Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Развитие метафоричности мышления

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для развития способности понимать условность речи, переносный смысл выражений, на которых и строятся метафоры, разработано множество упражнений. Задания, позволяющие выявлять и развивать эти способности, можно найти во многих психологических работах (Бачков И. В., Овчинникова Т. Н. и др.). Их можно разрабатывать самостоятельно, по аналогии. Приведем несколько примеров. Первое задание — «скрытый… Читать ещё >

Развитие метафоричности мышления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Аристотель называл метафору отличительным признаком гения. Он считал способность к образованию хороших метафор тождественной способности распознавать сходство.

Метафора — это оборот речи, заключающий скрытое уподобление, образное сближение слов на базе их переносного значения. Построение метафор — довольно сложное дело, доступное далеко не каждому взрослому, это то, что могут с успехом делать творцы. Большинство детей тем более с этим справляются с трудом, но это не повод для того, чтобы этим не заниматься.

Для развития способности понимать условность речи, переносный смысл выражений, на которых и строятся метафоры, разработано множество упражнений. Задания, позволяющие выявлять и развивать эти способности, можно найти во многих психологических работах (Бачков И. В., Овчинникова Т. Н. и др.). Их можно разрабатывать самостоятельно, по аналогии. Приведем несколько примеров.

Первое задание — «скрытый смысл». В каждой строке представлены метафора и две фразы. Причем одна из фраз поясняет метафору, а другая имеет с ней лишь внешнее сходство. Требуется определить и вычеркнуть лишнюю фразу, не подходящую двум другим по смыслу. Желательно в ходе обсуждения ответов попросить детей дать развернутое объяснение смысла каждой метафоры.

  • — молодежная элита
  • — душевные отношения
  • — твердый карандаш
  • — умный человек
  • — непрочные отношения
  • — фантазии
  • — тайный сговор
  • — категоричное утверждение
  • — теплые полы
  • — слаженная работа

Золотая молодежь Душевный друг Решительный человек крепкий ум Худой мир Волшебный сон Серый кардинал Резкое слово Нежный взгляд Стройный хор

  • — золотые украшения
  • — душевая кабина
  • — твердый характер
  • — крепкий лед
  • — худой волк
  • — волшебная палочка
  • — тайная власть
  • — резкий звук
  • — теплые отношения
  • — стройный человек

Хорошим приемом, позволяющим осваивать сложное искусство понимания и разработки метафор, можно считать упражнение — «объясните смысл выражения». Возьмем несколько несложных распространенных пословиц и изречений и проведем коллективную беседу с детьми о том, что они означают:

Как аукнется, так и откликнется.

Кашу маслом не испортишь.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Всяк кулик свое болото хвалит.

Всякому овощу свое время.

Друзья познаются в беде.

Дыма без огня не бывает.

За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

Не в свои сани не садись.

Не дорог подарок, дорога любовь.

Семеро одного не ждут.

Семь раз отмерь — один раз отрежь.

Тише едешь, дальше будешь.

Шила в мешке не утаишь.

Худой мир лучше доброй ссоры.

Язык до Киева доведет.

В тесноте, да не в обиде.

Глаза страшатся, а руки делают.

Дома и стены помогают.

Другое упражнение. Читаем детям отрывок:

«Еще в глубокой древности в народных поверьях отмечалось сходство некоторых растений с людьми. Растения наделялись человеческими качествами: так, дуб считался символом мощи, надежности, нарцисс — самовлюбленности, калина — девичьей красы, незабудка — верности, рябина — горькой женской доли…»

Знаете ли вы аналогичные утверждения, где растения отождествлялись бы с людьми, их чувствами, переживаниями и поведением?

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой