Формирующий эксперимент.
Развитие самостоятельности у детей третьего года жизни как условие преодоления капризов
Сначала мы добивались лишь эмоционально-положительного отношения к поручению. Это осуществлялось чаще всего благодаря положительной, доброжелательной оценке того, что ребенок охотно отзывался помочь взрослому, правильно выполнял задание, добивался результата. По мере возникновения у детей интереса к выполнению поручения, было необходимо добиться более осознанного отношения к трудовым заданиям… Читать ещё >
Формирующий эксперимент. Развитие самостоятельности у детей третьего года жизни как условие преодоления капризов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Цель: Формировать самостоятельность у детей третьего года жизни, используя поручения.
В соответствии с выдвинутой нами гипотезой, формирующий эксперимент был направлен на формирование самостоятельности детей третьего года жизни с использованием индивидуальных поручений без ограничения самостоятельности.
Работа по формированию самостоятельности у детей третьего года жизни с использованием индивидуальных поручений строилась поэтапно. При разработке содержания и методов формирования самостоятельности учитывались показатели развития самостоятельности у детей третьего года жизни и причины их капризов.
Основные задачи:
- 1. Осуществлять работу по формированию начала самостоятельности у детей: чтобы дети проявляли интерес к поручению, помогали нуждающимся в помощи, устанавливали положительные взаимоотношения.
- 2. Направлять усилия каждого ребенка на достижение поставленной цели, при этом уделять особое внимание тем детям, которые затрудняются выполнить поручение, следить за тем, чтобы все добивались хороших результатов, т. е. руководить самим процессом продуктивной деятельности.
- 3. Формировать у детей социальных мотивов деятельности — мотив долга и ответственности перед взрослыми за выполнение задания.
Поставленные задачи на первом этапе достигались посредством подробного объяснения, мотивации того, что ребенок должен выполнить.
Индивидуальное поручение ребенку: «Полей цветы»:
- — мы объяснили ребенку для чего нужно поливать цветы;
- — показали, как правильно поливать цветы;
- — совместно с ребенком наблюдали за деятельностью других детей;
- — затем ребенок выполнял поручение, при этом мы напоминали, уточняли и поясняли действия ребенка.
По мере накопления опыта самостоятельного выполнения задания, на втором этапе мы переходим к словесному напоминанию: достаточно было подсказать ребенку, как следует действовать в данной ситуации, в данных условиях.
Мы постепенно активизировали детей вопросами: «С чего начнешь делать? А ты знаешь, где у нас находятся лейки? Сколько воды лить в этот цветок? Сколько корма надо насыпать рыбкам? Что мы делаем перед тем, как высыпать его в кормушку?» И т. п. Наши вопросы были направлены на то, чтобы дети уяснили или вспомнили способы выполнения поручения. Содержание вопросов было индивидуальным, учитывались возможности каждого затруднения ребенка при выполнении задания.
На третьем этапе формирующего эксперимента мы давали индивидуальные поручения не одному, а нескольким детям. Подобная организация поручений была возможна, так как дети уже имели некоторый опыт работы и не требовали постоянного нашего вмешательства и внимания. При этом мы показывали несложные приемы работы всем детям одновременно. Например, поручали четырем-пяти воспитанникам протереть стульчики. Каждый вытирал один стул. Мы разъясняли приемы работы: как следует держать тряпочку, какой влажности она должна быть, напоминали последовательность действий.
Важным педагогическим условием воспитания у детей положительного отношения к поручениям взрослых являлось формирование у них социальных мотивов деятельности — мотив долга и ответственности перед взрослыми за выполнение задания. Добиться этого можно было путем повышения требования к детям, к их индивидуальной деятельности, усложняя поручения. Важна была также оценка содержания этой деятельности.
Сначала мы добивались лишь эмоционально-положительного отношения к поручению. Это осуществлялось чаще всего благодаря положительной, доброжелательной оценке того, что ребенок охотно отзывался помочь взрослому, правильно выполнял задание, добивался результата. По мере возникновения у детей интереса к выполнению поручения, было необходимо добиться более осознанного отношения к трудовым заданиям взрослых, полезности выполняемого дела. «Хорошо, что ты решил помочь мне, вместе быстро приготовили все к занятию».
Самым высоким критерием оценки выполнения поручения являлось осознание детьми обязанности и постоянства заботы об окружающих. Такое поведение детей было связано с проявлением инициативы и самостоятельности в выполнении трудовых заданий, в добровольном нахождении для себя дела и самостоятельном его выполнении, в готовности сделать что-то приятное для окружающих. Нам было очень важно умело поддержать первые ростки детской инициативы, когда ребенок по собственному побуждению включался в трудовую деятельность. Это было важно для формирования у детей умения выполнять обязанности.
Инициативу в труде дети проявляли в тех случаях, когда мы умело переходили от предложения и требования выполнить задание к напоминанию его содержания и способов выполнения. С помощью вопросов мы постепенно приучали детей обращаться к своему опыту, вспоминать, что научились делать, и самим предлагать свои услуги, помощь. Чтобы облегчить ребенку выбор задания, мы организовывали специальные ситуации, в которых он мог проявить инициативу. Особенно были полезны ситуации, связанные с бытовым трудом (уборка уголка кукол, стеллажа с игрушками, шкафа с пособиями, ремонт книг и др.), трудом в природе.
Проявлению инициативы детей в труде, во многом способствовали поручения, даваемые нами задолго до их выполнения: что-либо сделать, но после завтрака, обеда, игры, сна и т. д. При этом мы предлагали ребенку напомнить нам об этом: «Сережа, у нас времени мало, а вот после сна напомни мне. Я тебе поручу очень нужное дело. Хорошо?» Обычно ребенка очень радовало наше доверие.
В оценке труда, достигнутых результатов мы широко использовали игровые приемы. При этом мы не могли обойтись без персонажей кукольного театра «Петрушка». С его помощью нам легко удавалось не только оценить сделанную работу, но и легко закрепить полезные и нужные в трудовой деятельности правила: не отвлекаться во время работы, помогать товарищам, доводить начатое дело-до конца, проявлять старание. В занимательной игровой форме мы анализировали деятельность ребенка, рассказывали, что он хорошо выполнял, в чем ошибался.