Введение.
Средства наглядности и их использование в процессе обучения математике в начальных классах
Решению образовательных задач способствует использование различных наглядных средств не только на этапе ознакомления, но и при закреплении знаний, при формировании умений и навыков. Экспериментальная база. Для проведения экспериментальной работы нами были выбраны 1 «А» и 1 «Б» классы МБОУ Харганатская СОШ им. Д. Д. Лубсанова, Селенгинский район, с. Харгана. Структура и объем работы: работа… Читать ещё >
Введение. Средства наглядности и их использование в процессе обучения математике в начальных классах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
В работе с младшими школьниками наглядность является важным средством обучения. Наглядность это один из компонентов целостной системы обучения, которая может помочь младшему школьнику качественнее усвоить изучаемый материал на более высоком уровне.
Наглядно представленный материал способствует развитию мыслительных операций и всей мыслительной деятельности учащихся, тем самым обеспечивается переход от конкретного к абстрактному в процессе овладения математическими знаниями. Большие возможности дают наглядные средства для развития конструктивной деятельности учащихся (составление различных геометрических фигур по образцу и без образца).
Решению образовательных задач способствует использование различных наглядных средств не только на этапе ознакомления, но и при закреплении знаний, при формировании умений и навыков.
Практика обучения показывает, что при систематическом включении наглядных средств возрастает автономность учащихся, повышается их активность, формируется позитивное отношение к предмету. Данное обстоятельство является дюже значимым для обеспечения становления в процессе обучения личности.
Использование средств наглядности содействует решению одной из важнейших задач начального обучения математике — воспитательной. Наглядные средства содействуют образованию материалистического мировидения младших школьников. Непринужденно воспринимая, уйма предметов, пересчитывая число их элементов, объединяя либо удаляя части множеств, учащиеся убеждаются в том, что такие математические представления, как число, арифметическое действие, геометрическая фигура взяты из окружающей жизни. Наглядно представленный числовой материал расширяет кругозор школьников. Опыт работы школ показывает значительное повышение интереса учащихся к предмету, если учитель привлекает на уроках при изучении различных тем наглядные пособия.
Все это и обусловило актуальность темы исследования.
Степень изученности. Изучением и применением методов наглядности занимались Жан-Жак Руссо, Песталоции, К. Д. Ушинский, Л.H.Толстой, B.П. Вахтеров и др.
В методической литературе большое внимание уделяется вопросам использования наглядных средств при обучении младших школьников (работы M.A. Бантовой, Г. B. Бельтюковой, A.C. Пчелко, A.M. Пышкало, Л.H. Скаткина и др.).
Н.Л. Менчинская и М. И. Моро указывают на необходимость самостоятельного оперирования средствами наглядности учащимися начальной школы.
Объект исследования: процесс обучения математике в начальной школе.
Предмет исследования: методика использования средств наглядности на уроках математики начальных классов.
Цель исследования — рассмотреть средства наглядности и изучить вопрос об их использовании в процессе обучения математике в начальных классах.
Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: систематическое целенаправленное использование наглядных пособий на уроках повысит качество усвоения знаний, уровень сформированности математических умений и навыков.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
- — раскрыть принцип наглядности в обучении;
- — рассмотреть понятие, классификацию и практическое применение наглядных пособий на уроках математики в начальной школе;
- — определить особенности восприятия младшими школьниками наглядных материалов;
- — изучить использование наглядных пособий на уроках математики в начальной школе;
- — экспериментальным путем проверить эффективность использования наглядных пособий в процессе обучения математике.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
- — изучение и анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы по проблематике исследования;
- — педагогические наблюдения, беседы, анкетирование учителей и учащихся;
- — выдвижение гипотезы и проведение педагогического эксперимента, статистическая обработка полученных данных.
Экспериментальная база. Для проведения экспериментальной работы нами были выбраны 1 «А» и 1 «Б» классы МБОУ Харганатская СОШ им. Д. Д. Лубсанова, Селенгинский район, с. Харгана.
Практическая значимость работы состоит в определении средств наглядности, повышающих качество усвоения знаний, уровень сформированности математических умений и навыков. Результаты исследования по данной проблеме могут использоваться в практике педагогов начальных классов.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, 7 параграфов, заключения, библиографического списка, включающего 32 наименований, приложения.