Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Введение. 
Активизация познавательной деятельности школьников в процессе обучения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особенно актуальной проблема исследования и развития познавательных возможностей учащихся стала в последнее время в связи с общей гуманизацией педагогического процесса, для которой среди прочего характерны: адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям личности; ориентация обучения на личность учащегося, обеспечение возможностей его самораскрытия; ориентация на активное освоение… Читать ещё >

Введение. Активизация познавательной деятельности школьников в процессе обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современными историками образования опыт школы 30 — 40-х гг. XX в. Характеризуется как «бездетная педагогика» со свойственным ей отношением к ребенку как к «материалу», а к образованию и воспитанию — как к «вооружению знаниями» и «выработке» определенных качеств — заданных параметров личности. Не удивительно, что в теоретических работах и поурочных рекомендациях тех лет отсутствуют проблемы изучения возрастных особенностей учащихся в обучении, стимуляции и развития их познавательной инициативы, поощрения индивидуального подхода к ученикам и т. п.

Первым шагом на пути преодоления этой «бездетности» в методике обучения истории стала публикация в 1949 г. Статьи психолога и учителя А. З. Редько «Усвоение учащимися исторических понятий», которая положила начало научным исследованиям возрастных особенностей восприятия, воображения, мышления, памяти, речи учащихся при обучении истории. Результаты этой работы были активно использованы учеными и методистами при подготовке новых учебников и поурочных пособий в 60 — 70-е гг. Однако их нельзя считать исчерпывающими и завершенными.

Особенно актуальной проблема исследования и развития познавательных возможностей учащихся стала в последнее время в связи с общей гуманизацией педагогического процесса, для которой среди прочего характерны: адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям личности; ориентация обучения на личность учащегося, обеспечение возможностей его самораскрытия; ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности. Усугубляет потребность в психологических исследованиях переход на концентрическую структуру образования, когда исторические факты, изучавшиеся ранее в старших классах, «спущены» в программы и учебники младших школьников, а в полной средней школе требуется организовать профилированное обучение. Однако на деле современные поурочные пособия вновь напоминают времена «бездетной педагогики» — главное внимание в них уделяется содержанию и методике проведения занятий, но ничего не говорится о возрастных познавательных возможностях школьников.

Познавательные возможности учащихся относятся к числу основных факторов процесса обучения и оказывают устойчивое влияние на цели, содержание и характер учебной работы. В частности, под их воздействием определяется уровень изложения школьных учебников, обрабатывается материал конкретных уроков, готовятся варианты познавательных заданий и т. д. В соответствии с познавательными возможностями учащихся данного класса формулируются и уточняются цели конкретного урока. В таком соотнесении особенно нуждается развивающая часть целевой установки, «поскольку правильно определить ее можно, только хорошо зная достигнутый уровень развития познавательных возможностей учащихся. Она указывает на необходимость усложнения или возможного упрощения изучаемого, особенно теоретического материала; на целесообразность усиления сложности его изучения в интересах успешного развития хорошо подготовленных учащихся и на уменьшение этой сложности в интересах слабо подготовленных учеников. Познавательные особенности школьников определяют также актуальность развития на уроках тех или иных процессов восприятия, его анализа и оценки, формирования и совершенствования мотивов изучения и т. д. От них не в малой степени зависит также выбор оптимальных форм, приемов и средств учебной работы, характер организуемой на занятии познавательной деятельности школьников, общие и индивидуальные результаты обучения. Правильно примененные приемы и средства учения в состоянии помочь слабым ученикам лучше разобраться в сложном теоретическом материале и полноценно в меру своих сил усвоить его. Хорошо успевающих учащихся они могут организовать на перестройку и углубленное осмысление теоретического материала, усвоение его в неизменном или преобразованном виде либо поставить их перед необходимостью провести самостоятельный творческий поиск существенного, найти и глубоко усвоить его без значительной помощи учителя.

Таким образом, в обучении познавательные возможности учащихся занимают двойственную позицию: это — и достигнутый на данный момент уровень физиологических, психологических и моральных качеств, обеспечивающих школьнику определенный результат в овладении учебным предметом; одновременно это — и «зона его ближайшего развития», т. е. объект дальнейшего совершенствования.

Актуальность данной темы курсовой работы состоит в том, что активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели — творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения. обучение белорусский литература Необходимость активного обучения заключается в том, что с помощью его форм, методов можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, которые трудно достигаются в традиционном обучении.

Цель исследования: выявить особенности организации познавательной деятельности учащихся при изучении белорусской литературы, а также эффективного применения принципов и методов активизации познавательной деятельности на уроках белорусской литературы.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

  • -дать характеристику основным познавательным процессам в изучении белорусской литературы (воображение, память, восприятие, мышление).
  • -рассмотреть принципы и методы активизации познавательной деятельности.

Применение на практике приемов управления познавательной деятельностью учащихся.

Объектом исследования является методика преподавания белорусской литературы.

Предмет исследования: организация познавательной деятельности учащихся при изучении белорусской литературы в 5-ом классе.

В ходе работы над данной темой были использованы следующие методы исследования: метод изучения литературы, анализ теоретического материала, наблюдение, анализ, синтез, обобщение, конкретизация выводов и сравнение.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой