Проблема развития познавательного интереса в учебной деятельности
Н. Г. Морозова писала, что исторически потребность в знании предшествует появлению у человека интереса к знаниям, но затем, «абстрагируясь от конечного результата, сама познавательная деятельность приобретает побудительную силу. В результате возникает интерес к теоретической деятельности. Возникает специальная, выделившаяся познавательная направленность по отношению к окружающим предметам, она… Читать ещё >
Проблема развития познавательного интереса в учебной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Содержание понятия «познавательный интерес» в психолого-педагогических исследованиях
Г. И. Щукина определяет интерес как стремление к знанию, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать, подчеркивается важность положительных эмоций, как необходимого компонента познавательного интереса и указывается, что он не может возникнуть на основе отрицательного отношения к деятельности. Наиболее точно выражает понятие «познавательный интерес» определение, данное Г. И. Щукиной, которого мы придерживаемся в своей работе: познавательный интерес — избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности, которая характеризуется постоянным стремлением к познанию.
Аналитический анализ её исследования позволил выделить, что основным признаком интереса является устойчивое положительно-эмоциональное отношение к объекту. Всякий интерес имеет познавательную направленность, и предпочтение в нем отдается интеллектуальному аспекту.
Наряду с этим, в исследованиях Г. И. Щукиной дается наиболее точная, на наш взгляд, структура познавательного интереса и выделяются компоненты познавательного интереса:
- 1. Интеллектуальный компонент — выражающийся в направленности на познание объекта, стремлении постичь его сущность.
- 2. Эмоциональный компонент — проявляющийся в положительном эмоциональном отношении к объекту.
- 3. Волевой компонент — рассматривающийся как степень сосредоточенности на данном объекте, применении усилий для достижения поставленной цели и отражающийся в устойчивости интереса.
Для нашего исследования важным является мнение Н. Г. Морозовой о том, что некоторый запас знаний является необходимой основой для возникновения познавательных вопросов при соприкосновении с новыми знаниями, вступающих в противовес с прежними представлениями. Экспериментально доказано, что эти вопросы побуждают к поискам решения, что является одним из основных условий появления познавательного интереса (Морозова Н.Г.).
Н.Г. Морозова писала, что исторически потребность в знании предшествует появлению у человека интереса к знаниям, но затем, «абстрагируясь от конечного результата, сама познавательная деятельность приобретает побудительную силу. В результате возникает интерес к теоретической деятельности. Возникает специальная, выделившаяся познавательная направленность по отношению к окружающим предметам, она поддерживаемая сознанием пользы, но не исчерпывается им. Осознанная потребность перерастает в познавательный интерес по отношению к деятельности и объекту, отвлекаясь от конечной цели, обобщаясь и усиливаясь в среднем звене — добывания знаний и умений».
Доказано, что по мере того, как интерес становится стойким личностным качеством, направленностью личности, он перестает в потребность более высокого порядка — потребность в знании; осознанную, постоянную и развивающуюся по мере удовлетворения потребности. Таким образом, из потребности, на какой-то ступени развития интерес снова возвращается к ней, но уже на уровне потребности в знании.
В связи с направлением нашего исследования мы рассматриваем взаимосвязь познавательного интереса со знаниями. Экспериментально доказано, что знания являются основой познавательного интереса, без которых он не может возникнуть, но и удовлетворение интереса неизбежно ведет к обогащению знаний (Архипов А.Л., Рубинштейн С. Я., Шорников М. К., Щукина Г. И., и др.).
Научные исследования определяют роль интереса в учебной деятельности:
A) интерес способствует глубине и прочности знаний;
Б) развивает и повышает качество мыслительной деятельности, сказывается на общем развитии учащихся;
B) существенно влияет на формирование личности ребенка: определяет его активность в учении, благоприятствует формированию способностей, воспитывает творческий подход к различным видам деятельности;
Г) повышает общий эмоциональный тонус учащихся, создает более благоприятный эмоциональный фон для протекания всех психических процессов (Архипов А.П. и др.).
При таком подходе, по мнению ученых, подлинный познавательный интерес является основой учебной деятельности.
Учитывая специфику проводимого исследования, знание структуры познавательного интереса позволит нам определить критерии, по которым можно судить о наличии интереса к учебной деятельности.
В процессе анализа психолого-педагогической литературы установлено, что однозначного определения проявлений интереса не выявлено. Проявлениями интереса считаются:
- — особенности поведения и деятельности, учащихся в процессе учебной деятельности на уроке;
- — особенности поведения и деятельности, проявляющиеся вне уроков;
- — особенности всего образа жизни учащихся, возникающее под влиянием интереса к той или иной деятельности (Морозова Н.Г.).
При ином понимании проявлений интереса выделяются Г. И. Щукиной следующие группы:
- 1) ряд проявлений, определяющих мыслительную активность учащихся: вопросы, сосредоточенность, стремление принять участие в обсуждении проблемы, характер деятельности и др.;
- 2) эмоциональные проявления: речевые реакции, переживания, эмоциональные проявления, их адекватность; наличие или отсутствие отвлечений от процесса деятельности; участие во внеклассной работе, характер использования свободного времени.
Для цели нашего исследования положения, выделенные Г. И. Щукиной, представляются нам более обоснованными, то есть исходят из понимания сложной структуры интереса. В своей работе мы опираемся на них.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить общую линию становления познавательного интереса, который, являясь динамичной подвижной системой, существует на различном уровне и в различной степени выраженности. В ряде исследований (Беляева М.Ф., Морозовой Н. Г., Щукиной Г. И. и др.) определены следующие стадии познавательного интереса: любопытство, любознательность, познавательный интерес.
Выделены следующие этапы развития интереса — занимательность изложения, которая будит любопытство: любознательность и пробуждающийся интерес к предмету, который рождает потребность в знании (Бондаревский В.Б.). В контексте нашего исследования важно представление о видах познавательного интереса, представляющих последовательные фазы его развития (Божович Л.И. (10), Морозова Н. Г).
- 1. Ситуативный, эпизодический, возникающий к внешним признакам предметов и явлений. Являясь относительно устойчивым, неглубоким, ситуативный интерес, тем не менее, имеет большое значение для дальнейшего углубления познавательного интереса.
- 2. Личностный интерес, характеризующийся пониманием смысла деятельности, ее личной и общественной значимости.
В работе мы будем ориентироваться на классификацию, где выделяются три вида познавательного интереса (Щукина Г. И.):
- 1. Ситуативно-эпизодическое переживание.
- 2. Устойчивый, активный интерес — эмоциональнопознавательное отношение к предмету, объектам или определенной деятельности.
- 3. Личностный интерес — направленность личности. Интересы различают по содержанию — научные, эстетические, моторные, игровые и т. д.; по углубленности — поверхностные и глубокие; по объему — широкие и узкие. Важно, что интерес рассматривается как двусторонний единый процесс: с одной стороны, объективный, т. е. обусловленность интереса общественными условиями, а с другой, субъективный — связанный с сознанием и другими психическими процессами индивида.
Аналитический обзор исследований (Беляева М.Ф., Выготского Л. С., Ковалев А. Т., Морозовой Н. Г. и др.) позволил выявить, что интерес определяется такими качественными особенностями, как предметная направленность, действенность, широта, глубина и устойчивость. Именно эти качества лежат в основе классификации интересов.
По своему характеру действенность интереса выражается в степени активности человека в процессе деятельности, она проявляет самостоятельность, инициативу, творчество (Божович Л.И., Морозова Н. Г., Щукина Г. И.).
В процессе теоретического анализа мы также выделим взгляды ученых на понятие «широта интересов». Под ним понимается количеством объектов, на которые он направлен. Л. С. Выготский, говоря о важности развития широких интересов, указывал, что полноценная основа может быть только на базе широких и разносторонних интересов. Генетическое изменение широты интересов сравнивается с пирамидой или конусом. Чем младше ребенок, тем шире должны быть интересы, так как они обеспечивают яркие и образные впечатления об окружающем мире, которые впоследствии станут основой приобретения системы знаний.
Экспериментально доказано, что по глубине интересы могут быть поверхностные, если они направлены на внешнее удовлетворение в деятельности, не играют существенной роли в жизни человека, его деятельности, почти всегда проходят бесследно, и глубокие, которые пронизывают психическую жизнь человека, играют в ней важную роль, отражаясь на всех сторонах этой жизни, характеризуются стремлением проникнуть в суть явления (Ковалев А.Т., Раевский А.К.). Отмечается, что существенной характеристикой интереса является устойчивость, отражающая специфику интереса с субъективной личностной стороны.
Анализ научной литературы позволил обозначить проблему формирования интереса. Значимым для нашего исследования является утверждение Л. С. Рубинштейна о том, что интерес не является продуктом замкнутой в себе природы: он возникает из контакта с окружающим миром. Особое влияние на его развитие оказывают воздействия окружающих людей. Важно, чтобы эти воздействия не совершались стихийно, самотеком. Ученый подчеркивает необходимость того, чтобы в педагогическом процессе сознательно направлялось формирование интереса. Подчеркивание значения интереса в педагогическом процессе ни в коем случае не означает того, что обучение следует приспосабливать к имеющимся интересам учащихся. Педагогический процесс, выбор предметов обучения и т. п. основывается на задачах воспитания, на объективных соображениях, и интересы должны быть направлены соответственно этим объективным, обоснованным целям. Теоретически и экспериментально установлено, что интересы нельзя ни фетишизировать, ни игнорировать — их надо учитывать и воспитывать.
Теоретически и экспериментально установлено, что познавательному интересу присуща связь с деятельностью. Однако не всякая деятельность в одинаковой мере способствует развитию познания. Нет деятельности, в которой в какой-то степени не удовлетворяется познавательный интерес. Есть деятельность, в которой он удовлетворяется в высшей степени, и она служит толчком для его развития; и есть деятельность, в которой он едва проявляется и едва развивается. Поэтому главное при воспитании познавательного интереса — организовать содержательную деятельность.
В целях нашего исследования необходимо рассмотреть структуру деятельности, разработанную Н. Г. Морозовой, наиболее успешно влияющую на формирование познавательного интереса. У этой специфически организованной деятельности автором выделены следующие особенности:
- — возникновение в ходе деятельности недоумения и вопросов у самого ребенка. Для этого подача материала должна опираться на прежние представления детей, которые вступают в противоречие с новыми, и требуют объяснения.
- — постановка и принятие ребенком задачи для самостоятельного или совместного с учителем решения, чтобы она становилась собственной задачей ребенка и вызывала желание самостоятельного добиться ее решения.
- — организация поиска решения задачи, который проходит через ряд преодолимых трудностей и приводит к положительному результату.
- — решение задачи, включающей возникновение новых вопросов, благодаря чему интерес становится неисчерпаемым и все более стойким.
Особенно важными в русле проводимого исследования являются исследования, раскрывающие условия формирования познавательного интереса школьников. Эти условия, как показал теоретический анализ, являются общими, определяющими формирование познавательного интереса на всех возрастных ступенях:
- 1. Содержание обучения (включает усложнение знаний, новое содержание, связанное с современными достижениями науки, показ практической значимости изучаемого материала), как источник познавательного интереса, вызывает у школьников радость открытия мира, чувство удовлетворения, радость от познания нового, ожидание последующих знаний. Эти состояния характеризуются автором как интеллектуальные переживания, способствующие формированию познавательного интереса.
- 2. Метод подачи содержания изучаемого материала, способствующий созданию условий для развития разносторонних умственных операции, выдвижение и усложнение познавательных задач — важное условие формирования познавательных интересов.
- 3. Организация познавательной деятельности, обеспечивающая активную позицию учащихся в процессе обучения и включающая: многообразные формы самостоятельной работы, овладение учащимися новыми способами познавательной деятельности, включение элементов исследования в решение познавательных задач, использование творческих работ. Это является важнейшим условием формирования познавательного интереса в практической части проводимого нами исследования.
По мнению ученых (Люблинская А.А., Рубинштейн С. Я. и др.) постановка практической или познавательной задачи заставляет ребенка самостоятельно мыслить. А решающим условием в развитии самостоятельности мышления, как одной из главных характеристик познавательного интереса, является приобретение знаний с помощью решения проблемы. Однако важно не только поставить перед ребенком проблему, но и научить ее решать, сформировать необходимые способы познавательной деятельности (Лернер И.Я., Матюшкин А. М., Махмутов М.И.).
В научной литературе подтверждается что, ограничиваясь только постановкой проблемы, педагог оставляет без управления само решение проблемы, т.к. именно мыслительная активность является побудителем познавательного интереса. Отмечается важность не только рационального мышления, но и умение переноса полученных навыков на различное содержание знаний и практических задач, т.к. овладение обобщенными приемами мышления тесно связанно с проявлением интереса не только к приобретению знаний, но и к способам их добывания.
Среди способов усиления познавательного интереса, развития учебной мотивации и активности ученика в процессе обучения, повышения его работоспособности некоторыми авторами (Бабанский Ю.К., Менчинская Н. А. и др.) особо выделяется прием сравнений и аналогий, эффективность которого доказана в многочисленных экспериментальных работах.
Интересным для проводимой работы являются исследования о влиянии предварительных действий на формирование познавательного интереса, результаты которых подтверждают, что так называемый пусковой период оказывает большое влияние на качество усвоения знаний, на повышение эффективности обучения и на формирование познавательного интереса.
Подчеркивается, что предварительные действия учащихся оказывают большое влияние на повышение эффективности обучения, а в связи с этим и на формирование познавательного интереса школьников. В целом ряде исследований, направленных на изучение феномена интереса, он рассматривался в зависимости от возраста и его содержательной направленности. Так, исследование, проведенное Л. М. Маневцовой, показывает, что уже в старшем дошкольном возрасте, возможно, сформировать достаточно устойчивый, действенный и глубокий познавательный интерес, как самостоятельное проявление.
Интерес возникает и сохраняется в «ситуации непосредственного взаимодействия с учителем, требуя поддержки с его стороны».
Теоретический анализ психолого-педагогических исследований позволяет сделать следующие выводы:
- — познавательный интерес — личностное образование, структурными компонентами которого являются интеллектуальные, волевые и эмоциональные проявления;
- — познавательный интерес представляет собой избирательную направленность личности к определенному предмету, а также к процессу деятельности;
- — в процессе обучения и воспитания познавательный интерес выступает как средство увлекающего, живого обучения; как сильный мотив учения и деятельности; как устойчивая черта личности;
- — познавательный интерес формируется в деятельности в тесном взаимодействии с потребностями и другими мотивами;
- — познавательный интерес — ведущий мотив учебной деятельности, обозначающий направленность личности на овладение знаниями и способами познания;
- — познавательный интерес характеризуется сложной динамикой; его развитие идет от ситуативного, эпизодического до глубокого, устойчивого личностного интереса;
- — познавательный интерес — образование формирующееся, а не присущее возрасту и стихийно развивающееся свойство. Это процесс, решающим фактором которого являются целенаправленное обучение и воспитание.