Метод анализа ситуации
На занятиях по предметам «Математика», «Методика преподавания математики в средней школе», «Информатика», «Информационные технологии» проводится обсуждение вопросов и проблем, имеющих глубокое содержание «Проблема поиска истины», «Проблема оценивания ЗУН», «Проблема систематизации информации», «Проблема защиты информационной сети» и т. д. В основе нашей работы лежит метод анализа ситуации… Читать ещё >
Метод анализа ситуации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В основе нашей работы лежит метод анализа ситуации, который дает возможность заставлять думать студента, рассуждать, аргументировать, делать выводы. Метод анализа ситуаций — это кейс-технология, который позволяет соединить теорию и практику, усвоить знания, приобрести навыки и умения для практического решения сложных задач.
Основная ценность метода анализа конкретных ситуаций состоит именно в развитии аналитических способностей, комплексного подхода к разрешению проблем, максимально приближенных к реальным ситуациям, оценке принимаемых решений и их последствий.
Включение студентов в творческую работу с кейс — технологией требует соблюдения целого рада условий:
- · систематической помощи со стороны преподавателя;
- · предварительного обдумывания того, какое задание продуктивного характера может обеспечить освоение базовых умений и навыков.
При работе с кейс — технологией студент должен выразить свою позицию, высказать свою точку зрения, своё отношение к изучаемому, а это требует доверительности и взаимопонимания, т. е. атмосферы сотрудничества.
На занятиях по предметам «Математика», «Методика преподавания математики в средней школе», «Информатика», «Информационные технологии» проводится обсуждение вопросов и проблем, имеющих глубокое содержание «Проблема поиска истины», «Проблема оценивания ЗУН», «Проблема систематизации информации», «Проблема защиты информационной сети» и т. д.
Решение таких проблем и разработка инновационных моделей обучения, как правило, связывается с несколькими видами деятельности:
· поиски по линии репродуктивного обучения, конкретно-дидактическая,.
база которого связана с развитием программированного обучения;
· поиски по линии исследовательского обучения, в рамках которого.
учебный процесс строится как поиск познавательно-прикладных,.
практических сведений (новых инструментальных знаний о способах.
профессиональной деятельности);
- · модель учебной дискуссии, характерными чертами которой являются, прежде всего, ознакомление каждого участника с теми сведениями, которые есть у других; поощрение разных подходов к одному и тому же предмету обсуждения;
- · сосуществование различных точек зрения по обсуждаемым вопросам;
- · возможность критиковать и отвергать любое из высказываемых мнений;
- · побуждение участников к поиску группового, как правило, компромиссного, соглашения в виде общего решения;
- · организация обучения на основе игровой модели, предполагающей включение в учебный процесс имитационного и ролевого моделирования, тренингов и упражнений.
На занятиях с использованием кейс — технологии важно предупредить вопросы студентов, не дать им свести обсуждение к спору о тех или иных фактах. Для этого полезно снабдить кейс — технологии необходимыми таблицами и графиками в дополнение к цифрам, излагаемым в тексте.
Следует отметить, что управлять работой студентов, используя метод анализа ситуации, имеет несколько целей:
- · развитие навыков анализа и критического мышления;
- · соединение теории и практики;
- · представление примеров принимаемых управленческих решений;
- · представление примеров последствий принимаемых решений;
- · демонстрация различных позиций и точек зрения;
- · формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности.
Таким образом, инновационные технологии и методы критического мышления создают и исследуют альтернативы, устанавливают и проверяют предпосылки. Студенты на занятиях приходят к твердому пониманию и нахождению решения проблем, принимают независимые, обдуманные решения, создают новые осмысленные вопросы. Инновационные технологии и методы критического мышления значительно помогают понять смысл сложной меняющейся жизни, поощряют двустороннее уважение, понимание, связи и создают условия роста личности.