Требование к наглядному пособию в ДОУ
Соблюдение в изображениях пропорций в соответствии с соотношениями реальных объектов; Ознакомление с внешним видом объекта в его современном виде и в историческом развитии; Наглядное представление о сравнении или измерении характеристик явления или процесса; Ознакомление с явлениями и процессами, которые не могут быть воспроизведены в ДОУ; Знаковое изображение этапов эксплуатации, изготовления… Читать ещё >
Требование к наглядному пособию в ДОУ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В современном обучении наглядные пособия играют большую роль. [24, 84 с.].
Наглядность должна содействовать не только обучению, но и воспитанию детей. Это достигается тем, что тематика картин берется из практики повседневной жизни, из детских организаций. Конкретность содержания и точность данных, приводимых в таблицах, диаграммах и других иллюстрациях, содействуют лучшему пониманию современной действительности и связи с жизнью. [21, 134 с.].
Наглядные пособия должны быть дидактически целесообразны, соответствовать программе ДОУ, а также возрасту детей.
Наглядные пособия выполняют следующие функции [19, 65 с.]:
- — ознакомление с явлениями и процессами, которые не могут быть воспроизведены в ДОУ;
- — ознакомление с внешним видом объекта в его современном виде и в историческом развитии;
- — наглядное представление об устройстве объекта, принципе его действия, управлении им, технике безопасности;
- — наглядное представление о сравнении или измерении характеристик явления или процесса;
- — знаковое изображение этапов эксплуатации, изготовления или проектирования изделия;
- — ознакомление с историей науки и перспективами ее развития.
Наглядные пособия обычно классифицируются на три группы [19, 67 с.]:
- 1. Объёмные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т. п.)
- 2. Печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники и т. п.)
- 3. Проекционный материал (фильмы, слайды, презентации и т. п.)
Пособие должно полностью удовлетворять педагогическим требованиям, предъявляемым к другим элементам воспитательного процесса: наглядно воспроизводить существенное в явлении, быть легко воспринимаемым и обозримым, иметь эстетичный вид и т. п.
Основные требования к наглядным пособиям в ДОУ [26]:
- — Соблюдение в изображениях пропорций в соответствии с соотношениями реальных объектов;
- — Соотношение с реальным цветом объектов и высокий цветовой контраст (80 — 95%);
- — Чёткое выделение ближнего, среднего и заднего планов.
- — Дети лучше различают черные объекты на белом фоне, лучше воспринимают заполненные фигуры, чем контурные.
- — Величина картинок определяется в зависимости от возраста и зрительных возможностей с учетом офтальмолога.
- — Сложный фон сюжетных картинок должен быть свободен от лишних деталей.
- — Располагать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, а хорошо выделялись по отдельности.
- — В цветовой гамме желательны желто-красно-оранжевые и зеленые тона. Необходимо помнить, что для детей с нарушением зрения характерна аномалия синего и фиолетового цветов. [26]
Величина раздаточного материала:
Острота зрения — Размер пособий.
- 0,4 и выше — 2 см
- 0,2−0,3 — 2−3 см
- 0,05−0,1 — 3−4 см
- 0,01−0,04 — 4−5 см
При рассматривании картины рекомендуется рассадить детей таким образом:
- — в 2−3 ряда, соблюдая окклюзию глаз:
- — полукругом;
- — «каре»;
- — параллельно-справа и слева от воспитателя по одному ряду детей (расх. косоглазие-в центре, сход.-по краям + соблюдение остроты зрения). [26]
Картины должны быть простыми по содержанию, но оформлены художественно. Следует избегать излишней яркости в окраске пособий, что может отвлекать внимание детей от содержания и утомлять их. Наглядные пособия должны отличаться четкостью и простотой построения, они должны быть удобны для обозрения, ясны для понимания и свободны от всего лишнего, заслоняющего существенно важное. [18, 43 с.].
При изготовлении самодельных наглядных пособий цифровые и текстовые надписи рекомендуется делать черной тушью на белой бумаге, придерживаясь следующих размеров цифр и букв: для младших дошкольников — 4 — 5 см, для старших дошкольников — 2,5 — 3,5 см. [18, 43 с.].