Оптимизация сопряжённой деятельности студентов в учёбе и спортивном совершенствовании
Занятия различными видами спорта по-разному оказывают воздействие на умственную работоспособность. Наилучший эффект достигается тогда, когда содержание физкультурных занятий достаточно разнообразно, а не монотонно. Оздоровительно-рекреативное направление предусматривает использование средств физического воспитания при организации отдыха и культурного досуга в выходные дни и в период каникул для… Читать ещё >
Оптимизация сопряжённой деятельности студентов в учёбе и спортивном совершенствовании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Обучение в высшем учебном заведении сопряжено с большим объемом учебной работы и высокой умственной напряженностью. Установлено, что динамика умственной работоспособности, сохранение высокой умственной активности у студентов на протяжении всего периода обучения в вузе зависят от объема физических нагрузок в режиме дня и учебной недели. Следовательно, наблюдается тесная связь между физической и умственной работоспособностью.
Сочетание двигательных нагрузок с умственной деятельностью осуществляется эффективно, если учитываются следующие принципиальные аспекты вопроса:
Занятия физическими упражнениями должны содержать в первой половине каждого семестра 70−75% упражнений, направленных на развитие скоростных способностей, скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости. Во второй половине каждого семестра примерно 70−75% применяемых средств необходимо использовать для воспитания силы, общей и силовой выносливости.
На занятиях физического воспитания, проводимых первой парой, целесообразно использовать нагрузки малой интенсивности или средней интенсивности. Занятия с такими нагрузками позволяют сохранить хорошую умственную активность до конца учебного дня, включая самоподготовку.
Проведение физкультурных занятий 2 раза в неделю с малотренированными студентами и нагрузками большой интенсивности существенно снижает умственную деятельность в течение учебной недели, поэтому важно учитывать уровень физической подготовленности при планировании физических нагрузок, чтобы не привести к снижению умственной активности.
Занятия различными видами спорта по-разному оказывают воздействие на умственную работоспособность. Наилучший эффект достигается тогда, когда содержание физкультурных занятий достаточно разнообразно, а не монотонно.
В период экзаменационной сессии занятия желательно проводить не более 2 раз в неделю на свежем воздухе с интенсивностью, сниженной до 60−70% от обычного уровня. Целесообразно использовать упражнения циклического характера (плавание, лыжи, бег).
В рамках учебной недели с целью обеспечения устойчивой умственной работоспособности рекомендуется следующая исходно-ориентировочная схема планирования занятий по физическому воспитанию:
понедельник — занятия физическими упражнениями с целью активизации психофизического состояния организма студента;
среда — занятия физическими упражнениями для поддержания работоспособности;
пятница (или суббота) — занятия физическими упражнениями с целью снятия недельного кумулятивного утомления.
Не стоит забывать и о разноплановой систематичной подготовке студентов в рамках разных средств по физическому воспитанию.
Общеподготовительное направление обеспечивает всестороннюю физическую подготовку студентов и поддержание ее на уровне требований государственной программы физического воспитания.
Спортивное направление обеспечивает специализированные систематические занятия одним из видов спорта в отделениях спортивного совершенствования (секциях), а также участие в спортивных соревнованиях с целью повышения уровня спортивного мастерства.
Профессионально-прикладное направление способствует использованию средств физического воспитания в системе научной организации труда, а также при подготовке к работе по избранной специальности с учетом ее особенностей.
Гигиеническое направление предусматривает использование средств физического воспитания для восстановления работоспособности и укрепления здоровья.
Оздоровительно-рекреативное направление предусматривает использование средств физического воспитания при организации отдыха и культурного досуга в выходные дни и в период каникул для укрепления здоровья.
Лечебное направление обеспечивает восстановление здоровья в целом или отдельных функций организма, сниженных либо утраченных в результате заболеваний, травм.