Мотивация к обучению
Мотивация обучения — это общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования. Образно говоря, образы мотивации держат в своих руках совместно преподаватели (мотивация обучения, их отношение к профессиональным обязанностям) и учащиеся (мотивация учения, внутренняя, автомотивация). Таким образом… Читать ещё >
Мотивация к обучению (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Мотивация — общее название процесса побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания обучения. Если это педагог, то речь идет о мотивации обучения. С позиции обучаемого речь идет о мотивации учения. Мотивация как побуждение, вызывающая активность личности и определяющая её направление, особенно необходима в процессе обучения. Рассматривая мотивацию учебной деятельности, необходимо подчеркнуть, что понятие «мотив» тесно связано с понятиями «цель» и «потребность». В личности человека они взаимодействуют и получили название мотивационная сфера. Термин мотивационная сфера включает в себя все виды побуждений: потребности, интересы, цели, стимулы, мотивы, склонности и установки.
Мотивация обучения — это общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования. Образно говоря, образы мотивации держат в своих руках совместно преподаватели (мотивация обучения, их отношение к профессиональным обязанностям) и учащиеся (мотивация учения, внутренняя, автомотивация) [10].
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, — в данном случае, деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется рядом специфических факторов.
Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением;
Во-вторых, организацией образовательного процесса;
В-третьих, субъектными особенностями обучающегося;
В-четвертых, субъективными особенностями педагога и прежде всего системы его отношений к учащемуся, к делу;
В-пятых, спецификой учебного предмета.
Учебная деятельность учащихся побуждается иерархией мотивов, в которой доминирующими могут быть либо внутренние мотивы, связанные с содержанием этой деятельности и ее выполнением, либо широкие социальные мотивы, связанные с потребностью студента занять определенную позицию в системе общественных отношений. При этом с возрастом происходит развитие соотношения взаимодействующих потребностей и мотивов, изменение ведущих доминирующих потребностей и своеобразной их иерархизации. Мотивация учения складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потребности и смысл учения для учащихся, его мотивы, цели, эмоции, интересы) [5].
Становление мотивации — есть не простое возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к студенту, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними. Соответственно, при анализе мотивации стоит сложнейшая задача определения не только доминирующего побудителя (мотива), но и учета всей структуры мотивационной сферы человека. Мотивационная сфера или мотивация, в широком смысле слова, с этой точки зрения понимается как стержень личности, к которому «стягиваются» такие ее свойства, как направленность, ценные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики. Понятие мотивации у человека включает в себя все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки или диспозиции, идеалы [4].
Мотивация основное средство, которое дает возможность повысить уровень заинтересованности студентов к учебному процессу, позволяет повысить их личный научный, творческий потенциал. Недостаточно мотивированный студент не будет способствовать ни к развитию своих знаний, ни к развитию науки самой. Учебный процесс относят к сложным видам деятельности, поэтому мотивов для обучения очень много, и они могут не только проявляться отдельно в каждом человеке, но и сливаться воедино, формируя сложные мотивационные системы[14].
Таким образом, мотивация обучения включает в себя процессы, методы и средства побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования. Ее становление мотивации — это усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними.