Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Составление комплекса мероприятий по коррекции тревожности и страхов у детей младшего школьного возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Педагог-психолог: А я знаю верный способ избавления от страха: «страшилку» превратить в «смешинку». Прямо скажем, ваши чудовища — пренеприятные особы. Но их злодейское достоинство снижают бородавки или смешные шляпы и башмаки с помпонами. Подрисуйте своим страшилам то, в чем они смешно будут смотреться. (Дети рисуют.) А теперь посмотрите на свои рисунки и скажите, стоит ли их бояться, смешных… Читать ещё >

Составление комплекса мероприятий по коррекции тревожности и страхов у детей младшего школьного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Комплекс занятий по коррекции тревожности страхов у детей младшего школьного возраста.

Цикл практических занятий рассчитан на 10 часов, т. е. 11 занятий. Занятия проводятся один раз в неделю. Данные занятия рассчитаны на детей младшего школьного возраста (7−8 лет). В группе принимали участие 10 человек.

Все занятия имеют гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Во время занятия дети сидят в кругу. Круг — это прежде всего, возможность открытого общения. Он создаёт ощущение целостности, завершённости, придаёт гармонию отношениям детей, облегчает взаимопонимание.

В содержании программы занятий можно выделить три блока:

  • 1 блок — развлекательные (контактные) — 1 занятие — включает объединение детей, задания направленные на создание доброй и безопасной обстановки.
  • 2 блок — коррекционно — направленные и обучающие — 11 занятий — коррекция эмоциональных нарушений (страхов, тревожности, неуверенности в себе), обучение.
  • 3 блок — развлекательные, обучающие, контрольные — 2 занятия — контрольный этап позволяет увидеть эффективность психокоррекционной работы.

Структура игрового занятия.

Ритуал приветствия — 2 минуты.

Разминка — 10 минут.

Коррекционно-развивающий этап- 20 минут Подведение итогов- 6 минут.

Ритуал прощания — 2 минуты.

Ожидаемыми результатами являются:

Коррекционно-развивающая работа направлена не только на преодоление страхов и тревожности, но и на развитие коммуникативных навыков, на повышение представлений о собственной ценности, на развитие уверенности в собственных силах, а также способности наиболее успешно реализовать себя в поведении и взаимодействии с окружающими людьми.

ЗАНЯТИЕ 1. «ПУТЕШЕСТВИЕ».

Цель: повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление.

Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, большой лист бумаг, краски, макеты кочек.

Ритуал входа в сказку.

На входе в комнату висит большое зеркало. Дети подходят к нему и произносят волшебные слова: «В зеркале я отражусь, где захочу — там окажусь!», после чего оказываются в комнате, где будет проходить занятие.

Разминка:

1. Упражнение «Росточек под солнцем».

Дети превращаются в маленький росточек (сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками). Всё чаще пригревает солнышко и росточек начинает расти и тянуться к солнышку.

Все движения выполняются под музыку.

  • 2. Упражнение «Мой сказочный герой». Детям предлагается рассказать о себе от имени какого — либо сказочного героя (каждый ребенок придумывает себе «псевдоним» сказочного героя, выбирает для себя соответ-ствующий медальон). Во время представления дети могут вспомнить эпизоды из сказок, голоса сказочных героев.
  • 3. «Сочиняем сказку». Педагог начинает: «В некотором царстве, в некотором государстве…», следующий участник присоединяется к сказанной фразе и т. д. по кругу.
  • 4. Разминка «Волшебный лес»

Дети превращаются в самых невероятных существ и показывают их.

Задача других детей отгадать персонаж, что он любит, какой он.

5. Упражнение «Страна фантазия» (групповой коллаж).

Дети рисуют совместный рисунок, изображая страну Фантазию.

6. Упражнение «Горячие ладошки».

Дети хлопают друг другу, пока у них не потеплеют ладошки.

Ритуал выхода из сказки.

Ритуал выхода из сказки такой же, как и ритуал входа. Этот ритуал должен повторяться в начале и в конце каждого занятия.

ЗАНЯТИЕ 2.

«МОЁ ИМЯ».

Цель: раскрытие своего «Я», формирование чувства близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплочённости.

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомы для рисования.

Ритуал входа в сказку. См. занятие № 1.

1. Упражнение «Узнай по голосу».

Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встаёт в центр круга и старается узнать детей по голосу.

3. Игра «Моё имя».

Педагог-психолог задаёт вопросы:

Тебе нравится твоё имя?

Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как именно?

Дети по кругу отвечают.

При затруднении в ответах педагог-психолог называет ласкательные производные от имени ребёнка, а тот выбирает понравившиеся.

Педагог-психолог говорит: «Известно ли вам, что имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имя у вас маленькое. Когда вы подрастёте и имя подрастёт вместе с вами и станет полным, например: Маша — Мария; Дима — Дмитрий и т. д.

4. Слушание и обсуждение сказки «Котенок"[43,67].

Рисование по сюжету сказки. Педагог-психолог предлагает нарисовать детям котенка таким, каким они его увидели.

4. «Улыбка» (релаксация).

Дети закрывают глаза и во время каждого выдоха чувствуют расслабление мышц лица и тела. После глубокого выдоха дети открывают глаза с улыбкой.

Ритуал выхода из сказки. См. занятие 1.

ЗАНЯТИЕ 3.

«МОЁ НАСТРОЕНИЕ».

Цель: осознание своего эмоционального состояния, снижение психоэмоционального напряжения, развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы, «пружинки» на отдельных листах.

Ритуал входа в сказку (См. занятие 1).

1. Упражнение «Возьми и передай».

Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку.

2. Упражнение «Неваляшка».

Дети делятся по три человека. Один из них неваляшка, двое других раскачивают эту неваляшку.

3. Упражнение «Превращения».

Педагог-психолог предлагает детям:

нахмуриться как… осенняя туча, рассерженный человек;

позлиться как… злая волшебница, два барана на мосту, голодный волк, ребёнок, у которого отняли мяч;

испугаться как … заяц, увидевший волка, птенец, упавший из гнезда;

улыбнуться как … кот на солнышке, само солнышко, хитрая лиса;

  • 4. Сказка «Злостики, боязливики и грустишки». Сказка про страну Чувств, в которой живут разные жители: грустишки, злостики, боязливики. Обсуждение сказки.
  • 5. Рисование на тему «Моё настроение»

После выполнения рисунков дети рассказывают, какое настроение они изобразили.

Ритуал выхода из сказки. См. занятие 1.

ЗАНЯТИЕ 4.

«СМЕЛЫЕ РЕБЯТА».

Цель: осознание своего самочувствия, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снижение мышечных зажимов.

Материал к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, ватман, песочница, мел.

Ритуал входа в сказку.

  • 1. Упражнение «Росточек под солнцем» (См. 1 занятие).
  • 2. Упражнение «Злые и добрые кошки»

Чертим ручеёк. По обе стороны ручейка находятся злые кошки. Они дразнят друг другу, злятся друг на друга. По команде встают в центр ручейка и превращаются в добрых кошек — ласкают друг друга, говорят ласковые слова. Далее анализируем возникшие чувства.

  • 3. Сказка «Колючка». Обсуждение сюжета сказки с детьми [43,68].
  • -Есть ли среди ваших знакомых люди похожие на сказочную Колючку?

Упражнение «Проигрывание сказки в ролях» с помощью кукол.

4. Упражнение «Угадай, что спрятано в песке?».

Дети разбиваются на пары. Один прячет что — то в песке, другой пытается найти.

5. Рисование на тему «Автопортрет».

Детям предлагается нарисовать себя с тем настроением, с которым они пойдут с занятия.

Ритуал выхода их сказки. См. занятие 1.

ЗАНЯТИЕ 5.

«ЛЕСНАЯ ПОЛЯНКА».

Цель: преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы, подушка, задорная музыка.

  • 1. Упражнение «Росточек под солнцем» (см. 1 занятие).
  • 2. Упражнение «Смелые ребята»

Дети выбирают ведущего — он страшный дракон. Ребёнок становиться на стул и говорит грозным голосом: «Бойтесь, меня бойтесь!» Дети отвечают: «Не боимся мы тебя!» Так повторяется 2−3 раза. От слов детей дракон постепенно уменьшается (ребёнок спрыгивает со стула), превращается в маленького воробушка. Начинает чирикать, летать по комнате.

3. Упражнение «Азбука страхов».

Детям предлагается нарисовать различных, страшных героев на отдельных листах и дать им имена. Далее дети рассказывают о том, что нарисовали. Далее каждому ребёнку предлагается превратить страшных героев в смешных, дорисовав их.

4. Упражнение «Страшная сказка по кругу».

Дети и взрослый сочиняют вместе страшную сказку. Они говорят по очереди, по 1−2 предложения каждый. Сказка должна нагромоздить так много страшного, чтобы это страшное превратилось в смешное.

5. Упражнение «На лесной полянке».

Педагог-психолог предлагает детям представить, что они попали на залитую солнцем полянку. На неё со всех сторон сбежались и слетелись лесные жители — всевозможные букашки, таракашки.

Звучит музыка, дети превращаются в лесных жителей. Выполняют задания, соответственно каждому персонажу (кузнечику, бабочке, муравью и т. Д.).

6. Упражнение «Прогони Бабу — Ягу».

Ребёнка просят представить, что в подушку залезла Баба — Яга, её необходимо прогнать громкими криками. Можно громко стучать по подушке палкой.

Ритуал выхода из сказки.

ЗАНЯТИЕ 6.

«ЧУДО-ОСТРОВ».

Цель: развитие умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ, снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе.

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, ватман или кусок обоев, макеты кочек.

Ритуал входа в сказку.

1. Упражнение «За что меня любит мама… папа…сестра…и т. Д.».

Детям предлагается сказать, за что их любят взрослые и за что они любят взрослых.

3. Упражнение «Неопределённые фигуры».

На доске педагог-психолог рисует различные фигуры, ребята говорят, на какие страшные существа они похожи.

  • 4. «Чудо-остров». Дети отправляются в путешествие на необычном паровозике и оказываются на полянке. Они слушают музыку, придумывают сюжет сказки о чудострове, а затем рассказывают свои истории.
  • 5. Рисование сказки «Чудо-остров». Каждый рисует придуманный сюжет сказки.
  • 6. Игра «Тропинка»

Дети выстраиваются в затылок и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде педагога они преодолевают воображаемые препятствия. «Спокойно идём по тропинке… Вокруг кусты, деревья, зелёная травка… Вдруг на тропинке появились лужи… Одна…Вторая…Третья… Спокойно идём по тропинке… Перед нами ручей. Через него перекинут мостик. Переходим по мостику, держась за перила. Спокойно идём по тропинке… и т. Д.».

Ритуал выхода из сказки. См. занятие 1.

ЗАНЯТИЕ 7.

«СКАЗОЧНАЯ ШКАТУЛКА».

Цель: Формирование положительной «Я-концепции», самопринятия, уверенности в себе, снижение тревожности, выявление положительных черт личности.

Материалы к занятию: магнитофон, музыка, шкатулка, мяч, краски, альбомные листы, начало страшной сказки.

  • 1. Упражнение «Росточек под солнцем» (см. 1 занятие).
  • 2. Игра «Сказочная шкатулка»

Педагог сообщает детям, что Фея сказок принесла свою шкатулку — в ней спрятались герои сказок. Далее он говорит: «Вспомните своих любимых сказочных героев и скажите, какие они, чем они вам нравятся, как они выглядят». Далее с помощью волшебной полочки все дети превращаются в сказочных героев.

  • 3. Сказка «Золотая рыбка [43,22 ]. Обсуждение сказки. Чему она нас учит?
  • 4. Разыгрывание сказки в ролях, с использованием кукол.
  • 5. Рисование на тему «Волшебные зеркала»

Педагог-психолог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах, но не простых, волшебных: в первом — маленьким и испуганным; во-втором — большим и весёлым; в третьем — небоящимся ничего и сильным.

После задаются вопросы: какой человек симпатичнее? На кого ты сейчас похож? В какое зеркало ты чаще смотришься?

Ритуал выхода из сказки.

ЗАНЯТИЕ 8.

«ВОЛШЕБНИКИ».

Цель: снижение психомышечного напряжения, закрепление адекватных форм проявления эмоций, развитие социального доверия.

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка,.

  • 1. Упражнение «Росточек под солнцем» (см. занятие 1).
  • 2. Игра «Путаница»

Выбирается один водящий. Остальные дети запутываются, не расцепляя руки. Водящий должен распутать клубок.

