Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Классификация методов физического воспитания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В соответствии с задачами и условиями обучения каждый метод реализуется с помощью методических приемов. Например, метод показа осуществляется разными приемами: показом упражнения в профиль или анфас, показом в определенном темпе и т. п. Методический прием — это способ реализации метода в соответствии с конкретной задачей обучения. Следовательно, внутри каждого метода используются различные… Читать ещё >

Классификация методов физического воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Специальные знания и двигательные действия как предметы преподавания физического воспитания требуют владения определенными способами обучения. Способов обучения много, и ни один из них не является универсальным. Знание характеристик методов обучения позволит правильно ориентироваться в многообразии этих способов и отбирать наиболее эффективные для решения учебных задач.

Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений. Существуют и иные определения метода. Например, «метод — такой способ воздействия, при котором можно решить широкий круг задач в самых различных условиях с различным контингентом учеников», а также: «метод — упорядоченная совокупность использования средств физической культуры в процессе формирования физического совершенства человека». Более широкое понятие представлено в учебнике Ю. Ф. Курмашина, где метод — это разработанная с учетом педагогических закономерностей система действий педагога, целенаправленное применение которого позволяет организовать теоретическую и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую освоение им двигательных действий, направленных на развитие физических качеств и формирование личности.

В соответствии с задачами и условиями обучения каждый метод реализуется с помощью методических приемов. Например, метод показа осуществляется разными приемами: показом упражнения в профиль или анфас, показом в определенном темпе и т. п. Методический прием — это способ реализации метода в соответствии с конкретной задачей обучения. Следовательно, внутри каждого метода используются различные приемы. Чем богаче запас методических приемов, тем шире диапазон применения метода. Специальная система методов, методических приемов обучения и форм организации занятия, направленная на решение педагогических задач, называется методикой.

Например, можно говорить о методике развития силовых способностей, методике обучения двигательным действиям, методике физического воспитания в вузе и др.

Термин «методика» означает совокупность способов целесообразного проведения какой-либо работы. В методике, по возможности, должно содержаться точное предписание о выполнении определенной последовательности действий (операций), приводящих к решению поставленной педагогической задачи.

Совокупность способов воздействия педагога на занимающихся, выбор которых обусловлен определенной научной концепцией, логикой организации и осуществления процесса обучения, воспитания и развития, определяется как методический подход. К примеру, при разучивании двигательных действий, возможны два противоположных подхода: аналитический (избирательный) и целостный (интегральный).

В настоящее время в теории физической культуры имеется несколько классификаций методов, предложенных Л. П. Матвеевым, Б. А. Ашмариным, В. П. Лукьяненко, Ю. Ф. Курмашевым и др.

Наиболее широко в научно-методической литературе представлены следующие классификации:

  • 1) по характеру учебно-познавательной деятельности: теоретические и практические;
  • 2) по источнику передачи и характеру восприятия учебной информации: словесные, наглядные, практические (упражнения);
  • 3) по отдельным сторонам процесса физического воспитания: обучения двигательным действиям, развития физических качеств, воспитания личности;
  • 4) по специфике воздействующих факторов (сенсорного, моторного, физиологического и психологического воздействия);
  • 5) по предмету упражняющихся воздействий (воспитания физических качеств, обучения движениям, совершенствования органов чувств, формирования психических черт личности и поведения);
  • 6) по взаимосвязи с другими методами: неспецифические (общепедагогические) и специфические (практические)
  • 7) по характеру решаемых задач: формирование знаний и двигательных умений и навыков; совершенствования двигательных навыков и развития физических способностей, воспитания личности.

Для создания единой системы взаимосвязанных классификаций методов физического воспитания Чжин Хе Мин предлагает использовать целостно-деятельностный подход. Этот подход позволяет отражать все структурные компоненты и этапы профессиональной деятельности: проектирование учебно-воспитательного процесса и обеспечение условий его существования (1 этап), реализацию запланированного, непосредственного воздействия на личность занимающихся (2 этап), анализ и оценка результатов педагогического процесса (3 этап). Соответственно названным этапам, можно выделить следующие группы методов: проектирования; педагогических воздействий; контроля. В свою очередь, в каждый из выделенных групп методов можно выделить отдельные подгруппы, виды и разновидности методов.

Ряд авторов предлагают систему методов обучения делить на репродуктивные и продуктивные методы. Теоретическим основанием для адаптации продуктивных методов к процессу обучения двигательным действиям для них стала теория П. Я. Гальперина, который отмечал, что усилия преподавателя должны быть направлены не на «постановку движения», т. е. формирование исполнительной части, а на руководство формированием ориентировочной основы действия, которая определяет качество исполнения. Следовательно, в процессе освоения двигательного действия не только участвует опорно-двигательный аппарат человека, но и задействованы высшие психические процессы (восприятие, мышление, рефлексия и т. д.). Таким образом, считают Е. А. Короткова и Л.A. Архипова, можно проследить обратную связь: развивая психические процессы учащихся при обучении двигательному действию, педагог воздействует на освоение двигательного действия, которое и будет определять качество формирования индивидуальной (самой эффективной) техники выполнения двигательного действия.

Итак, в каждой группе методов можно выделить соответствующие подгруппы, виды и разновидности методов.

Выбор конкретного метода в практике зависит от ряда факторов и условий. В частности их выбор определяется:

  • — поставленными задачами обучения и воспитания;
  • — характером содержания учебного материала, применяемых средств; возможностями занимающихся — их возрастом, полом, состоянием здоровья, уровнем подготовленности и др.;
  • — возможностями самих преподавателей — их предшествующим опытом, уровнем теоретической и практической подготовленности, стилем работы и личностными качествами и др.;
  • — временем, которым располагает преподаватель; структурой отдельных занятий и их частей;
  • — этапами обучения двигательным действиям, фазами развития физической работоспособности (повышения уровня развития качеств, их стабилизация или восстановление);
  • — особенностями внешних условий, в которых проводится занятие (температура воздуха, сила ветра, состояние оборудования, количество инвентаря).

По единодушному мнению авторов ни один из многочисленных методов не может быть признан единственным и основным. Каждый метод, хотя и обладает своими ярко выраженными особенностями, которые не позволяют заменить его другими методами, в то же время оправдывают себя только в тесной взаимосвязи с ними.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой