Заключение.
Особенности работы над былинами в начальной школе
Доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт; Ввиду сложности содержания, лексики и стиля былинных текстов, целесообразно вначале познакомить учащихся с хорошими пересказами былин, которые бы подготовили восприятие этих народных песен… Читать ещё >
Заключение. Особенности работы над былинами в начальной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Решая задачу подготовки детей к литературному образованию, предлагается давать им знания о писателях и поэтах, о народном творчестве, о книге и иллюстрациях.
Для решения задач всестороннего воспитания средствами былины, формирования личности ребенка, его художественного развития существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. Этот отбор осуществляется на основе принципов возрастной психологии с учетом эстетических требований, принятых в данном культурном сообществе.
При отборе былин надо учитывать то, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и. нравственные функции, т. е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Разработано несколько критериев к изучению былин со школьниками:
- 1. Высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык;
- 2. Идейная направленность детской книги, т. е соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе.
- 3. Доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;
- 4. Сюжетная занимательность, простота и ясность композиции.
Специфика содержания былинного эпоса, понятного и интересного для детей, богатство и разнообразие словесной формы былин создают широкие возможности для формирования у учащихся речевых умений, связанных с освоением родного языка, овладения элементами национальной культуры. Комплексное изучение народного эпоса обеспечит условия глубокого понимания учащимися исторических и культурных традиций русского народа.
Программа курса литературы, построенная на основе постепенно расширяющихся концентрических кругов, от класса к классу охватывающих все большее и большее смысловое пространство в изучении устного народного творчества, обеспечит воспитательную, эстетическую ценность, должный образовательный уровень обучения с точки зрения формирования специальных умений, особенностей восприятия былин школьниками и формирования самостоятельности и обоснованности суждений. Учебный материал о русском былинном эпосе предлагается наполнить скоморошинами, текстами из новгородского и киевского цикла былин.
Организации работы над художественным миром былин требует учета возрастных психологических особенностей восприятия учащимися словесного искусства.
Ввиду сложности содержания, лексики и стиля былинных текстов, целесообразно вначале познакомить учащихся с хорошими пересказами былин, которые бы подготовили восприятие этих народных песен в будущем.
Введение
понятий по поэтики былины, знакомство с традициями и обычаями народа, обучение свободному употреблению литературоведческих терминов создает условия для поэтапного формирования представлений учащихся о былине как феномене народной культуры.