Система гражданского воспитания в современной школе
Деятельность по воспитанию Гражданина может быть самой разнообразной, например, с использованием фольклора (посиделки, вечера, театр и т. д.). Гражданскую направленность должна носить и трудовая деятельность школьников. Одним из основных начал воспитания Гражданина представляется воспитание человека-труженика, основным качеством которого является трудолюбие. Осознание труда как условия развития… Читать ещё >
Система гражданского воспитания в современной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Позитивному вхождению подрастающих граждан в противоречивое современное общество во многом способствует деятельность детских общественных объединений, представляющих право выбора среды общения, право на уважительное и справедливое отношение со стороны взрослых. Социальная адаптация детей, создание условий для реализации основных идей Конвенции о правах ребёнка рассматриваются нами как приобщение детей и подростков к общечеловеческим, гражданским ценностям через их включение в реальные общественно-значимые отношения.
Гражданское и патриотическое воспитание — это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности выполнения гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины.
Современная история показывает, что только активная гражданская позиция является необходимым условием становления полноценного гражданского общества и демократического правового государства.
Коренные преобразования в стране конца XX — начале XXI века, определившие крутой поворот в новейшей истории РК, сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании ее граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма.
Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
Патриотическое воспитание школьников — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина — патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Многое делается для этого в государственной политике. Принимаются целевые программы по поручению Правительства РК, в разработке принимают участие все министерства и ведомства, ведущие научные и общественные организации. В программе отмечается, что произошедшие в стране социально-экономические процессы, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание, резко снизили воспитательное воздействие культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма. В этих условиях очевидна неотложная необходимость государственного решения острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.
Все это поднимает проблему патриотического воспитания на первостепенный уровень.
Кажется, чего проще — есть программы: республиканские, региональные, районные. Отработан механизм их воплощения, разработаны схемы деятельности. Только пестрят газетные заголовки: «Как улучшить ситуацию?», «Какие отношения между нами и Родиной?», публикуются письма подростков, которые ставят перед собой четкую жизненную цель: хотят стать например, киллерами.
Так что же делать?
В социальной психологии известен эксперимент, в котором двум одинаковым по составу группам объясняли информацию о вреде курения. В первой группе была избрана форма лекции, а во второй — дискуссии. Затем в течение некоторого времени проводился мониторинг об отношении к курению. В «лекционной» группе сначала большинство были согласны с мнением докладчика, однако с течением времени число поддерживающих его позицию участников стало уменьшаться. В дискуссионной группе ситуация была иная: сначала согласных было немного, но постепенно их число, хотя и волнообразно, но стало увеличиваться. Это говорит о том, что при отсутствии внешнего продавливания идеи люди сами начали задумываться над стоящей проблемой и искать для себя разумный способ разрешения. Поэтому необходимо больше доверять подросткам, их способности самим понять, что именно является предметом их защиты, что находится в зоне их ответственности.
Итак, гражданское воспитание, по определению педагогической энциклопедии, это «формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным».
В ситуации реформирования системы образования, в тревожное и сложное время социальных перемен школа была и остается той средой, в которой формируется фундамент гражданственности подрастающего человека. Во все времена эта проблема не могла не волновать педагогов-ученых, педагогов-практиков. Обобщая теорию и практику гражданского воспитания, В. А. Сухомлинский писал: «Гражданственность — это живая плоть и кровь нравственности. Я стремился к тому, чтобы воспитанники не только знали, понимали добро и зло, справедливость и несправедливость, честь и бесчестье, но и переживали непримиримость к социальному злу, бесчестью». Он рассматривал гражданственность в неразрывной связи с гуманизмом, считая непременным условием гражданского воспитания организацию эмоциональной, насыщенной и деятельной жизни коллектива, способствующей развитию гражданской активности каждой личности.
Следует, однако, отметить, что эффективность гражданского воспитания зависит не только от усилий педагогов, но и во многом определяется объективным состоянием общества, уровнем развития демократии, гуманности, правовой культуры. Ослабление и утрата в обществе подлинной гражданственности или подмена ее лозунгами вынуждает детей и подростков искать иную сферу приложения своим силам. Так возникают аморальные явления в подростковой среде, увеличивается количество правонарушений, совершаемых подростками, «молодеет» преступник.
Негативному влиянию на личность ребенка деструктивных социальных процессов должна противостоять школа. Это понимают и принимают учителя, им близка позиция В. А. Караковского: «Эстафету зла должен прервать школьный учитель, прервать пока не поздно, пока не очерствели сердца детей. Внушить им истину, что человек живет, чтобы увеличивать добро в окружающем его мире, укрепить веру в победу добра, создавать ситуацию добротворчества — это сегодня сложнейшая, тонкая, но абсолютно необходимая работа школы». Практически в каждом районе области есть школы со сложившейся воспитательной системой, стержнем которой является гражданское воспитание.
Воспитание гражданственности подрастающего поколения в современной школе в сложных условиях ее модернизации с неизбежностью требует от педагогов высокого профессионализма, компетентности в вопросах теории и практики воспитания. Здесь недостаточно одной интуиции, копирования чьего-то опыта, педагогического прожектерства, а нужна научно обоснованная, целостная, ориентированная на конкретные условия система воспитания.
Система гражданского воспитания в школе, как и любая педагогическая система, строится на основе его целей и задач. Научным обоснованием педагогических целей является психологическая структура нравственного качества, в которой таковое рассматривается в единстве нравственного сознания и нравственного поведения, или говоря иначе — в единстве мотивов и способов поведения.
Гражданственность начинается там и тогда, когда нравственные гражданские поступки волнуют ребенка, оставляют в его душе чувство радости, духовной приподнятости. Нравственные чувства по образному выражению В. А. Сухомлинского — это «кровь, плоть и сердце нравственной убежденности личности». В основе гражданственности лежит чувство любви к Родине, ответственности за то, что вокруг тебя происходит, потребности в деятельности на благо общества. Без высоких нравственных чувств гражданственность превращается в сухие бесцветные слова, способные воспитать лицемеров.
Таким образом, одной из целей гражданского воспитания является воспитание гражданских чувств:
- · чувства любви к Родине;
- · уважения и доверия к власти;
- · чувства собственного достоинства, внутренней свободы личности;
- · уважения и доверия к другим людям;
- · гармоничное сочетание патриотических, национальных и интернациональных чувств.
К сожалению, следует отметить, что для значительной части подростков характерны рационализм и жестокость; недостаточность эмоционального развития, которая проявляется в «эмоциональной глухоте», узости круга жизненных явлений, вызывающих их эмоциональный отклик; поверхностность переживаний.
Во избежание этих недостатков в гражданском воспитании важно чуткое внимание к миру чувств ребенка, особенно в подростковом возрасте, когда только начинает формироваться умение «властвовать собой». Мир чувств глубоко личностен, индивидуален, раним, и прикосновение к нему требует от воспитателя глубокого педагогического такта. От педагогов требуется создание таких эмоциональных ситуаций в жизни школьника, особенно в его коллективной деятельности, которые вызывают и закрепляют глубокие нравственные чувства. В воспитании чувств особую роль играют гуманитарные дисциплины, которые вводят учащихся в мир человеческих отношений, в т. ч. через художественные, исторические образы.
В гражданском воспитании необходимо ставить цель формирования интеллектуальной базы гражданственности, основу которой составляет интеграция этических, правовых, политических, исторических, экологических, экономических знаний. Гражданское образование в школе включает:
- · политическое образование (но не глубокую осведомленность в области политических знаний, которая необходима специалистам-политологам);
- · основы правовых знаний;
- · этическое и экологическое образование;
- · знание своих исторических корней.
На основе тесной связи знаний и собственного к ним отношения рождаются убеждения, которые создают надежность гражданской позиции человека. Формирование гражданского мировоззрения также входит в систему целей гражданского воспитания и предполагает:
- · наличие адекватных представлений о целостной картине мира, осознание и убежденность в своем особом предназначении в нем;
- · убежденность в том, что от тебя зависит не только собственная жизнь, но и судьба близких людей, народа и государства, как альтернатива инфантильности, позиции «надо легче смотреть на жизнь».
Если отсутствует единство нравственных знаний и чувств, знаний и поступков, возникают серьезные изъяны в гражданском мировоззрении подростков: неустойчивость убеждений, разрыв слова и дела. Причиной изъянов в формировании убеждений может быть и отсутствие у подростков твердости характера, силы воли, умения управлять собой. Педагогам не надо бояться трудностей в перестройке сложившихся ошибочных взглядов подростков, надо уметь видеть возможность каждого ученика, уровень его нравственного самосознания, перспективы развития его гражданской позиции.
Цели формирования нравственных гражданских чувств, гражданского мировоззрения должны сфокусироваться в «формировании опыта гражданского действия, позволяющего учащимся практически реализовывать важнейшие человеческие ценности, лежащие в основе их мировоззрения, выбирать линию поведения, выражать отношение к обществу и самим себе». Так определяет «Педагогическая энциклопедия» еще одну весьма значимую цель гражданского воспитания, для достижения которой школьникам необходима насыщенная деятельность, ориентированная на общественно ценные результаты, создающая возможности для самостоятельности и творчества.
Опыт гражданских действий включает:
- · готовность к действию и торможению («хочу» и «надо» в пользу «надо»);
- · дисциплинированность как привычку;
- · трудовую деятельность, ориентированную на общественно-ценные результаты, создающую возможности для самостоятельности и творчества;
- · заботу об улучшении окружающей среды;
- · профессиональное, жизненное и личностное самоопределение, благодаря которым человек сможет разумно действовать в условиях выбора, т. е. в условиях свободы и ответственности.
Утрата школами детских и юношеских организаций, в которых в большей степени и приобретался детьми опыт социально значимой деятельности, создала весьма значительные трудности в формировании опыта гражданского действия. Понимая это, школы ищут новые пути создания детских организаций, которые бы в условиях рыночной неустойчивой экономики и отсутствия в обществе нравственных идеалов все-таки позволили бы решать задачу формирования действенной гражданственности учащихся. Есть школы, в которых бережно хранят и развивают опыт деятельности пионерской организации (например, МОУ «Боевая СОШ» Исилькульского района); в значительном количестве школ области активно работают экологические дружины; есть школы, в которых детские организации сформированы и действуют на принципах скаутского движения и др. Однако, такой опыт создания детских и юношеских организаций пока нельзя назвать массовым, и поиск в этом направлении продолжается.
Таким образом, системе гражданского воспитания в школе должны быть свойственны целенаправленность и целостность, которые предполагают комплексное решение задач формирования высоких гражданских чувств, гражданского мировоззрения, опыта гражданского поведения. Если в решении любой из этих задач возникает недоработка, погрешность, то в целом гражданские качества личности учащихся не могут быть сформированы.
Современная школа, несмотря на сложные социальные условия, а порой и прямое негативное влияние окружающей социальной среды, способна справиться с решением задач гражданского воспитания, но для этого в школе должны быть созданы определенные организационно-педагогические условия. Таковыми являются:
- · идейно-нравственная направленность содержания образования (в этом отношении трудно переоценить роль регионального компонента);
- · гражданская, идейно-нравственная позиция каждого педагога. Учитель — это не просто хороший и послушный член общества, патриот, но и самостоятельная личность с чувством собственного достоинства, высоко оценивающая это достоинство в других, воспитывающая и тщательно оберегающая достоинство своих учеников;
- · организация эмоционально насыщенной, деятельной жизни школьного коллектива, всемерно способствующей развитию гражданской активности каждой личности, построенной на гуманистических и демократических принципах;
- · самоуправление учащихся, в процессе которого они решают вопросы не только школьной жизни, но и окружающей социальной среды;
- · объединение педагогических усилий семьи, школы, органов государственно-общественного самоуправления.
Отсутствие в школьной образовательной среде любого из названных условий не позволит эффективно решать задачи гражданского воспитания и может привести к негативным последствиям. Таким образом, гражданское политическое воспитание — это система общечеловеческого ценностного отношения к глобальным проблемам, социальным группам, отдельным личностям, их деятельности, к явлениям общественной жизни и сознания.
Оно гражданское потому, что определяется принципиальными общегосударственными, конституционными мировоззренческими позициями, воплощающимися в реальную практику общественных отношений. Оно политическое потому, что обеспечивает уяснение школьниками идеалов и целей, стратегической и тактической линии строительства правового государства по обеспечению коренных интересов большинства народа. Система гражданского воспитания включает в себя: комплекс целей-функций, формируемых с учетом возрастных возможностей усвоения общегражданских и общечеловеческих политических идей детьми; содержание и формы гражданского воспитания в школе, во внешкольных и общественных организациях, средств массовой информации, трудовых коллективов.
Стержнем всего гражданского воспитания являются патриотизм и интернационализм. Патриотизм неразрывно сочетается с интернационализмом, чувством общечеловеческой солидарности с народами всех стран. Особое место в интернациональном воспитании молодежи занимает формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России, культуры межнационального общения. Формирование гражданина, патриота начинается в детском возрасте с чувства любви к родным людям, родному краю, природе, традициям. Формирование чувства привязанности к родным местамодин из компонентов патриотического воспитания. По мере овладения знаниями школа призвана воспитывать у детей чувство любви к нашему Отечеству. Высокое чувство любви к Родине может сложиться лишь в результате целой системы средств воспитания, включающей в себя пропаганду, пример, организацию поведения и деятельности учащихся. Огромное значение в воспитании патриотических чувств принадлежит учебному процессу. Знание является важнейшей предпосылкой для возникновения патриотических чувств.
Урок является источником получения знаний о Родине. Для патриотического и интернационального воспитания широко используется краеведческая работа, изучение трудовых и боевых традиций народа, участие в деятельности различных обществ (общества охраны памятников истории и культуры, обществ дружбы с зарубежными странами).
Элементом гражданского воспитания является общечеловеческое воспитание. Механизмами его осуществления являются познание, общение и деятельность. В ходе обучения и воспитания дети узнают о глобальных противоречиях, осознают их, принимают участие в деятельности, направленной на защиту мира, на взаимодействие и взаимопонимание между народами, на сохранение окружающей среды.
Органическая составная часть гражданского воспитания — формирование правового сознания и правопослушного поведения подрастающего поколения. Цель правового воспитания — ввести молодежь в сложные правовые общественные отношения, с помощью права решить ряд воспитательных проблем. Школьник должен овладеть элементарной юридической грамотностью, осознает права, обязанности и правовую ответственность. Среди механизмов осуществления правового воспитания большое значение имеет формирование прочной нравственноправовой эмоциональной основы, стимулирование борьбы с аморальными проявлениями и правонарушениями.
Новое время порождает и новые проблемы, уже в который раз испытывающие на прочность систему образования. Миф о всесилии рынка привёл к перекосам в жизнедеятельности школ. Под влиянием возросшего прагматизма деформируются сами цели образования, которые сводятся к накачке молодого поколения информацией и к выработке навыков, обеспечивающих деловой успех. Что же до высоких нравственных принципов, то вопрос решается просто — нравственно то, что приносит доход.
Пропагандируется «детоцентризм», ведущий к уменьшению роли педагога. Ему сегодня отказано в активной позиции, ибо ребёнок провозглашён исключительно субъектом собственного развития. Задача учителя состоит будто бы в том, чтобы создавать условия для свободного, самостоятельного развития ученика и выступать в роли консультанта или в роли посредника между учеником и учебником.
В среде учащихся протекают процессы, ранее неведомые школе: мощное расслоение детей по социальному признаку, появление детей нового типа — школьников — «детей дикого рынка».
Но самой острой проблемой не только школы, семьи, но и всего общества и государства, о которой давно с тревогой и болью говорят все, следует считать проблему воспитания новых поколений россиян.
Разгром прежней идеологической базы образования, отказ от старой системы ценностей, деполитизация и деидеологизация школы, проведённые поспешно и непрофессионально, — всё это привело практически к отказу от воспитания как целенаправленного педагогического процесса. Общественному сознанию навязывается идея самотёка в воспитании. Всё это привело к резкому росту детской преступности, беспризорности, разрушению нравственных ориентиров.
Возрастает роль школы и семьи. Воспитание гражданина начинается в семье. Родители являются первыми наставниками ребёнка в становлении его как гражданина. Через семью ребёнок осознаёт свою причастность к большой и малой Родине, знакомится с традициями и культурой народа, представителем которого является он сам и его родители. В семье ребёнок осваивает свой родной язык. Семья оказывает влияние на детей своим образом жизни. «Рыночный образ жизни» семьи накладывает свой отпечаток на воспитание детей в семье. Возрастающие социальные и экономические трудности: низкая заработная плата и несвоевременная её выдача, полная или частичная безработица и необеспеченность во многих семьях необходимого прожиточного минимума, — всё это, мягко говоря, снижает эффективность семейного воспитания. Одним из путей повышения эффективности воспитания детей является совместная работа школы и семьи.
Разрушение прежней воспитательной системы привело к возникновению «чёрной дыры». Назрела острая необходимость создания новой воспитательной системы, адекватной новому времени. Новая воспитательная система должна быть ориентирована на воспитание Гражданина.
Воспитание Гражданина Отечества является объективной необходимостью. Эта необходимость вытекает из видения конечных целей педагогического процесса, когда результатом его становится гражданин, «обладающий гарантированной государством совокупностью прав и обязанностей, приверженный идеалам демократии, идеям социального партнёрства, уважающий национальные и личностные свободы как окружающих, так и свои; гражданин, для которого приоритетным становится уважение к законам государства; гражданин, которого характеризует способность к разнообразной и продуктивной деятельности на благо общества и государства, на благо личности. (А. С. Гаязов).
Воспитание Гражданина осуществляется в процессе гражданского образования. Существуют разные подходы к гражданскому образованию, которое рассматривается: 1) как комплексная часть социальных наук; 2) комплексная дисциплина, выходящая за рамки социальных наук.
В качестве основных направлений гражданского образования зарубежные учёные выделяют политическое воспитание, правовое обучение, воспитание уважения к правам человека и ответственности перед обществом, экологическое образование и воспитание культуры межнационального общения.
В США разработаны национальные стандарты по граждановедению, которые направлены на усвоение учащимися ценностей американского общества, формирование гражданских качеств.
В австрийской школе большое внимание уделяется политическому образованию, в основе которого лежит понимание насущных проблем человечества.
В условиях современного этапа общества, его ориентации на построение правового демократического государства зарубежный опыт гражданского образования активно изучается и осмысливается авторами — разработчиками учебных программ и пособий, особенно по социальным дисциплинам.
Особую значимость в воспитании Гражданина имеет личностный подход.
Личностный подход предполагает знание не только личности школьника, но и всех отношений, воздействующих на него. Личностный подход в воспитании — это не пассивное приспособление педагога к особенностям ученика, а активные поиски наиболее эффективных путей воспитательного воздействия на него с учётом личностных качеств.
Особенностью воспитания Гражданина нашего Отечества является его многонациональный характер. Учёт национальных особенностей в гражданском воспитании имеет особое значение. Этот учёт предполагает приобщение учащихся к национальным культурам и историческим традициям народов.
Принцип народности, учёт национальных особенностей в гражданском воспитании осуществляется через деятельностное участие школьников. Воспитание в деятельности и через деятельность является основой воспитательного процесса.
Деятельность по воспитанию Гражданина может быть самой разнообразной, например, с использованием фольклора (посиделки, вечера, театр и т. д.). Гражданскую направленность должна носить и трудовая деятельность школьников. Одним из основных начал воспитания Гражданина представляется воспитание человека-труженика, основным качеством которого является трудолюбие. Осознание труда как условия развития человека и общества лежит в основе осознания себя как гражданина Отечества. Особо следует обратить внимание на деятельность учащихся по изучению конституционного механизма нашего общества: дискуссии, вечера, творческие работы и т. д. Так или иначе качественные особенности в воспитании Гражданина оказывает среда. Средовой подход в воспитании гражданственности характеризует особенность этого процесса. Окружение школы (предприятия, памятники истории и культуры, театры, и т. д.) должно «работать» на воспитание гражданственности. Взаимодействие школы со средой, включение учащихся в жизнь района определяет характер деятельности по воспитанию гражданственности.
Человека воспитывает всё. Но главной воспитательной силой является школа. В ней осуществляется целенаправленный педагогический процесс. Этот процесс осуществляют специально подготовленные люди, он является управляемым процессом. Учитель как главное лицо в управлении этим процессом определяет цели и задачи воспитания школьника как Гражданина Отечества.
Содержание, формы и методы, критерии воспитанности выбирает учитель.
Формирование гражданина свободного демократического государства, которого характеризуют совокупность общественно значимых качеств личности, в числе которых развитый гражданский долг и ответственность, уважение и принятие прав и обязанностей демократического общества, уважение к его законам — ведущая цель всей воспитательной системы. Но это стратегическая цель. Тактические цели определяются с учётом условий и задач воспитательного процесса. Тактические цели выступают дополняющими сущность генеральной цели. Признавая формирование гражданина как цель воспитания, необходимо определиться с направлениями этой работы. Особое значение в гражданском становлении личности имеют следующие задачи:
1. Мировоззренческая подготовка молодёжи, определение смысла жизни, ценностного отношения к собственной жизни. Гражданское воспитание строится на определённой совокупности идеалов, ценностей. Мы считаем, что общечеловеческие ценности могут стать системообразующим фактором воспитания каждого школьника как Гражданина Отечества.
Человек — абсолютная ценность, высшая субстанция, «мера всех вещей».
Это общее понятие необходимо превратить в реальные жизненные ориентиры каждого ученика. Прежде всего, самому учителю необходимо уяснить педагогический смысл этого понятия. Это поможет правильно выбрать направления и формы работы с учащимися (проблемные семинары, обсуждения литературных источников и т. д.). Для этого можно использовать все учебные предметы. Большое значение имеет систематический показ роли человека в развитии общества. Ознакомление с научными достижениями и подвигами отечественных учёных способствует формированию у учащихся нравственного идеала, воспитанию у них гражданских качеств.
Гуманитарные знания как совокупность всех знаний о человеке, нормах его отношения к окружающему миру представляют собой важнейший источник целенаправленного формирования гражданина, его взглядов, убеждений и идеалов.
Среди гуманитарных предметов важнейшая роль принадлежит истории отечества, которая, в известной мере, является комплексным предметом, включающим элементы обществоведения, демографии, права, экономики. Она создаёт фактологическую базу для понимания «обществоведческой» картины нашего государства. В целом же все гуманитарные предметы формируют обществоведческую культуру личности школьника.
- 2. Важной задачей воспитания гражданина является приобщение школьников к законам государства, раскрытие объективной необходимости их выполнения, формирование гражданской ответственности. Решение этой задачи способствует развитию потребности в гражданских действиях. Осуществляется это через участие школьников в различных видах обществоведческой деятельности, в политической и социально-экономической жизни района, города.
- 3. Приобщение учащихся к культуре своего отечества, народа, формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях — ещё одна задача воспитания гражданина. Решение этой задачи тоже осуществляется через различные виды деятельности школьников. Но прежде всего через содержание учебного материала по всем предметам с акцентом на тот огромный вклад, который внесли отечественные учёные, деятели науки, культуры в развитие мировой культуры, науки. Культура — великое богатство, накопленное человечеством в сфере духовной и материальной жизни людей, высшее проявление творческих сил и способностей человека. Становление человека как гражданина должно быть культуросообразным. Учитель должен помочь своим ученикам понять роль и значение отечественной культуры в развитии мировой. При этом надо иметь ввиду, что одна из главных особенностей национальной культуры — её высокая духовность.
