Текстовая форма календарно-тематического планирования
План-конспект отдельного занятия (урока) физической культуры является необходимым документом оперативного (текущего) планирования педагогического процесса по физическому воспитанию, наиболее детализированным и конкретным планом занятия, необходим для методически грамотного проведения урока и выполняет следующие функции: Тема урока, его цель и задачи записываются в начале конспекта, где также… Читать ещё >
Текстовая форма календарно-тематического планирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
5 класс, 1 четверть. Раздел подготовки — легкая атлетика Урок № 8.
Тема. Углубленное разучивание техники метания малого мяча на дальность, совершенствование техники прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги», воспитание выносливости.
Задачи:
- 1. освоить технику метания мяча на уровне первоначального двигательного умения;
- 2. создать условия для освоения техники прыжка в длину на уровне полноценного двигательного умения;
- 3. воспитание выносливости в процессе равномерного бега до 500 м.
Оборудование и инвентарь: малые мячи (10 шт.), инвентарь для обслуживания прыжковой ямы, секундомер.
Основные средства и методы и последовательность их применения на уроке
Подготовительная часть урока.
- 1. Общая разминка: разновидности ходьбы и бега, ОРУ в движении.
- 2. Специальная разминка: специальные прыжковые и беговые упражнения.
Основная часть урока.
- 1. Подводящие упражнения для техники метания мяча: имитация метания, финальное усилие с выпуском снаряда вниз (в парах).
- 2. Развивающие упражнения для техники метания мяча: в парах — усилия в фиксированном положении «натянутого лука».
- 3. Целевое упражнение: метание мяча с установкой на соблюдение техники упражнения.
- 4. Целевое упражнение: прыжок в длину с разбега с требованиями его практического применения — фиксация результата прыжка.
- 5. Бег до 500 м равномерным методом. Заключительная часть урока. Ходьба, дыхательные упражнения.
Оперативное планирование процесса физического воспитания. План-конспект урока физической культуры. Общие положения
План-конспект отдельного занятия (урока) физической культуры является необходимым документом оперативного (текущего) планирования педагогического процесса по физическому воспитанию, наиболее детализированным и конкретным планом занятия, необходим для методически грамотного проведения урока и выполняет следующие функции:
- 1. является документом, определяющим цели и задачи урока;.
- 2. является действенным инструментом целесообразного построения урока;
- 3. позволяет определить наиболее рациональные средства и методы для реализации задач урока;
- 4. позволяет подобрать необходимые методические приемы для каждого конкретного занятия;
- 5. ориентирует учителя на проведение урока по заранее намеченной схеме;
- 6. позволяет заранее определить параметры нагрузки и отдыха на уроке;
- 7. уточняет использование необходимого оборудования и инвентаря.
В настоящее время нет единого мнения как по форме составления конспекта урока, так и по объему необходимой информации, содержащейся в нем. Специалисты физического воспитания, как правило, избегают написания объемных планов-конспектов, пользуются различными вариантами сокращенной формы, что связано с определенным опытом работы, невозможностью выделения большого объема времени на ежедневную подготовку конспектов, особенно при большой педагогической нагрузке учителя [17].
Требования к составлению
К расширенной форме плана-конспекта предъявляются следующие требования:
- 1. указание времени и места проведения урока, наименование образовательного учреждения, контингент занимающихся;
- 2. четкая и правильная формулировка темы и задач урока;
- 3. четкое и корректное определение цели и задач урока;
- 4. указание необходимого оборудования и инвентаря;
- 5. соблюдение структуры урока;
- 6. использование необходимой терминологии при написании конспекта;
- 7. подробное описание содержания каждой из частей урока:
- а) подбор средств и методов, необходимых для решения задач урока,
- б) определение частных задач урока,
- в) использование необходимых методов организации деятельности занимающихся,
- г) определение объема и интенсивности нагрузки, а также интервалов отдыха.
Методика составления
Формулирование темы и задач урока: подробно представлено в разделе 1.5.4. «Некоторые организационно-методические и общепедагогические компоненты урока физической культуры».
Тема урока, его цель и задачи записываются в начале конспекта, где также указываются данные об уроке: место проведения, контингент занимающихся, необходимое оборудование и инвентарь и др.
В практике физического воспитания существует несколько форм записи проведения урока. Наиболее распространенной является запись в виде таблицы.
План-конспект урока физической культуры №… для учащихся… класса, школы №…
Вид подготовки (гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка и др.).
Тема урока:…
Задачи урока:
- 1…
- 2…
- 3…
Место проведения:…
Оборудование и инвентарь:…
Время проведения:…
Частные задачи. | Содержание урока. | Дозировка нагрузки. | Организационно-методические указания. |
Часть урока и время (подготовительная, основная, заключительная). | |||
В графе «Часть урока» записываются части урока и время, отведенное на их решение. Например: Подготовительная часть (10 мин).
В графе «Частные задачи» записываются задачи, связанные с обучением двигательным действиям, воспитанием физических качеств, формированием морально-нравственных качеств, а также организацией и проведением урока. Умение выявлять частные задачи является важнейшим условием достижения цели урока и решения его основных задач. Определение и решение частных задач позволяет выдержать структуру, завершенность и логику построения как каждой из частей, так и всего урока в целом.
Примеры частных задач
Подготовительная часть урока:
- а) провести вводный ритуал;
- б) выполнить строевые приемы;
- в) выполнить комплекс ОРУ.
Основная часть урока:
- а) создать представление об изучаемом двигательном действии;
- б) воспитывать силовые способности методом круговой тренировки;
- в) провести подвижную игру.
Заключительная часть урока:
- а) выполнить дыхательные упражнения;
- б) подвести итоги урока.
В графе «Содержание урока» последовательно указываются средства решения частных задач с подробной расшифровкой и записью. При записи строевых и общеразвивающих упражнений (ОРУ) используется гимнастическая терминология и правила записи упражнений. Также в графе «Содержание урока» описываются все упражнения, предусмотренные для решения задач урока; порядок их выполнения, содержание и смена упражнений. При использовании группового и кругового методов необходимо указать упражнения для каждого отделения или «станции».
Например.
Подготовительная часть урока:
- а) построение. Рапорт. Приветствие;
- б) разновидности ходьбы;
- в) ОРУ в движении;
- г) ОРУ на месте:
И. П. — О. С.,.
- 1 — руки за голову,
- 2 — наклон вперед, прогнувшись, руки в стороны ладонями вперед,
- 3 — наклон вперед, коснуться руками пола,
- 4 —И. П.
Основная часть урока:
- а) осуществить показ двигательного действия;
- б) акробатические упражнения: совершенствование техники кувырка вперед;
- в) брусья параллельные: закрепление размахиваний в упоре, махом вперед соскок.
Заключительная часть урока:
- а) построение, ходьба;
- б) выполнение дыхательных упражнений в ходьбе;
- в) подведение итогов урока. Домашнее задание.
В графе «Дозировка нагрузки» может указываться:
- а) количество повторений — шесть—восемь раз;
- б) затраты времени на выполнение упражнения — шесть— восемь мин.;
- в) величина преодолеваемого расстояния — 10 м.
В графе «Организационно-методическиеуказания» могут освещаться:
- а) способы организации занимающихся;
- б) методы выполнения упражнений;
- в) требования к выполнению упражнений;
- г) указания, распоряжения.
Например.
Подготовительная часть урока:
- а) соблюдать равнение и дистанцию;
- б) способ выполнения — фронтальный.
Основная часть урока:
- а) соблюдать группировку;
- б) следить за правильным выносом палок;
- в) обеспечить страховку.
Заключительная часть урока:
- а) ходьба спокойная;
- б) дыхание глубокое.
Примерный расширенный план-конспект урока физической культуры План-конспект урока физической культуры №…, дата проведения…
Вид подготовки: гимнастика.
Класс: первый.
Продолжительность урока: 45 минут.
Направленность урока — образовательно-обучающая.
Место проведения: спортивный зал.
Оборудование и инвентарь: гимнастические маты, скамейки.
Тема урока. «Начальное разучивание техники перекатов в группировке, воспитание физических качеств».
Задачи урока:
- 1. закрепить изученный ранее комплекс ОРУ;
- 2. добиться выполнения кувырка вперед в общих чертах;
- 3. комплексное воспитание физических качеств средствами подвижной игры «Белые медведи».
Таблица 20
Примерный расширенный план-конспект урока физической культуры.
Частные задачи. | Содержание урока. | Дозировка нагрузки. | Организационно-методические указания. |
Подготовительная часть — 10 мин. | |||
Проведение вводного ритуала. | Построение в шеренгу Выполнение команд «Равняйсь!». «Смирно!». «Вольно!». Сообщение задач урока. | 1 мин. | Равнение по носкам. Следить за правильным выполнением команд. |
Выполнение разминки Общая разминка Ходьба и ее разновидности | «Напра-во!». «Налево в обход шагом — марш!». «Руки на пояс — ставь! На носках — марш!" «Обычным шагом — марш!» (ОШМ). «Руки на пояс — ставь! На пятках марш!". «ОШМ!». «Руки на пояс — ставь!» «На наружной части стопы — марш!». «ОШМ!». «Руки на пояс — ставь!» «На внутренней части стопы — марш!». «ОШМ!». | 5—6 м 5—6 м 5—6 м 5—6 м. | Дистанция — два шага! Спина прямая Спина прямая Соблюдать дистанцию. |
Частные задачи | Содержание урока | Дозировка нагрузки | Организационно-методические указания |
ОРУ в движении |
Круговые движения в плечевых суставах. «ОШМ!». | 8—10 раз 10—12 раз. | Постепенно увеличивать амплитуду. Выполнять под счет Постепенно увеличивать амплитуду. |
Бег и его разновидности | «Бегом — марш!» «Приставными шагами левым боком — марш!» «Приставными шагами правым боком — марш!» «Обычным бегом — марш!» (ОБМ). «Руки на пояс — ставь! С высоким подниманием бедра — марш!". «ОБМ!». «Руки за спину — ставь! Со сгибанием ног назад — марш!". «ОБМ!». «Короче шаг!». «Реже!». «Шагом — марш!» «Направляющий — на месте!». «Стой!». | 2—3 круга 10—12 м 10—12 м 5—6 м 5—6 м 5—6 м. | Спина прямая Соблюдать дистанцию Выполнять на носках Выполнять на носках Спина прямая Выполнять на носках Небольшой наклон вперед Соблюдать дистанцию. |
Выполнить перестро ение | Выполнить перестроение в колонну по четвертое на заранее установленные места для проведения ОРУ. | ||
Выполнить комплекс ОРУ по показу и рассказу Упражнение на ощущение правильной осанки |
| 6—8 раз. | Спина прямая, смотреть на кисти рук. |
Частные задачи | Содержание урока | Дозировка нагрузки | Организационно-методические указания |
Упражнение общего воздействия |
| 6—8 раз. | Сохранять равновесие, рука прямая. |
Упражнение общего воздействия | 3) Наклоны И. П. — стойка ноги врозь, руки за голову.
