Методика формирования морфологической стороны речи у детей-дошкольников
Для этого возраста характерно стремление к сохранению глагольной основы слова, потому и возникают ошибки типа «можу» вместо «могу» (от «мочь»); «непустю» вместо «не пущу» (от «пускать»);"возьмил" вместо «взял» (от «взять»). Такие морфологические ошибки являются возрастной закономерностью, не зависящей от социального окружения. В младших группах существенное место занимает работа над развитием… Читать ещё >
Методика формирования морфологической стороны речи у детей-дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
К трём годам дети овладевают наиболее типичными окончаниями таких грамматических категорий, как падеж, род, число, время, но не усваивают всего разнообразия этих категорий. Особенно это относится к существительным.
На четвёртом году ребенок ориентируется на первоначальную форму слова, что связано с усвоением категории рода. При правильном определении родовой принадлежности существительного ребёнок правильно изменяет его, при ошибочном — допускает ошибки («кошка поймала мыша», «я хочу хлеба с солем»).
Для этого возраста характерно стремление к сохранению глагольной основы слова, потому и возникают ошибки типа «можу» вместо «могу» (от «мочь»); «непустю» вместо «не пущу» (от «пускать»);"возьмил" вместо «взял» (от «взять»). Такие морфологические ошибки являются возрастной закономерностью, не зависящей от социального окружения. В младших группах существенное место занимает работа над развитием понимания грамматических форм и употреблением их в речи. Детей следует учить правильно изменять наиболее часто употребляемые слова, в которых они допускают морфологические ошибки.
Основное содержание работы в данном возрастном периоде заключается в следующем: сначала идет обучение изменению слов по падежам, а затемсогласованию существительных с прилагательными в роде и числе, употреблению предлогов (в, за, на, под, около) и глаголов Обучением этим грамматическим навыкам осуществляется преимущественно в форме дидактических игр — драматизаций.
Формирование грамматических умений и навыков напрямую зависит от того, как ведётся работа по обогащению словаря. Так, при закреплении наименований животных и их детёнышей можно упражнять детей в образовании множественного числа существительных, обозначающих детёнышей: заяц — зайчата; лиса — лисята; волк — волчата.
При построении упражнений надо помнить, что грамматические правила являются выражением конкретных жизненных отношений. Следует предусмотреть связь грамматических форм с реальными жизненными отношениями или их имитацией с помощью игрушек и изображений на картинках, а также неоднократные упражнения с целью закрепления навыков.
Занятия в младших группах дошкольных учреждений, в большей части, проводятся с игрушками. Игрушка даёт возможность производить разнообразные изменения места (на столе, за столом), положения (сидит, лежит, стоит), действий (играет, прыгает), называть качества — цвет, форму (бант большой, красный; шапочка пуховая, белая, мягкая), числовые соотношения (кошка — одна, котят — много). В процессе этих изменений ребёнку приходится соответствующим образом изменять слова и усваивать морфологические элементы языка.
Предлагается ряд дидактических игр по формированию морфологической стороны речи. В основном это игры номенклатурного характера, в которых называются предметы, их качества, свойства, состояния, взаимоотношения, расположение.
С целью понимания правильного употребления предлогов с пространственным значением (в, за, на, около, под) можно использовать игру «Угадай, что изменилось?». В начале детям предлагают усадить куклу за стол, под стол, около стола (для понимания значения предлогов). Затем местоположение куклы меняют (за столом, под столом, на столе, около стола), а дети отгадывают что изменилось, употребляя предлоги и изменяя по падежам слово стол. Активизация предлогов с пространственным значение модно временно подводит ребенка к употреблению падежных форм. Игру «Угадай, что изменилось?» можно рекомендовать для усвоения формы родительного падежа множественного числа существительных. Поскольку дети делают ошибки в употреблении существительных во множественном числе, то и игрушек должно быть больше одной. Вместе с тем групп игрушек должно быть не меньше двух — трёх, чтобы внимание ребёнка было направлено на правильное изменение слова.
У младших дошкольников вызывает затруднения употребление формы среднего рода существительных. Для её усвоения можно рекомендовать дидактическую игру «Волшебный мешочек», а также рассматривание предметных картинок. Игрушки и картинки подбирают таким образом, чтобы наряду с существительными среднего рода были существительные мужского и женского рода. Родовая принадлежность выявляется лучше, если с существительными согласуется прилагательное.
В процессе рассматривания предметных картинок дети называют предмет, отвечают на вопросы: Кто это? Какой петушок? Какое ведро? Какое яичко? Вопросительное местоимение согласуется с существительным и помогает ребенку ориентироваться на род существительного, кроме того ребенок должен научиться ориентироваться на род существительного при определении предмета по его признакам. Для закрепления в речи детей форм глаголов эффективны игры — драматизации типа «День куклы», «Утро в кукольном доме». Дидактические игры с игрушками, игры-драматизации в наибольшей степени отвечают возрастным особенностям детей младшего и среднего дошкольного возраста. Они предоставляют возможность изменять положение игрушек, разыгрывать сценки, употреблять прямую и косвенную речь, соответствующим образом изменять слово. Динамика игрового действия способствует усвоению грамматических навыков. В подобных играх предусматривается дидактическая задача, оборудование, ход игры, игровые действия.
Формирование навыков согласования существительных с прилагательными в числе, роде и падеже осуществляется в процессе знакомства с игрушками и рассматривания, описания, а также сравнения игрушек, предметов, картин, когда дети называют их форму, цвет, величину.
В современных условиях воспитания и обучения детей наблюдается тенденция предоставлять детям возможность самостоятельно образовывать трудные грамматические формы путем изменения основы слова, нетипичные изменения окончаний. Однако, не получая правильного образца, дети допускают ошибки. У них не вырабатывается сразу нужный навык, который в дальнейшем должен быть закреплён.
На пятом году жизни у детей появляется большое количество морфологических ошибок, обусловленное расширением сферы общения, усложнившейся структурой речи, вследствие чего, не усвоенные ещё нормы правильного изменения слов становятся более заметны. Наряду с этим в речи детей наблюдается значительно больше правильных грамматических форм. Большую роль для ребёнка играет, поставленная взрослыми, сценки речевой деятельности «Я правильно сказал?» или «Как нужно сказать правильно?».
В средней группе расширяется круг грамматических явлений, подлежащих усвоению.
Продолжается обучение употреблению форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных, согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже, использованию разных форм глаголов; формирование умений правильно спрягать глаголы по лицам и числам, осознанно употреблять предлоги с пространственным значением.
В этом возрасте большую роль играет связь грамматических форм с жизненными ситуациями. Отсюда — необходимость использования наглядности. Для игр и упражнений используется равное количество игрушек и картинок. Часть грамматических форм подлежит усвоению и без наглядного материала.
На пятом году жизни детям предоставляется большая самостоятельность в образовании трудных грамматических форм, с которыми они встречались раньше. Задача усложняется тем, что даётся не одна драматизация, а несколько ситуаций.
В этом возрасте дети добиваются чёткости и внятности произношения окончаний; предлагается произнести слово в правильной форме, повторить вслед за ним; подумать, как сказать правильно; поддерживается поиск ребёнком морфем. Привлечь к этому ребёнка можно игрой «Исправь меня».
Продолжается формирование навыков употребления существительных во множественном числе в именительном, родительном, дательном и винительном падежах; работа по закреплению представлений о родовой принадлежности существительного, об употреблении неизменяемых имён существительных.
Хорошо подходит игра «Чего не стало?», где в среднем возрасте подбираются слова более трудные («туфли-туфель», «сапоги-сапог», «тапочки-тапочек», «валенки-валенок», «сандалии-сандалий») и игра «День рождения куклы Кати».
Для усвоения категории среднего рода проводится рассматривание предметных картинок и игрушек. Дети отвечают на вопросы: Что это? Ведро какое? Тарелка какая? Так же можно использовать и словесные упражнения на усвоение прилагательных. Для усвоения родовой принадлежности, развития ориентировки на окончания слов при согласовании существительных с прилагательными в роде и числе проводятся упражнения с выделением окончаний и определяющих местоимений, например: «Это груша. Какая она?».
В средней группе проводится работа на усвоение несклоняемых существительных, а также игровые упражнения, с помощью которых дошкольники учатся правильно согласовывать слова в предложении. Например, в процессе упражнения «Загадка» воспитанники, при определении родовой принадлежности существительного, ориентируются на окончания слов. Подобные задания сложны для детей, особенно тогда, когда они встречаются с ними впервые. Поэтому нужно доброжелательно относиться даже к ошибочным ответам. Важно, чтобы у детей активизировалась поисковая деятельность, и, чтобы они в результате получили образец правильной речи («О щенке, скажем — весёлый, о собаке — весёлая. Весёлая щенок — нельзя сказать.»).
Нужно дифференцированно определять меру требовательности к детям, учитывая задачи обучения и качество усвоения материала. Например, обучая дошкольников образовывать формы глаголов в повелительном наклонении, нужно добиться, чтобы речь детей была правильной. Для этого предлагается несколько раз произносить слова в правильной форме. Грамматически правильную речь помогают вырабатывать специальные игровые правила. Так, в игре «Мишка, сделай», Мишка понимает, когда дети говорят правильно, а когда ошибаются. Если ребёнок ошибся, Мишка не исполняет его просьбу. В игре «Чей домик?» двери домика откроются, если ребёнок сказал правильно: «Пришла лошадка», «Пришел медведь».
В начале года проводят упражнения, в которых дети учатся правильно соотносить (при восприятии речи взрослого) наименования детёнышей животных в единственном и множественном числе с изображениями одного и нескольких детёнышей («Покажите где утёнок? А где утята?). При выполнении таких заданий от детей не требуется использовать трудную форму слова в собственной речи.
В старшем дошкольном возрасте завершается усвоение системы родного языка.
У детей встречаются ошибки в чередовании согласных («ухо — ухи», «длинноухий — длинноуший»), в употреблении существительных во множественном числе родительного падежа, трудности в образовании повелительного наклонения глаголов («поезжай», «ляг», «вытри», «сотри», «положи», «сложи») и в сравнительной системе прилагательных («слаще», «красивее», «твёрже»). Трудности представляют сочетания существительных с числительными и местоимениями, употребление причастий и глаголов («хотеть», «звонить»).
На данном возрастном этапе ставятся следующие задачи:
- 1. Учить детей правильно применять все слова, имеющиеся в их активном словаре.
- 2. Воспитывать у ребёнка критическое отношение к грамматическим ошибкам в его собственной и чужой речи.
- 3. Формировать потребность говорить правильно.
Снижается роль игр с игрушками, больше используются картинки, словесные дидактические игры и специальные грамматические упражнения.