3. Игра «Кораблик».

Матрос — один из детей, остальные дети — кораблик в бушующем море. Матрос, находящийся на корабле должен перекричать бурю: «Я не боюсь бури, я самый сильный матрос!».

  • 4. Сказка: «Если бы я был волшебником…». Педагог предлагает детям придумать сказку на заданную тему.
  • 5. Упражнение «Волшебный сон»

Все дети отдыхают и всем снится один и тот же сон, который рассказывает педагог.

6. Упражнение «Волшебники».

Один из детей превращается в волшебника. Ему завязывают глаза и предлагают догадаться, кто будет к нему подходить; он ощупывают кисти рук. Ритуал выхода из сказки.

ЗАНЯТИЕ 9.

«СОЛНЦЕ В ЛАДОШКЕ».

Цель: освобождение от отрицательных эмоций, развитие социального доверия, повышение уверенности в своих силах повышение значимости в глазах окружающих.

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, фотографии детей, краски альбомные листы.

Ритуал входа в сказку.

  • 1. Упражнение «Росточек под солнцем» (см. занятие 1).
  • 2. Упражнение «Неоконченные предложения»

Детям предлагается предложения, которые нужно закончить.

«Я люблю…», «Меня любят…», «Я не боюсь…», «Я верю…», «В меня верят…», «Обо мне заботятся…».

3. Игра «Баба — Яга».

По считалке выбирается Баба — Яга. В центре комнаты рисуем круг. Баба — Яга берёт веточку — помело и становится в круг. Дети бегают вокруг Бабы — Яги и дразнят её: «Баба-Яга, костяная нога. С печки упала, ногу сломала. Пошла в огород, испугала весь народ. Побежала в баньку испугала зайку!» Баба-Яга выпрыгивает из круга и старается коснуться ребят помелом.

4. Игра «Комплименты».

Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседа, ребёнок говорит: «Мне нравится в тебе…» Принимающий кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно!» Упражнение продолжается по кругу. Далее обсуждаем чувства, которые испытали дети при выполнении данного задания.

5. Упражнение «В лучах солнышка».

Педагог-психолог рисует солнышко, в лучах которой находятся фотографии детей. По сигналу социального педагога дети по очереди называют понравившиеся качества данного ребёнка, которые он показал на занятиях.

6. Упражнение «Солнце в ладошке».

Педагог-психолог зачитывает стихотворение, затем дети рисуют и дарят подарки (рисунки) друг другу.

Солнце в ладошке, тень на дорожке, Крик петушиный, мурлыканье кошки, Птица на ветке, цветок у тропинки, Пчела на цветке, муравей на травинке, И рядышком — жук, весь покрытый загаром.;

И всё это — мне, и всё это — даром!

Вот так — ни за что! Лишь бы жил я и жил,.

Любил этот мир и другим сохранил…

Ритуал выхода из сказки.

ЗАНЯТИЕ 10.

«ПРЕВРАЩАЛКИ».

Ритуал входа в сказку.

Цель: Снятие избытка возбуждения и торможения, связанных с чувством cтpaxa, актуализация образов страха, обучение способам преодоления реальных страхов, конструктивному взаимодействию со страхом.

Материалы к занятию: картинки с изображением страхов, белые листы А4, карандаши, маски животных, картонные медали для детей.

  • 1. Упражнение «Росточек под солнцем» (см. занятие 1)
  • 2. Упражнение «Игра-перевоплощение»

Педагог-психолог: Сейчас я вам раздам маски, и вы превратитесь в разных зверей, которые чего-нибудь да боятся (педагог раздает маски зайца, белки, рыбки, кошки, собаки и т. п.). Расскажите, звери, как выглядит ваш страх? Когда он обычно появляется?

Дети: Я — кошка, я боюсь, когда на меня лает собака. Я — мышка, я боюсь кота и т. п.

3. Упражнение «Рисуем страх».

Педагог-психолог: Вы рисуйте свой страх, а я буду читать вам стихотворение:

Вот как мы взялись за дело, Страх берет, а в комнате Уж совсем, совсем стемнело.

Я рисую, я держусь Из последней мочи.

Свет зажег бы, да боюсь Чудовище прискочит!

Расскажите, ребята, о своих страхах, кто что нарисовал? (Дети комментируют рисунки).

4. Упражнение «Превращалки».

Педагог-психолог: А я знаю верный способ избавления от страха: «страшилку» превратить в «смешинку». Прямо скажем, ваши чудовища — пренеприятные особы. Но их злодейское достоинство снижают бородавки или смешные шляпы и башмаки с помпонами. Подрисуйте своим страшилам то, в чем они смешно будут смотреться. (Дети рисуют.) А теперь посмотрите на свои рисунки и скажите, стоит ли их бояться, смешных, неуклюжих, оборванных? Если так дальше пойдет, если у всех великанов, людоедов, Бармалеев бородавки на носу считать, то совсем, пожалуй, страх потеряешь!

5. Упражнение «Жалелки».

Педагог-психолог: Ребята, я знаю, что вы добрые и всякого злыдня, страшилу, задиру сможете пожалеть. Ведь им тоже, наверняка, хочется, чтобы их любили и жалели. Давайтe утешим, успокоим свои страхи. (Дети вслух называют страхи добрыми словами, предлагают им свою дружбу.

6. Упражнение «Горячие ладошки» (см. занятие 1).

Ритуал выхода из сказки.

ЗАНЯТИЕ 11.

«ВЕСЁЛЫЙ СТРАХ».

Цель: дифференциация тревожности и страхов, их первичная стабилизация, снятие тревоги, беспокойства, подготовка к ожидаемой стрессовой ситуации.

Материалы к занятию: цветные карандаши (краски, фломастеры).

  • 1. Упражнение «Росточек под солнцем» (см. занятие 1)
  • 2. Сказка «Веселый страх».

Педагог рассказывает сказку: «Жил — был Страх. Все его боялись, и никто не хотел с ним играть. Грустно и скучно стало страху одному, и решил он пойти поискать себе друзей, но никого не нашел, потому что все его боялись и прятались от него. Надоело Страху всех пугать, и решил он стать веселым и смешным. Что сделать Страху, чтобы детям стало весело…». Дети предлагают свои варианты.

3. Упражнение «Пещера страхов».

Часть 1. Рисунок Ребенку предлагается для рассмотрения эскиз рисунка «пещера страхов». Затем вводится инструкция по сказочному содержанию эскиза и установка на образное (объективированное) изображение страхов. Инструкция задается социальным педагогом в свободной форме.

Часть 2. Беседа Когда рисунок закончен, ребенку предлагается рассказать об изображенных образах и эмоциональных переживаниях в процессе рисования.

Стимулирующие вопросы:

Кто/что это? Почему он/они страшные? Кого он/они пугают? Как? Когда? А ты их / его боишься? Почему? Его/их можно победить? Как?

Что ты чувствовал, когда рисовал? Что вспоминал? О чем думал?

Почему выбрал эти цвета, линии?

Часть 3. Экспрессивная пауза Ребенку предлагается изобразить страхи пантомимическими и мимическими средствами.

4. Упражнение «Смелый разведчик».

Можно играть в компании, а можно вдвоем со взрослым. Лучше вплести эпизод про смелого разведчика в развернутую игру в войну, чтобы все получилось естественней и интересней. В какой-то момент ребенок (называемый, опять-таки, своим настоящим именем) получает задание сходить ночью на разведку. В затемненном помещении раскладывается оружие, принадлежащее врагу. Ребенок должен все сосчитать и доложить командиру. Командир награждает его медалью за отвагу.

5. Упражнение «Избавление от тревог».

Педагог: Расслабьтесь и представьте, что вы сидите на чудесной зеленой лужайке в ясный солнечный день… Небо озарено радугой, и частица этого сияния принадлежит вам… Оно ярче тысяч солнц… Его лучи мягко и ласково пригревают вашу голову, проникают в тело, разливаются по нему, все оно наполняется очищающим целительным светом, в котором растворяются ваши огорчения и тревоги, все отрицательные мысли и чувства, страхи и предположения. Все нездоровые частицы покидают ваше тело, превратившись в темный дым, который быстро рассеивает нежный ветер. Вы избавлены от тревог, вы очищены, вам светло и радостно!

Ритуал выхода из сказки.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой