор, велосипед.
Всего 18 слайдов — два разных набора по 9,
Задание № 3.
Предложения, содержащие от 5 до 16 букв, например:
Я бегу Что ты Дай мне Я плыву Дым идет Лень мне Двор чист Один — воин Что делать Птица поет Ученье свет Делу -¦ время Все по колено Вода в решете Работа не волк Слово — серебро Счастье в труде Всем не угодишь Всего 18 слайдов — 2 разных набора по 9.
Слайды каждого задания показываются в порядке возрастания количества букв. На занятии можно использовать как одно задание из этой серии, так 2 или 3. Содержание заданий может меняться в зависимости от подготовленности детей, их возрастных и индивидуальных способностей.
Упражнение № 2.
На цифровом материале Задание, приведенное ниже, рассчитано на индивидуальное применение, поэтому если оно включено в работу группы учащихся, то удобнее разбить ее на тройки и повести в виде сюжетно — ролевой игры. Каждому из играющих присваивается определенная роль — «учитель», «ученик», «контролер» — со сменной ролью по кругу. «Ученик» сидит за столом, и учитель показывает ему таблицы в порядке их номеров: 1,2,3, 4. Смена таблиц происходит по мере окончания работы с предыдущей таблицей. Перед предъявлением таблицы I учитель сообщает инструкцию: «Сейчас я буду показывать последовательно, друг за другом 4 таблицы с числами. (Числа разбросаны в таблице в беспорядке.) Как только я покажу первую таблицу, нужно как можно быстрее находить в ней числа в порядке возрастания, начиная с единицы: 1,2,3,4 и т. д. ты должен показывать их указкой и называть вслух четко и громко.» «Контролер» при помощи секундомера фиксирует время счета по каждой таблице отдельно, а также количество допущенных ошибок (по возможности). Как показывает практика, желательно, чтобы первичное применение задания производилось все же в индивидуальном порядке, и лишь когда дети освоятся с его содержанием, предложить им его в качестве игры.
Оборудование:
Секундомеры, указки, 4 цифровые таблицы с числами (количество используемых цифр изменяется по мере увеличения объема внимания от занятия як занятию. Первично же таблицы включают числа от 1 до 9, затем их количество доводится до 25), расположенными в случайном порядке.
Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания.
Упражнение № 2
Прочитайте вслух небольшое предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Дети должны запомнить текст и сосчитать число ударов.
Можно провести это упражнение в качестве соревнования: кто правильно сосчитал, тот и выиграл, Выигравшие получают, например, красный кружок. Так как на занятии лучше играть несколько раз. Подсчет выигрышей проводится в конце занятия, и победители как — ни будь поощряются.
В процессе занятий количестве предложений, используемых в тексте, увеличивается.
Упражнение № 3.
Упражнение направлено на выработку у ребенка умения выполнять два разных действия одновременно.
а) Ребенок рисует круги в тетради и одновременно считает хлопки, которыми взрослый сопровождает рисование, Время выполнения задания — 1 мин.
Подсчитывается количество кружков и сосчитанное количество ударов. Чем больше кружков нарисовано и правильнее сосчитаны хлопки, тем выше оценка.
- б) 3адание похоже на предыдущее. В течении I минуты нужно одновременно нарисовать двумя руками: левой — кружки, правойтреугольники, в конце по дочитывается количество нарисованных треугольников и кружков.
- (Треугольники с «округленными» вершинами не считаются, так же, как и круги с «углами». Задача ребенка — нарисовать как можно больше треугольников и кругов.)
Упражнение №. 4.
Данное упражнение как для индивидуальной, так и для коллективной работы.
При этом можно пользоваться индивидуальными таблицами или двумя слайдами и эпидиаскопом.
Возможны 3 варианта работы:
- а) с таблицей № 1;
- б) с таблицей №. 2:
- в) с обеими таблицами (сначала с таблицей № I, а после перерыва в 10 мин, с таблицей № 2).
Время работы ограниченно: с таблицей № 1−3 мин., с таблицей № 2 — 7 мин.
Учитель сообщает детям: «Перед вами таблица, в которой расположены в беспорядке числа от 1 до 25. Всего в таблице 16 чисел, значит, 9 пропущено. У вас имеется листок, на котором напечатан ряд чисел от 1 до 25. Вы должны отыскать в таблице числа по порядку, начиная с 1. Если вы не найдете в таблице какое — то число, вычеркните его на листке с числами. Исправления не допускаются, старайтесь работать без ошибок» .
Аналогичная работа проводится с таблицей № 2, только количество чисел немного увеличено: используется 25 чисел, а диапазон — от 1 до 30.
В результате занятий при получении хороших ответов диапазон применения чисел может быть существенно расширен: до 40 и даже до 70, количество же можно оставить неизмененным — 25 чисел, т. е. таблица из 25 ячеек.
Таким образом, приведенные упражнения позволяют удерживать и концентрировать внимание, причем получаемые данные могут свидетельствовать о медленной включаемости в работу (при неправильном решении первых заданий и правильных решений последующих) или о быстрой истощаемости внимания, неспособности сохранить его концентрацию (при правильном решении первых заданий и неправильном решении последующих), что позволяет педагогу корректировать свою работу в зависимости от получаемых результатов.