Концепции развивающего обучения
На их основе сформировалось множество других вариантов систем развивающего обучения. Приведу некоторые из них. Концепция Л. В. Занкова направлена на раннее интенсифицированное общее психологическое развитие личности. Урок — основная форма организации обучения, но более динамичен, гибок; меняется его содержание. Концепция З. И Калмыковой направлена на формирование продуктивного или творческого… Читать ещё >
Концепции развивающего обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Как уже было сказано выше, основной концепцией развивающего обучения считается концепция Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова, а так же технология развивающего обучения Л. В. Занкова.
Рассмотрим краткую их характеристику:
Технологии развивающего обучения Л.В. Занкова
Ведущая роль в развитии принадлежит обучению: изменение построения обучения влечет за собой изменение психического облика школьника.
Обучение действует, преломляясь через внутренние особенности ребенка, в результате чего каждый ребенок под влиянием одной и той же формы обучения достигает своих ступеней развития.
Дидактическая характеристика системы
Цели обучения:
- — общее психическое развитие личности;
- — создание основы для всестороннего гармоничного развития.
Содержание образования:
Богатое содержание начального образования, которое дает учащимся общую картину мира на основе ценностей науки, литературы, искусства.
Дидактические принципы системы:
- — обучение на высоком уровне трудности;
- — изучение программного материала быстрым темпом;
- — ведущая роль теоретических знаний;
- — осознание школьниками процесса учения;
- — общее развитие всех учащихся, в том числе и наиболее сильных, и наиболее слабых.
Свойства методической системы
- — многогранность;
- — процессуальность познания;
- — разрешение коллизий;
- — вариативность
Особенности организационных форм
Урок — основная форма организации обучения, но более динамичен, гибок; меняется его содержание.
Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова
Ребенок рассматривается как самоизменяющийся субъект учения, имеющий потребность и способность в самоизменении.
Дидактическая характеристика системы
Цели обучения:
- — формировать теоретическое сознание и мышление, СУД (способы умственных действий);
- — обеспечить условия для превращения ученика в учащегося.
Содержание образования
Основу содержания обучения составляет система научных понятий, определяющая общие способы действия в предмете (как предпосылка овладения общими принципами решения задач определенного класса).
Свойства методической системы:
- — концепция целенаправленной учебной деятельности;
- — проблемное изложение знаний;
- — метод учебных задач;
- — коллективно-распределительная деятельность.
На их основе сформировалось множество других вариантов систем развивающего обучения. Приведу некоторые из них.
- 1. Концепция Л. В. Занкова направлена на раннее интенсифицированное общее психологическое развитие личности.
- 2. Концепция З. И Калмыковой направлена на формирование продуктивного или творческого мышления.
- 3. Концепция Е. Н. Кабановой направлена на формирование операций мышления, которые она называет приемами учебной работы.
- 4. Концепция Г. А. Цукерман направлена на обучение учащихся навыкам учебного сотрудничества.
- 5. Концепция В. В. Давыдова — Д. Б .Эльконина личностно-развивающего обучения направлена на развитие теоретического сознания и мышления.
- 6. Концепция С. А. Смирнова направлена на создание условий для максимального развития способностей ребенка в сочетании с интенсивным накоплением социального опыта и формированием у него внутреннего психологического покоя и уверенности в своих силах.
- 7. Концепция И. С. Якиманской направлена на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, на познание себя личностью, на самоопределение и самореализацию в процессе обучения.
- 8. Концепция Г. К. Селевко направлена на формирование доминанты самосовершенствования личности, включающая в себя установки на самообразование, на самовоспитание, на сомоутверждение, самоопределение, саморегуляцию и самоактуализацию.
- 9. Концепции И. П. Волкова, Г. С. Альтшуллера, И. П. Иванова направлены на развитие различных сфер личности и имеют как общие, так и специфические особенности.