Развитие метафоричности мышления
Для развития способности понимать условность речи, переносный смысл выражений, на которых и строятся метафоры, разработано множество упражнений. Задания, позволяющие выявлять и развивать эти способности, можно найти во многих психологических работах (Бачков И. В., Овчинникова Т. Н. и др.). Их можно разрабатывать самостоятельно, по аналогии. Приведем несколько примеров. Первое задание — «скрытый… Читать ещё >
Развитие метафоричности мышления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Аристотель называл метафору отличительным признаком гения. Он считал способность к образованию хороших метафор тождественной способности распознавать сходство.
Метафора — это оборот речи, заключающий скрытое уподобление, образное сближение слов на базе их переносного значения. Построение метафор — довольно сложное дело, доступное далеко не каждому взрослому, это то, что могут с успехом делать творцы. Большинство детей тем более с этим справляются с трудом, но это не повод для того, чтобы этим не заниматься.
Для развития способности понимать условность речи, переносный смысл выражений, на которых и строятся метафоры, разработано множество упражнений. Задания, позволяющие выявлять и развивать эти способности, можно найти во многих психологических работах (Бачков И. В., Овчинникова Т. Н. и др.). Их можно разрабатывать самостоятельно, по аналогии. Приведем несколько примеров.
Первое задание — «скрытый смысл». В каждой строке представлены метафора и две фразы. Причем одна из фраз поясняет метафору, а другая имеет с ней лишь внешнее сходство. Требуется определить и вычеркнуть лишнюю фразу, не подходящую двум другим по смыслу. Желательно в ходе обсуждения ответов попросить детей дать развернутое объяснение смысла каждой метафоры.
- — молодежная элита
- — душевные отношения
- — твердый карандаш
- — умный человек
- — непрочные отношения
- — фантазии
- — тайный сговор
- — категоричное утверждение
- — теплые полы
- — слаженная работа
Золотая молодежь Душевный друг Решительный человек крепкий ум Худой мир Волшебный сон Серый кардинал Резкое слово Нежный взгляд Стройный хор
- — золотые украшения
- — душевая кабина
- — твердый характер
- — крепкий лед
- — худой волк
- — волшебная палочка
- — тайная власть
- — резкий звук
- — теплые отношения
- — стройный человек
Хорошим приемом, позволяющим осваивать сложное искусство понимания и разработки метафор, можно считать упражнение — «объясните смысл выражения». Возьмем несколько несложных распространенных пословиц и изречений и проведем коллективную беседу с детьми о том, что они означают:
Как аукнется, так и откликнется.
Кашу маслом не испортишь.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Всяк кулик свое болото хвалит.
Всякому овощу свое время.
Друзья познаются в беде.
Дыма без огня не бывает.
За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
Не в свои сани не садись.
Не дорог подарок, дорога любовь.
Семеро одного не ждут.
Семь раз отмерь — один раз отрежь.
Тише едешь, дальше будешь.
Шила в мешке не утаишь.
Худой мир лучше доброй ссоры.
Язык до Киева доведет.
В тесноте, да не в обиде.
Глаза страшатся, а руки делают.
Дома и стены помогают.
Другое упражнение. Читаем детям отрывок:
«Еще в глубокой древности в народных поверьях отмечалось сходство некоторых растений с людьми. Растения наделялись человеческими качествами: так, дуб считался символом мощи, надежности, нарцисс — самовлюбленности, калина — девичьей красы, незабудка — верности, рябина — горькой женской доли…»
Знаете ли вы аналогичные утверждения, где растения отождествлялись бы с людьми, их чувствами, переживаниями и поведением?