- 4. Формирование общечеловеческих (народных) норм морали (доброта, взаимопонимание, терпимость и т. д.). Эта задача отражает необходимость формирования качеств, без которых не может быть подлинного гражданина. Доброта — качество человека, выражающее его способность и стремление делать людям добро.
- 5. Развитие внутренней свободы, способности к объективной самооценке и регуляции в поведении, чувства собственного достоинства, самоуважения.
Решение этой задачи направлено на формирование чувства свободы, гражданского и человеческого достоинства личности. К сожалению, понятие свободы зачастую ассоциируется лишь со свободой предпринимательства, чувством некоторой освобождённости от выполнения прав и обязанностей, от выполнения законов и правовых установлений государства.
6. Воспитание трудолюбия как высокой ценности в жизни, развитие потребности в творческом труде — составная задача общей системы воспитания гражданина. Труд — основа человеческого бытия. Человек трудиться не только для того, чтобы заработать. Он трудиться, потому что он человек, потому что именно сознательное отношение к труду отличает его от животного, наиболее естественно выражает его природную, человеческую сущность. Проявлением любви к Родине и Труду как главным морально-этическим ценностям является патриотизм и трудолюбие.
Трудолюбие как качество личности обусловливает социально-личностно-нравственное и экономически ответственное поведение человека, что присуще гражданину Отечества. Трудолюбие есть неотъемлемый признак гражданственности. Наиболее важными свойствами гражданской направленности трудолюбия являются:
- 1. Осознание труда как условия развития человека и общества, как основного средства в достижении жизненного успеха.
- 2. Осознание своих трудовых прав и обязанностей как человека и гражданина России.
- 3. Уважение к людям труда. Проявление честности, порядочности, ответственности.
Ценность гражданской направленности трудолюбия заключается в следующем:
- — воспитание трудолюбия подчиняется ориентации на подготовку современного труженика, человека труда своей страны;
- — успешнее решается проблема профилактики безработицы среди молодёжи, ибо человек глубоко осознаёт необходимость своего труда для Отечества; — повышается ответственность за молодое поколение у коллективов, а у молодёжи формируется чувство ответственности за свой труд, а также чувство социальной защищённости от возможной нетрудоустроенности;— решается проблема формирования национальных рабочих кадров, снижается «утечка мозгов и рук».
- 7. Воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни, быть хорошим семьянином, жить счастливо — ещё одна важная задача гражданского воспитания школьников. Здоровье — самая главная ценность для человека. Нельзя сказать, что нездоровый человек не является полноценным гражданином, но никто не будет оспаривать и то, что «твоим здоровьем Родина сильна». Решая эту задачу, многое предстоит сделать по воспитанию семьянина. Ребёнок должен осознать историю своей семьи как часть истории народа, изучать образы и деяния своих предков, заботиться о продолжении рода, сохранении и умножении его добрых традиций.
Таковы общие задачи воспитания школьников как Граждан своего Отечества. Следует заметить, что любая задача как цель определённой деятельности даётся в определённых условиях и требует для своего решения применения адекватных к эти условиям средств, форм организации.
Главным показателем воспитания человека как Гражданина является гражданственность. Под гражданственностью следует понимать интегративное качество личности по следующим аспектам: а) мировоззренческом (знания, убеждения, ценностные ориентации и другие); б) поведенческом (нормы, направленность, установки, поступки и другие); в) оценочном (качественное состояние нравственного, политического, правового самосознания; стиль мышления; познавательные оценки, их характер, содержание, степень истины, логика доказательств и другие); г) культурном (культура чувств, отношений, поведения, формы, содержание и характер самодеятельного творчества и другие).
Систематическое отслеживание уровня гражданской воспитанности учащихся — необходимое звено педагогического процесса, дающее информацию о реализации воспитательных целей, которые имеют существенное значение для дальнейшего программирования и регулирования воспитания, для управления развитием личности.
Воспитание гражданственности осуществляется в процессе всей жизнедеятельности ребёнка, но главным средством воспитания является учение. Для школьника учение — главная составляющая его жизнедеятельности. Поэтому главным условием успешности гражданского воспитания школьников является правильная организация их процесса обучения, создание условий для нравственного становления, нормального развития, ощущения успеха.
Успешность гражданского воспитания в процессе обучения зависит от соблюдения всех дидактических принципов, но особое значение, как было уже сказано, принадлежит принципу народности. Принцип народности пронизывает всё содержание базового образования. Оно неразрывно связано с языком, культурой, традициями, обычаями народа.
Воспитание гражданственности органично связано с обучением. В процессе обучения формируется целостная картина мира, изучаются закономерности и механизмы существования и развития общества, человека. Это стартовая площадка для настоящего и будущего. В формировании гражданских взглядов и убеждений учащихся большое место занимает система знаний о современной картине мира. Эти знания учащиеся получают в процессе изучения естественно-математических предметов. Естественные науки вместе с общественными создают научный фундамент мировоззрения человека-гражданина. Формирование гражданского мировоззрения предполагает создание у учащихся представлений о современной научной картине мира — природе, обществе и мышлении. Большое значение для формирования у школьников целостного гражданского мировоззрения имеет установление в ходе обучения необходимых межпредметных связей.
Гражданское воспитание средствами общественных дисциплин можно представить на трёх уровнях:
- — теоретическая часть определяется социальным заказом общества, потребностями личности; она включает в себя концепции и идеи, положенные в основу курса (общественных дисциплин);
- — содержательная часть включает в себя учебные пособия, разработанные на основе составленных программ и методических рекомендаций по практической реализации содержательной части разработанного курса;
- — деятельностная часть включает деятельность учителя по воспитанию гражданских качеств средствами содержания курса и деятельность учащихся по созданию себя — гражданина.
Для успешного воспитания гражданских качеств средствами общественных дисциплин необходимо:
- 1) увеличение доли практикумов, разработанных на основе поисковых и продуктивных методов обучения. Такие занятия активизируют ученика, при этом он вовлекается в процесс самостоятельного поиска «открытия» новых знаний, решает вопросы проблемного характера;
- 2) усиление мотивации, осознание важности, а также целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов;
- 3) увеличение социологических и диагностических методов в работе учителя.
Важную роль в гражданском становлении школьников имеет деятельность.
Культивирование гражданственности в разных видах деятельности способствует его эффективности. К основным видам деятельности, имеющих значимое влияние на воспитание Гражданина, можно отнести: аудиторную, кружковую, краеведческую, поисково-исследовательскую, экологическую, правоохранительную, патриотическую, общественно-политическую.
Значимое место в гражданском воспитании занимает искусство, художественная деятельность учащихся. Воспитательный аспект их в гражданском воспитании очевиден. Цель не в том, чтобы обучить школьников художественному «ремеслу», а в том, чтобы дать образное видение мира, воспитать нравственные качества человека-гражданина. Гражданское воспитание школьников в процессе обучения осуществляется через разнообразие методов. Творческим исполнением жизни называют игру. Отсюда вытекает основной критерий педагогической ценности игры в гражданском воспитании: игра имеет тем большую ценность, чем больше она способствует свободному проявлению и развитию самодеятельности учащихся, проявлению их гражданских качеств.
Несмотря на различия, все виды детских игр с педагогической точки зрения, воспитания гражданственности имеют много общего. Их воспитательный потенциал зависит, во-первых, от содержания познавательной и нравственной информации, заключённой в сюжетах игры; во-вторых, от того, каким героям подражают дети; в-третьих, он обеспечивается самим процессом игры как деятельности, требующей достижения цели, самостоятельного нахождения средств, согласования действий с партнёрами, самоограничения в процессе достижения успеха, проявления определённых гражданских качеств.