Теоретические основы изучения развития форм организации процесса обучения
Классно-урочная система в отличие от индивидуального обучения и ее индивидуально-группового варианта утверждает твердо регламентированный режим учебно-воспитательной работы: постоянное место и продолжительность занятий, стабильный состав учащихся одинакового уровня подготовленности, а позже и одного возраста, стабильное расписание. Во-первых, отсутствуют парные и коллективные учебные занятия… Читать ещё >
Теоретические основы изучения развития форм организации процесса обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Понятие о формах организации обучения
Организованное обучение и воспитание осуществляется в рамках той или иной педагогической системы, имеет определенное организационное оформление. В дидактике известны три основные системы организационного оформления педагогического процесса, отличающиеся одна от другой количественным охватом обучающихся, соотношением коллективных и индивидуальных форм организации деятельности воспитанников, степенью их самостоятельности и спецификой руководства учебно-воспитательным процессом со стороны педагога. К ним относятся:
- 1) индивидуальное обучение и воспитание;
- 2) классно-урочная система;
- 3) лекционно-семинарская система.
Система индивидуального обучения и воспитания сложилась еще в первобытном обществе как передача опыта от одного человека к другому, от старших к младшим. С появлением письменности старейшина рода или жрец передавал эту премудрость общения посредством говорящих знаков своему потенциальному преемнику, занимаясь с ним индивидуально. Изложив материал одному, он давал ему задание для самостоятельной работы и переходил к другому, третьему и т. д.
Закончив работу с последним, учитель возвращался к первому, проверял выполнение задания, излагал новую порцию материала, давал задание — и так до тех пор, пока ученик, по оценке учителя, не осваивал науку, ремесло или искусство. Содержание обучения и воспитания было строго индивидуализировано, поэтому в группе могли быть ученики разного возраста, разной степени подготовленности.
Начало и окончание занятий для каждого ученика, а также сроки обучения тоже были индивидуализированы. Редко учитель собирал всех учеников своей группы для коллективных бесед, наставлений или заучивания священных писаний и стихотворений.
Когда в средние века с увеличением количества обучающихся стали подбирать в группы детей примерно одного возраста, возникла необходимость более совершенного организационного оформления педагогического процесса.
Классно-урочная система в отличие от индивидуального обучения и ее индивидуально-группового варианта утверждает твердо регламентированный режим учебно-воспитательной работы: постоянное место и продолжительность занятий, стабильный состав учащихся одинакового уровня подготовленности, а позже и одного возраста, стабильное расписание [4] .
Основной формой организации занятий в рамках классно-урочной системы, по Я. А. Коменскому, должен быть урок. Задача урока должна быть соразмерна часовому промежутку времени, развитию учащихся. Урок начинается сообщением учителя, заканчивается проверкой усвоения материала. Он имеет неизменную структуру: опрос, сообщение учителя, упражнение, проверка.
Основное время при этом отводилось упражнению. Дальнейшее развитие классического учения Я. А. Коменского об уроке в отечественной педагогике осуществил К. Д. Ушинский. Третья часть направлена на подытоживание проделанной работы и на закрепление знаний и навыков. Большой вклад в разработку научных основ организации урока внес А.Дистервег. Он разработал систему принципов и правил обучения, касающихся деятельности учителя и ученика, обосновал необходимость учета возрастных возможностей учащихся.
Существуют различные классификации форм организации учебного процесса, но все они сводятся к структуре учебного общения или дидактическим целям и задачам. Все формы можно разделить на общие и конкретные.
На протяжении длительного времени в педагогической литературе было общепринятым деление всех организационных форм на:
- 1. Общеклассные или фронтальные учебные занятия;
- 2. Групповые (бригадные или звеньевые);
- 3. Индивидуальные.
В первом случае учитель одновременно работает со всеми учащимися класса, во втором — в классе работает несколько групп учащихся и каждую небольшую группку обучает кто-то из учеников, в третьем — каждый ученик выполняет работу индивидуально, без чьей-либо помощи. Такая классификация является неполной.
Во-первых, отсутствуют парные и коллективные учебные занятия. Во-вторых, в классификации члены деления не исключают друг друга, так фронтальные занятия являются частным случаем групповых. Остаётся неясным признак, по которому производится такое деление, обычно это признак одинаковости или неодинаковости заданий.
Если в классе все учащиеся выполняют одну и ту же работу, то такие занятия следовало бы считать фронтальными, но в действительности каждый ученик на этих занятиях работает индивидуально, обособленно друг от друга, даже без помощи учителя.
То же самое можно сказать и о занятиях, на которых производится контрольная работа. А если на уроке самостоятельная работа по карточкам — одни ученики имеют одинаковые задания, а другие разные? Получается, что в классе проводится групповая работа, на самом деле все ученики работают индивидуально (ученики изолированы друг от друга). А если ученики работают в группах, но все группы имеют одинаковые задания? Это не фронтальная работа, а групповая [5] .
Следовательно, такое деление форм обучения является неправильным, неполным. Мы будем придерживаться классификации В. К. Дьяченко, она устраняет данные недочёты. Сравнение общих форм обучения даётся в таблице 3.
В таблице 1 представлены общие формы учебной работы по В. К. Дьяченко.
Таблица 1. Формы учебной работы по В. К. Дьяченко.
Индивидуальная. | Парная. | Групповая. | Коллективная. |
Обособленная учебная работа, без контакта с другими людьми. (ученик-книга, ученик-тетрадь). | Работа внутри одной обособленной пары, участники пары постоянные, один говорит, один слушает. (ученик-ученик, учитель-ученик). | Одного говорящего слушает либо несколько человек (бригадные, звеньевые занятия), либо весь класс (Общеклассные занятия). (ученик-ученики). | Каждый ученик по очереди работает с разными членами коллектива и наоборот, все работают с каждым учеником. (ученик-ученики, ученики-ученики). |
Исходя из этого, мы можем заметить, что формы организации процесса обучения делятся на общие и конкретные. Общие формы не зависят от конкретных дидактических задач и определяются только структурой общения между обучающимися и обучаемыми. Таких форм 4: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
В таблице 2 представлены общие формы учебной работы учащихся по И. М. Чередову.
Таблица 2. Формы учебной работы учащихся по И. М. Чередову.
Фронтальная. | Групповая. | Индивидуальная. |
Управление учебной деятельностью всего класса при его работе над единой задачей при достаточно жёстком контроле учителя. | Сотрудничество в малых группах на принципах самоуправления с менее жёстким контролем учителя:
| Самостоятельность ученика при максимальном проявлении его инициативы с учётом степени целеустремлённости, работоспособности, интересов, склонностей:
|
Просмотрев данную таблицу, мы можем увидеть, что И. М. Чередов выделяет 3 формы учебной работы: фронтальная, групповая и индивидуальная.
В таблице 3 проведено сравнение общих форм обучения по В. К. Дьяченко и И. М. Чередову.
Таблица 3. Сравнительный анализ форм обучения.
Название формы. | Достоинства. | Недостатки. |
Индивидуальная. | Самостоятельное усвоение знаний, формирование умений и навыков, развитие самооценки учеников, познавательной самостоятельности, осуществляется хороший контроль. | Тормозит развитие детей с низким уровнем учебных возможностей, ведёт к списыванию, подсказкам, отсутствие социальной активности школьников. |
Групповая. | Взаимопомощь, распределение обязанностей, развитие чувства ответственности за результат совместной деятельности, стимул творческого соревнования. | Слабого ученика можно поставить в пассивное положение, работать могут только лидеры, а остальные списывать. |
Парная. | Учащиеся дают взаимную оценку действиям и поступкам друг друга, эта работа эффективна на непродолжительное время (5−7 мин.), повышается качество выполненной работы, исчезает страх за ошибки перед учителем. | Возникает опасность ложного товарищества, невозможно объективно оценить уровень знаний учащихся, нарушается нормальный ход индивидуальной учебной деятельности. |
Коллективная. | Каждый ученик попеременно является то учеником, то учителем, повышается ответственность за свои знания перед коллективом, активизируется познавательная деятельность учащихся, развивается инициативность, коммуникабельность, трудолюбие учеников. | Неумение некоторыми учителями профессионально организовать данную форму, недостаточность времени на уроках, несформированность коллектива приведёт к нежелательному результату: обратившимся за помощью говорят «Сам учи, что тут сложного». |
Таким образом, мы сумели выделить достоинства и недостатки общих форм обучения.
Если изучаемый материал основывается на хорошо усвоенном ранее, нетруден и хорошо изложен в учебнике, учебных пособиях, преподаватель может провести по соответствующей теме конференцию, организовать дискуссию учеников.
Дискуссионное занятие должно быть подготовлено заранее, для чего учитель определяет учащимся темы докладов, основные направления самостоятельной работы.
Роль педагога заключается в комментировании полемики школьников, подведении итогов обсуждения. Эта форма организации обучения рассчитана на учащихся, имеющих сформированные умения и навыки работы с литературой [6].