| 6—8 раз. | Ноги не сгибать. Коснуться пальцами рук носка левой (правой) ноги. |
Упражнение общего воздействия |
| 6—8 раз. | Ноги на пол не опускать. |
Упражнение для мышц ног |
| девочки — 15 р. мальчики —20 р. | Пятки от пола не отрывать. |
Упражнение с повышенной интенсивностью |
| девочки -8р. мальчики — 10 р. | Постепенно повышать темп. |
Упражнение для мышц РУ* |
| девочки.
| Сохранять положение упора. |
Упражнение на растягивание мышц ног |
| 6—8 р. | Голенью касаться пальцев рук. |
Частные задачи | Содержание урока | Дозировка нагрузки | Организационно-методические указания |
Прыжки с переходом на ходьбу | 9) Прыжки на месте И. П.: стойка руки на пояс 1—4— прыжки на правой 5—8 — на левой «На месте шагом — марш!» «Стой!». | 6—8 р. | Приземляться на носок. |
Провести специальную разминку. | Из положения О. С. — принять положение упор присев, подбородок прижать к груди. | 6—8 р. | Следить за тем, чтобы дети прижимали подбородок к груди. |
Основная часть — 30 мин. | |||
Осуществить подготовку зала к выполнению основной части урока. | Разместить в зале скамейки и гимнастические маты на указанные преподавателем места. | Первая и вторая колонны ставят гимнастические скамейки. Третья и четвертая укладывают гимнастические маты. | |
Обучение перекатам в группировке. Создать представле ние о двигательном действии (ориентировочная основа действия) | Осуществить показ двигательного действия преподавателем. Осуществить подробный рассказ и детальный показ двигательного действия. Выделить основные опорные точки
на грудь, спина округлена. — руки захватывают середину голеней, локти прижаты. | 1р. | Занять удобное для просмотра положение Следить за порядком выполнения и сменой занимающихся Сочетать словесный и наглядный методы. |
Выполнить подводящие упражнения | 1) Из положения лежа на спине руки вверх, по сигналу принять группировку и вернуться в исходное положение. | 3 р. | Выполнять упражнения поточным способом, по два человека на одном гимнастическом мате. |
Частные задачи | Содержание урока | Дозировка нагрузки | Организационно-методические указания |
2) Из положения лёжа на спине, принять группировку и удерживать. | 5 р. | Фиксация не более 3 с. | |
Выполнить целевое упражнение | 3) Из седа в группировке выполнить перекат, сохраняя группировку. | 5 р. | Соблюдать группировку, исправлять грубые ошибки. |
Осуществить уборку инвентаря Провести подвижную игру. | Распределить детей для уборки гимнастических скамеек и матов. Игра «Белые медведи». Подвести итоги игры. | 5 мин. | Следить за техникой безопасности Следить за соблюдением правил по ходу игры. |
Заключительная часть — 5 мин. | |||
Снизить функциональную активность. | «Налево в обход шагом марш!». Выполнить дыхательные упражнения. | 4—6 р. | Вдох глубокий, резкий выдох. |
Подвести итоги урока. | «Направляющий на месте!» «Стой!». «Нале-во!». Указать на основные ошибки. Отметить лучших. Дать домашнее задание. Вывести класс из зала. | Обеспечить безопасный выход детей из спортивного зала. |
В профессиональной деятельности учителя физической культуры невозможно, да и не нужно составлять расширенные планы-конспекты на каждый урок. Учитель может разработать усеченные варианты плана-конспекта урока. В этом случае нет необходимости подробного описания содержания урока. Например, указывается номер комплекса ОРУ, подробное содержание которого имеется у учителя в методической разработке, название подвижных игр, карточки которых также должны быть разработаны как отдельный документ. В настоящее время такие методические разработки удобно выполнять в электронном виде с использованием современных информационных технологий, которые удобно хранить и оперативно использовать при необходимости на рабочем месте.