«Залог величья человека, сомостояние его» (А.С.Пушкин)
К нему обращаются с молитвой прежде всего об обуздании греховных страстей — а потому, думаю, что в наше время «рекламы греховной жизни» к Святому следует особо обращаться молодым людям и их родителям. Мы хорошо знаем, что Жития Святых — это, прежде всего, — положительный пример, о чём свидетельствует многие литературные произведения — хотя бы приведённые в статье. И пример Святого Вонифатия… Читать ещё >
«Залог величья человека, сомостояние его» (А.С.Пушкин) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Итак, Ваня — будущий писатель И. С. Шмелёв воспитывался в православной благочестивой семье, чего нельзя не увидеть, читая его замечательные повести; как и Миша — будущий звонарь М. И. Макаров, которого в какой-то степени можно считать последователем И. С. Шмелёва, о чём уже говорилось. Так же благочестиво воспитывались и будущие религиозные философы: В. С. Соловьёв, Е. Н. Трубецкой, И. А. Ильин. В благочестии рос и сам Святой Сергий, и многие Святые Земли Русской — Преподобный Серафим Саровский, о котором ещё будет сказано особо;
Святитель Тихон Задонский и Святитель Митрофан Воронежский, к которому прислушивался даже Пётр Первый;
Святитель Иоасаф Белгородский, которому Матерь Божия явила Песчанский свой образ;
Святой Митрополит Филарет Московский, без которого гениальный А. С. Пушкин мог бы утонуть в пучине страстей;
Оптинские Старцы — в частности Отец Амвросий, по сути, оказавший влияние на всю классическую литературу через общение с приезжавшими к нему писателями;
Патриарх, Тихон, избранный жребием в страшном 1917 году, после пости двухсотлетнего периода, Испоаедник, претерпевший за Христа от рук безбожной власти;
и многие Новомученики и Исповедники, убиенные безбожной властью — в частности, Серафим (Чичагов), совершавший сначала подвиг военный, а потом принявший мученическую смерть за Христа.
И тому «списку» не будет конца!
И, как совершенно очевидно, ни время, ни сословие никакой роли для благочестия и богопознания не играют!
Ещё, думаю, уместно вспомнить, что о Святителе Василии Великом мы можем прочитать, что с детства он был очень прилежным и любил книгу.
А любимый всеми Святитель Николай, будучи ещё новорожденным младенцем, три часа простоял в Крещенской купели. (Во многом схожее начало молитвенного подвига его и Преподобного Сергия — у истоков — у самого начала земной жизни).
Оттого мы и любим многих древних святых, пребывавших в земном мире за много веков до возникновения, а тем более, Крещения Руси, и считаем их «русскими». Они тоже для нас «в Земле Русской просияли».
А теперь небольшое отступление, чтобы иметь возможность кое-что сопоставить и осмыслить. Конечно, всем хорошо известно, что один из двух Первоверховных Апостолов — Павел — бывший гонитель христиан Савл.
Первый же Евангелист Матфей — бывший мытарь.
По примеру своего отца не отличался до определённого момента благочестием и Святой Ефрем Сирин — ныне почитаемый всем христианским миром, молитва которого читается в особые дни — Великим Постом.
И заслуга в том его матери — Святой Монике — покровительнице всех матерей и детей. (Она и жестокого, поднимавшего на неё руку мужа отмолила и привела он в лоно Церкви).
Была предана некогда гордившемся своею дочерью отцом-язычником в руки палачей Святая Мученица Варвара.
Молодой и красивый раб, живший в блуде со своей госпожой, в одночасье духовно прозрел, принял Святое Крещение — и вскоре мученическую кончину за Христа — и искупил грех своей жизни. Это был Святой Мученик Вонифатий.
(К нему обращаются с молитвой прежде всего об обуздании греховных страстей — а потому, думаю, что в наше время «рекламы греховной жизни» к Святому следует особо обращаться молодым людям и их родителям. Мы хорошо знаем, что Жития Святых — это, прежде всего, — положительный пример, о чём свидетельствует многие литературные произведения — хотя бы приведённые в статье. И пример Святого Вонифатия, думаю, один из наиболее поучительных, потому что заставляет задуматься об огромном значении Покаяния и Искупительной Жертвы. А потому у меня как у преподавателя была практика за участие в серьёзных литературно-музыкальных композициях награждать студентов книгами, описывающими Жития Святых, — и, прежде всего Святого Вонифатия.).
Бывшая блудница, принеся покаяние, становится особо почитаемой во всем христианском мире Святой Марией Египетской. (В честь неё названа даже Пятая Неделя Великого Поста).
Любимый и почитаемый русским народом Князь Владимир, мягко говоря, не отличался благочестием до того, как задумался о выборе веры для Руси и не омылся от грехов водою Святого Крещения.
Хорошо всем известно и о беспредельной жестокости, мстительности до принятия Святого Крещения и Княгини Ольги, тоже впоследствии причисленной к Лику Святых.
Все они очистились покаянием и принятием Таинства Святого Крещения.
Конечно, каждый приходит к Богу по-разному, потому что неисповедимы пути Господни.
Но всё же, когда читаешь Жития Русских Святых, то начинаешь понимать великую роль воспитания, научения истинной веры, заложенных в благочестивой семье — потому что «Семья — малая Церковь» — так говорит устами своего героя, Ф. М. Достоевский — и тот, в чьи уста вкладывается столь великая мысль, является воплощением русской святости. И продолжает он свою мысль, пророчествуя и предупреждая, о том, что «…при распаде соборности семьи… распадается соборность России». Мы, современные люди, этот жестокий урок получили. А семью, хоть мало похожую на православную, сохранили, и не существуем скотским стадом, как того хотели, говоря словами И. С. Шмелёва, «новые творцы жизни» Всё это только благодаря подвигу Новомучеников и Исповедников Российских. Дай Бог нам ещё это и осмыслить.
«Семья — зародышевая клетка народной общности» — скажет через несколько десятилетий в одной из своих многочисленных статей известный русский мыслитель И. А. Ильин. (А не безликая «ячейка общества»).
И, конечно, следует вспомнить, что когда люди до предела испытывают терпение и милосердие Божие, то за грешный мир Сына Своего умоляет Пречистая Его Матерь! (Мать и Сын — тоже семья).
Следует вспомнить, что главная цель житийного жанра как такового — нравственное воспитание, положительный пример — а потому Жития Русских Святых столь любимы народом. И, естественно, что многие произведения житийного жанра начинаются с описания детства, семьи будущего Святого.
А потому следует остановиться несколько подробнее на семье и на детстве Святого Сергия.