Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Текстовая форма календарно-тематического планирования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

План-конспект отдельного занятия (урока) физической культуры является необходимым документом оперативного (текущего) планирования педагогического процесса по физическому воспитанию, наиболее детализированным и конкретным планом занятия, необходим для методически грамотного проведения урока и выполняет следующие функции: Тема урока, его цель и задачи записываются в начале конспекта, где также… Читать ещё >

Текстовая форма календарно-тематического планирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

5 класс, 1 четверть. Раздел подготовки — легкая атлетика Урок № 8.

Тема. Углубленное разучивание техники метания малого мяча на дальность, совершенствование техники прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги», воспитание выносливости.

Задачи:

  • 1. освоить технику метания мяча на уровне первоначального двигательного умения;
  • 2. создать условия для освоения техники прыжка в длину на уровне полноценного двигательного умения;
  • 3. воспитание выносливости в процессе равномерного бега до 500 м.

Оборудование и инвентарь: малые мячи (10 шт.), инвентарь для обслуживания прыжковой ямы, секундомер.

Основные средства и методы и последовательность их применения на уроке

Подготовительная часть урока.

  • 1. Общая разминка: разновидности ходьбы и бега, ОРУ в движении.
  • 2. Специальная разминка: специальные прыжковые и беговые упражнения.

Основная часть урока.

  • 1. Подводящие упражнения для техники метания мяча: имитация метания, финальное усилие с выпуском снаряда вниз (в парах).
  • 2. Развивающие упражнения для техники метания мяча: в парах — усилия в фиксированном положении «натянутого лука».
  • 3. Целевое упражнение: метание мяча с установкой на соблюдение техники упражнения.
  • 4. Целевое упражнение: прыжок в длину с разбега с требованиями его практического применения — фиксация результата прыжка.
  • 5. Бег до 500 м равномерным методом. Заключительная часть урока. Ходьба, дыхательные упражнения.

Оперативное планирование процесса физического воспитания. План-конспект урока физической культуры. Общие положения

План-конспект отдельного занятия (урока) физической культуры является необходимым документом оперативного (текущего) планирования педагогического процесса по физическому воспитанию, наиболее детализированным и конкретным планом занятия, необходим для методически грамотного проведения урока и выполняет следующие функции:

  • 1. является документом, определяющим цели и задачи урока;.
  • 2. является действенным инструментом целесообразного построения урока;
  • 3. позволяет определить наиболее рациональные средства и методы для реализации задач урока;
  • 4. позволяет подобрать необходимые методические приемы для каждого конкретного занятия;
  • 5. ориентирует учителя на проведение урока по заранее намеченной схеме;
  • 6. позволяет заранее определить параметры нагрузки и отдыха на уроке;
  • 7. уточняет использование необходимого оборудования и инвентаря.

В настоящее время нет единого мнения как по форме составления конспекта урока, так и по объему необходимой информации, содержащейся в нем. Специалисты физического воспитания, как правило, избегают написания объемных планов-конспектов, пользуются различными вариантами сокращенной формы, что связано с определенным опытом работы, невозможностью выделения большого объема времени на ежедневную подготовку конспектов, особенно при большой педагогической нагрузке учителя [17].

Требования к составлению

К расширенной форме плана-конспекта предъявляются следующие требования:

  • 1. указание времени и места проведения урока, наименование образовательного учреждения, контингент занимающихся;
  • 2. четкая и правильная формулировка темы и задач урока;
  • 3. четкое и корректное определение цели и задач урока;
  • 4. указание необходимого оборудования и инвентаря;
  • 5. соблюдение структуры урока;
  • 6. использование необходимой терминологии при написании конспекта;
  • 7. подробное описание содержания каждой из частей урока:
    • а) подбор средств и методов, необходимых для решения задач урока,
    • б) определение частных задач урока,
    • в) использование необходимых методов организации деятельности занимающихся,
    • г) определение объема и интенсивности нагрузки, а также интервалов отдыха.

Методика составления

Формулирование темы и задач урока: подробно представлено в разделе 1.5.4. «Некоторые организационно-методические и общепедагогические компоненты урока физической культуры».

Тема урока, его цель и задачи записываются в начале конспекта, где также указываются данные об уроке: место проведения, контингент занимающихся, необходимое оборудование и инвентарь и др.

В практике физического воспитания существует несколько форм записи проведения урока. Наиболее распространенной является запись в виде таблицы.

План-конспект урока физической культуры №… для учащихся… класса, школы №…

Вид подготовки (гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка и др.).

Тема урока:…

Задачи урока:

  • 1…
  • 2…
  • 3…

Место проведения:…

Оборудование и инвентарь:…

Время проведения:…

Частные задачи.

Содержание урока.

Дозировка нагрузки.

Организационно-методические указания.

Часть урока и время (подготовительная, основная, заключительная).

В графе «Часть урока» записываются части урока и время, отведенное на их решение. Например: Подготовительная часть (10 мин).

В графе «Частные задачи» записываются задачи, связанные с обучением двигательным действиям, воспитанием физических качеств, формированием морально-нравственных качеств, а также организацией и проведением урока. Умение выявлять частные задачи является важнейшим условием достижения цели урока и решения его основных задач. Определение и решение частных задач позволяет выдержать структуру, завершенность и логику построения как каждой из частей, так и всего урока в целом.

Примеры частных задач

Подготовительная часть урока:

  • а) провести вводный ритуал;
  • б) выполнить строевые приемы;
  • в) выполнить комплекс ОРУ.

Основная часть урока:

  • а) создать представление об изучаемом двигательном действии;
  • б) воспитывать силовые способности методом круговой тренировки;
  • в) провести подвижную игру.

Заключительная часть урока:

  • а) выполнить дыхательные упражнения;
  • б) подвести итоги урока.

В графе «Содержание урока» последовательно указываются средства решения частных задач с подробной расшифровкой и записью. При записи строевых и общеразвивающих упражнений (ОРУ) используется гимнастическая терминология и правила записи упражнений. Также в графе «Содержание урока» описываются все упражнения, предусмотренные для решения задач урока; порядок их выполнения, содержание и смена упражнений. При использовании группового и кругового методов необходимо указать упражнения для каждого отделения или «станции».

Например.

Подготовительная часть урока:

  • а) построение. Рапорт. Приветствие;
  • б) разновидности ходьбы;
  • в) ОРУ в движении;
  • г) ОРУ на месте:

И. П. — О. С.,.

  • 1 — руки за голову,
  • 2 — наклон вперед, прогнувшись, руки в стороны ладонями вперед,
  • 3 — наклон вперед, коснуться руками пола,
  • 4 —И. П.

Основная часть урока:

  • а) осуществить показ двигательного действия;
  • б) акробатические упражнения: совершенствование техники кувырка вперед;
  • в) брусья параллельные: закрепление размахиваний в упоре, махом вперед соскок.

Заключительная часть урока:

  • а) построение, ходьба;
  • б) выполнение дыхательных упражнений в ходьбе;
  • в) подведение итогов урока. Домашнее задание.

В графе «Дозировка нагрузки» может указываться:

  • а) количество повторений — шесть—восемь раз;
  • б) затраты времени на выполнение упражнения — шесть— восемь мин.;
  • в) величина преодолеваемого расстояния — 10 м.

В графе «Организационно-методическиеуказания» могут освещаться:

  • а) способы организации занимающихся;
  • б) методы выполнения упражнений;
  • в) требования к выполнению упражнений;
  • г) указания, распоряжения.

Например.

Подготовительная часть урока:

  • а) соблюдать равнение и дистанцию;
  • б) способ выполнения — фронтальный.

Основная часть урока:

  • а) соблюдать группировку;
  • б) следить за правильным выносом палок;
  • в) обеспечить страховку.

Заключительная часть урока:

  • а) ходьба спокойная;
  • б) дыхание глубокое.

Примерный расширенный план-конспект урока физической культуры План-конспект урока физической культуры №…, дата проведения…

Вид подготовки: гимнастика.

Класс: первый.

Продолжительность урока: 45 минут.

Направленность урока — образовательно-обучающая.

Место проведения: спортивный зал.

Оборудование и инвентарь: гимнастические маты, скамейки.

Тема урока. «Начальное разучивание техники перекатов в группировке, воспитание физических качеств».

Задачи урока:

  • 1. закрепить изученный ранее комплекс ОРУ;
  • 2. добиться выполнения кувырка вперед в общих чертах;
  • 3. комплексное воспитание физических качеств средствами подвижной игры «Белые медведи».

Таблица 20

Примерный расширенный план-конспект урока физической культуры.

Частные задачи.

Содержание урока.

Дозировка нагрузки.

Организационно-методические указания.

Подготовительная часть — 10 мин.

Проведение вводного ритуала.

Построение в шеренгу Выполнение команд «Равняйсь!».

«Смирно!».

«Вольно!».

Сообщение задач урока.

1 мин.

Равнение по носкам. Следить за правильным выполнением команд.

Выполнение разминки Общая разминка Ходьба и ее разновидности

«Напра-во!».

«Налево в обход шагом — марш!».

«Руки на пояс — ставь!

На носках — марш!" «Обычным шагом — марш!» (ОШМ).

«Руки на пояс — ставь!

На пятках марш!".

«ОШМ!».

«Руки на пояс — ставь!» «На наружной части стопы — марш!».

«ОШМ!».

«Руки на пояс — ставь!» «На внутренней части стопы — марш!».

«ОШМ!».

5—6 м 5—6 м 5—6 м 5—6 м.

Дистанция — два шага! Спина прямая Спина прямая Соблюдать дистанцию.

Частные

задачи

Содержание урока

Дозировка

нагрузки

Организационно-методические указания

ОРУ в движении

  • 1. «Руки вперед — в стороны ладонями вниз — ставь!» Ходьба с отведением рук в стороны. «ОШМ!»
  • 2. «Руки к плечам — ставь!»

Круговые движения в плечевых суставах.

«ОШМ!».

8—10 раз 10—12 раз.

Постепенно увеличивать амплитуду. Выполнять под счет Постепенно увеличивать амплитуду.

Бег и его разновидности

«Бегом — марш!» «Приставными шагами левым боком — марш!» «Приставными шагами правым боком — марш!» «Обычным бегом — марш!» (ОБМ).

«Руки на пояс — ставь!

С высоким подниманием бедра — марш!".

«ОБМ!».

«Руки за спину — ставь!

Со сгибанием ног назад — марш!".

«ОБМ!».

«Короче шаг!».

«Реже!».

«Шагом — марш!» «Направляющий — на месте!».

«Стой!».

2—3 круга 10—12 м 10—12 м 5—6 м 5—6 м 5—6 м.

Спина прямая Соблюдать дистанцию Выполнять на носках Выполнять на носках Спина прямая Выполнять на носках Небольшой наклон вперед Соблюдать дистанцию.

Выполнить

перестро

ение

Выполнить перестроение в колонну по четвертое на заранее установленные места для проведения ОРУ.

Выполнить

комплекс

ОРУ

по показу и рассказу

Упражнение на ощущение правильной осанки

  • 1) Потягивания И. П: стойка руки на пояс 1— левую назад на носок, руки вверх
  • 2 —И. П.
  • 3 — то же, правой
  • 4 —И. П.

6—8 раз.

Спина прямая, смотреть на кисти рук.

Частные

задачи

Содержание урока

Дозировка

нагрузки

Организационно-методические указания

Упражнение общего воздействия

  • 2) Повороты И. П. — упор, стоя на коленях
  • 1— поворот направо, правую руку в сторону
  • 2 —И. П.
  • 3 — то же другой рукой
  • 4 —И. П.

6—8 раз.

Сохранять равновесие, рука прямая.

Упражнение общего воздействия

3) Наклоны

И. П. — стойка ноги врозь, руки за голову.

  • 1 — наклон вперед
  • 2 —И. П.
  • 3 — то же, к правой
  • 4 —И. П.

6—8 раз.

Ноги не сгибать. Коснуться пальцами рук носка левой (правой) ноги.

Упражнение общего воздействия

  • 4) Движения в cede И. П. — упор сидя 1— сед углом
  • 2 — сед согнув ноги
  • 3 — сед углом
  • 4 — И. П.

6—8 раз.

Ноги на пол не опускать.

Упражнение для мышц ног

  • 5) Приседания И. П. — стойка ноги врозь, руки на пояс
  • 1 — присед, руки вперед
  • 2 —И. П.
  • 3—4 — то же

девочки — 15 р. мальчики —20 р.

Пятки от пола не отрывать.

Упражнение с повышенной интенсивностью

  • 6) Движения в упоре И. П.: О. С.
  • 1 — упор присев
  • 2 — упор лежа
  • 3 — упор присев
  • 4 —И. П.

девочки -8р. мальчики — 10 р.

Постепенно повышать темп.

Упражнение для мышц РУ*

  • 7) Сгибание и разгибание рук в упоре лежа И. П. — упор лежа
  • 1 — упор лежа, согнув руки
  • 2 —И. П.
  • 3 —4 = 1 — 2

девочки.

  • — 5 р. мальчики
  • — Юр.

Сохранять положение упора.

Упражнение на растягивание мышц ног

  • 8) Махи ногами И. П.: стойка руки в стороны
  • 1 — мах левой вперед, руки вперед;
  • 2 —И. П.;
  • 3—4 — то же другой

6—8 р.

Голенью касаться пальцев рук.

Частные

задачи

Содержание урока

Дозировка

нагрузки

Организационно-методические указания

Прыжки с переходом на ходьбу

9) Прыжки на месте И. П.: стойка руки на пояс 1—4— прыжки на правой 5—8 — на левой «На месте шагом — марш!» «Стой!».

6—8 р.

Приземляться на носок.

Провести специальную разминку.

Из положения О. С. — принять положение упор присев, подбородок прижать к груди.

6—8 р.

Следить за тем, чтобы дети прижимали подбородок к груди.

Основная часть — 30 мин.

Осуществить подготовку зала к выполнению основной части урока.

Разместить в зале скамейки и гимнастические маты на указанные преподавателем места.

Первая и вторая колонны ставят гимнастические скамейки. Третья и четвертая укладывают гимнастические маты.

Обучение перекатам в группировке.

Создать

представле

ние

о двигательном действии (ориентировочная основа действия)

Осуществить показ двигательного действия преподавателем.

Осуществить подробный рассказ и детальный показ двигательного действия. Выделить основные опорные точки

  • — колени плотно прижаты к плечам
  • — голова опущена

на грудь, спина округлена.

— руки захватывают середину голеней, локти прижаты.

1р.

Занять удобное для просмотра положение Следить за порядком выполнения и сменой занимающихся Сочетать словесный и наглядный методы.

Выполнить

подводящие

упражнения

1) Из положения лежа на спине руки вверх, по сигналу принять группировку и вернуться в исходное положение.

3 р.

Выполнять упражнения поточным способом, по два человека на одном гимнастическом мате.

Частные

задачи

Содержание урока

Дозировка

нагрузки

Организационно-методические указания

2) Из положения лёжа на спине, принять группировку и удерживать.

5 р.

Фиксация не более 3 с.

Выполнить

целевое

упражнение

3) Из седа в группировке выполнить перекат, сохраняя группировку.

5 р.

Соблюдать группировку, исправлять грубые ошибки.

Осуществить уборку инвентаря Провести подвижную игру.

Распределить детей для уборки гимнастических скамеек и матов.

Игра «Белые медведи». Подвести итоги игры.

5 мин.

Следить за техникой безопасности Следить за соблюдением правил по ходу игры.

Заключительная часть — 5 мин.

Снизить функциональную активность.

«Налево в обход шагом марш!».

Выполнить дыхательные упражнения.

46 р.

Вдох глубокий, резкий выдох.

Подвести итоги урока.

«Направляющий на месте!» «Стой!».

«Нале-во!».

Указать на основные ошибки.

Отметить лучших.

Дать домашнее задание. Вывести класс из зала.

Обеспечить безопасный выход детей из спортивного зала.

В профессиональной деятельности учителя физической культуры невозможно, да и не нужно составлять расширенные планы-конспекты на каждый урок. Учитель может разработать усеченные варианты плана-конспекта урока. В этом случае нет необходимости подробного описания содержания урока. Например, указывается номер комплекса ОРУ, подробное содержание которого имеется у учителя в методической разработке, название подвижных игр, карточки которых также должны быть разработаны как отдельный документ. В настоящее время такие методические разработки удобно выполнять в электронном виде с использованием современных информационных технологий, которые удобно хранить и оперативно использовать при необходимости на рабочем месте.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой