Задачи, методы и организация исследования
Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы проводился с целью изучения теоретического состояния проблемы использования внеклассной работы по предмету как средства укрепления здоровья подростков. В ходе исследования было проанализировано 44 источника. В их числе научные статьи, учебно-методические пособия, монографии. Она включает три группы вопросов: первая диагностирует… Читать ещё >
Задачи, методы и организация исследования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Задачи исследования
В соответствии с целью нашего исследования нами были определены задачи:
- 1. Изучить состояние проблемы использования внеклассной работы по предмету как средства укрепления здоровья подростков.
- 2. Выявить отношение подростков к укреплению собственного здоровья.
- 3. Разработать комплекс внеклассных мероприятий по предмету, направленных на укрепление здоровья подростков и выявить его эффективность.
Методы исследования
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
- 1. Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы.
- 2. Анализ документации образовательного учреждения.
- 3. Педагогическое тестирование.
- 4. Педагогический эксперимент.
- 5. Метод математической обработки данных.
- 1. Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы проводился с целью изучения теоретического состояния проблемы использования внеклассной работы по предмету как средства укрепления здоровья подростков. В ходе исследования было проанализировано 44 источника. В их числе научные статьи, учебно-методические пособия, монографии.
- 2. Анализ документации образовательного учреждения: изучение классных журналов (посещение учащимися 9 класса урока физической культуры) с целью выявления активности учащихся на уроках физической культуры, изучение календарно-тематического плана учителя по физической культуре (внеклассная работа) с целью выявления систематического проведения внеклассной работы по предмету с учащимися 9 класса учителем физической культуры.
- 3. Педагогическое тестирование использовалось с целью выявления уровня и особенностей отношений к собственному здоровью подростков. Для этого применялись тесты:
- 1. «Индекс отношения к здоровью», разработанный С. Дерябо и В. Ясвиным (1999).Тест проводился письменно с группой детей в количестве 18 человек.
Испытуемым необходимо было из двух высказываний (А или Б), которые описывают противоположные мнения, ситуации и т. д., выбрать то, которое кажется более подходящим для них. Подсчёт результатов проводился в соответствии с ключом, в котором была определена сумма баллов по каждой шкале (строке) и общая сумма, являющаяся показателем «интенсивности» (силы проявления) отношения к здоровью.
Среди таких шкал были: эмоциональная (эта шкала измеряет, в какой степени проявляется отношение человека к здоровью, здоровому образу жизни в эмоциональной сфере. Она включает вопросы, диагностирующие, насколько человек сенситивен, чувствителен к различным витальным, жизненным проявлениям своего организма, насколько он восприимчив к эстетическим аспектам здоровья, насколько он способен получать наслаждение от своего здоровья и заботы о нем и пр.), познавательная (эта шкала измеряет, в какой степени проявляется отношение человека к здоровью, здоровому образу жизни в познавательной сфере. Она включает две группы вопросов: первая диагностирует, насколько человек готов воспринимать получаемую от других людей или из литературы информацию по проблемам здорового образа жизни («пассивные» вопросы), вторая — насколько человек стремится сам получать информацию по этой теме («активные»)), практическая (эта шкала измеряет, в какой степени проявляется отношение человека к здоровью, здоровому образу жизни в практической сфере. Она также включает две группы вопросов: первая диагностирует, насколько человек готов включаться в различные практические действия, направленные на заботу о своём здоровье, когда они предлагаются, организовываются другими людьми, вторая — насколько человек сам, по собственной инициативе стремится осуществлять эти действия и шкала поступков (эта шкала измеряет, в какой степени проявляется отношение человека к здоровью, здоровому образу жизни в сфере совершаемых им поступков, направленных на изменение своего окружения в соответствии с его отношением.
Она включает три группы вопросов: первая диагностирует, насколько человек стремится повлиять на членов своей семьи, чтобы они вели здоровый образ жизни, вторая — насколько он стремится повлиять на своих знакомых, третья — на других людей, общество в целом. Каждая из шкал характеризуется высокими, средними и низкими баллами (Приложение 1.).
- 2. Тест-анкета на изучение ориентации учащихся на здоровый образ жизни (Кукушин В.С., 2004) целью которого было изучение ориентации учащихся на здоровый образ жизни. Подросткам необходимо было дать ответ на 24 вопроса. В процессе обработки данных выявлялись в зависимости от количества полученных баллов следующие уровни: низкий (0−20 б.), средний (21−40 б.), высокий (41−60 б.) (Приложение 3).
- 4. Педагогический эксперимент проводился с целью выявления эффективности использования комплекса внеклассных мероприятий по предмету в качестве укрепления здоровья подростков. В процессе педагогического эксперимента в экспериментальной группе внедрялся разработанный нами комплекс внеклассных мероприятий с различными формами проведения. Комплекс внеклассных мероприятий применялся во внеурочное время и во время классных часов 1 раз в неделю. Данные мероприятия представлены в приложении 5. Педагогический эксперимент длился в течение 5 месяцев. По окончании исследования был проведён сравнительный анализ полученных данных.
- 5. Методы математической обработки данных применялись с целью количественной обработки полученных результатов. Был использован метод вычисления процентного соотношения (%).
Организация исследования
Исследование проходило поэтапно. Первый этап (сентябрь-октябрь 2013 г.) включал в себя изучение научно-методической литературы с последующим систематическим изложением и анализом полученных фактов. В результате анализа и обобщения теоретических сведений были поставлены цель, задачи, определены объект и предмет исследования, сформулировано противоречие, выдвинута гипотеза, разработана методика проведения исследования.
На втором этапе (ноябрь 2013 г. — март 2014 г.) проводился педагогический эксперимент, педагогическое тестирование. Апробация комплекса внеклассных мероприятий. В педагогическом эксперименте и тестировании принимали участие 18 учащихся 9 класса (15−16 лет) БОУ г. Омска «Средней общеобразовательной школы № 31».
Третий этап (апрель-май 2014 г.) предполагал обработку, сравнительный анализ и интерпретацию полученных данных, обобщение, формулирование выводов и практических рекомендаций, оформление дипломной работы.