Эффективность использования дидактических игр как средства умственного воспитания детей среднего дошкольного возраста
Диагностика уровней усвоения детей среднего школьного возраста, представленная в настоящем методическом пособии — методика, охватывающая широкий спектр задач в детских образовательных учреждениях. Используя диагностику усвоения уровней программы, педагог может объективно оценить правильность выбранных направлений и способов обучения, своевременно скорректировать план работы для достижения лучших… Читать ещё >
Эффективность использования дидактических игр как средства умственного воспитания детей среднего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Выявление уровня умственного развития детей средней группы на базе МАДОУ Компенсирующего вида «Росинка» № 18 г. Щелково.
В настоящий момент в системе дошкольного образования наблюдается переход от использования единой образовательной программы в работе с детьми к интегрированию образовательных программ и вариативных технологий, методик в контексте развивающего обучения.
Существует некоторое количество образовательных программ, утвержденных Министерством образования РФ, каждая из которых уделяется определенное внимание на различные стороны развития личности дошкольника, но все они направлены на одно — полноценное всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка-дошкольника.
Заявленная проблема нашей дипломной работы по-разному отражена в образовательных программах. Остановимся на 4-х наиболее распространенных (по внедрению и реализации) программах в дошкольных образовательных учреждениях нашего города:
" Детство", авторский коллектив кафедры дошкольной педагогики — В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Л. М. Гурович.
" Радуга", автор Т. Н. Доронова,;
" Программа воспитания и обучения в детском саду", автор М. А. Васильева;
" Развитие", автор — учебный центр Л. А. Венгера Для выявления эффективности использования дидактических игр как средства умственного воспитания детей среднего дошкольного возраста и для решения задач исследования на пути к достижению цели, нами была проведена начальная и контрольная диагностика усвоения программного материала детьми среднего дошкольного возраста на базе МАДОУ Компенсирующего вида «Росинка» № 18 г. Щелково по методике под редакцией Васильевой М. А., В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой «Программа воспитания и обучения в детском саду» .
Цель «Программы воспитания и обучения в детском саду» (автор М.А.Васильева) — всестороннее и гармоничное развитие и воспитание детей. Программа предусматривает физическое, умственное, трудовое и эстетическое воспитание, развитие дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными психофизиологическими особенностями и подготовку их к школе. Большое внимание в программе уделено развитию речи детей: для каждой возрастной группы определен уровень речевого развития детей, дана последовательность работы по овладению звуковой системой языка, его лексическим (обогащение словаря) и грамматическим строем. В программе по каждому разделу и каждому возрастному периоду четко и достаточно подробно прописываются задачи воспитания и предполагаемый результат — «к концу учебного года дети должны уметь…» Дидактические игры с четко обозначенными дидактическими задачами.
Диагностика уровней усвоения детей среднего школьного возраста, представленная в настоящем методическом пособии — методика, охватывающая широкий спектр задач в детских образовательных учреждениях. Используя диагностику усвоения уровней программы, педагог может объективно оценить правильность выбранных направлений и способов обучения, своевременно скорректировать план работы для достижения лучших результатов. Пособие также позволяет оптимизировать образовательный процесс, сведя ошибки к минимуму. Диагностические карты и задания, которые включены в пособие по диагностике по программе Васильевой, позволяют оценить овладение материалом не только группой в целом, но и каждым ребенком в отдельности.
Данная диагностика рассчитана на все возрастные группы по умственному воспитанию, трудовому воспитанию, художественно-эстетическому воспитанию, игре.
В диагностике приняли участие 20 детей средней группы МАДОУ Компенсирующего вида «Росинка» № 18 г. Щелково.
Нами выявлен уровень умственного развития детей среднего дошкольного возраста по методике под редакцией Васильевой М. А., В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, «Программа воспитания и обучения в детском саду» на начальном этапе исследования и в процессе применения дидактических игр и подведены результаты экспериментальной деятельности.
В наше исследование были включены дидактические игры по следующим разделам умственного воспитания:
Формирование элементарных математических представлений и сенсорное воспитание Детям дается представление об определенной и постоянной последовательности в цветовом спектре: сначала красный цвет, далее оранжевый, следом желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Форма является также важным свойством окружающих предметов. Форма предметов получила обобщенное отражение в геометрических фигурах.
Исходя из описаний З. А. Михайловой и Р. Л. Березиной, геометрические фигуры — это сенсорные эталоны, при помощи которых определяют форму предметов и их частей. Ознакомление с эталонами формы они предлагают начинать с младшей группы и продолжать на протяжении всего дошкольного возраста. Авторы этой педагогической системы отмечают, что сенсорное восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы видеть, узнавать форму наряду с другими признаками, но и уметь абстрагировать форму, видеть ее в других предметах. В качестве сенсорных эталонов формы она предлагают использовать плоскостные фигуры.
В средней группе детского сада детей знакомят с треугольником, закрепляют знания о круге и квадрате. Дети могут группировать фигуры разного размера и цвета, в то время как признаки формы остаются неизменны. С новыми геометрическими фигурами детей знакомят путем сравнения с уже известными: прямоугольник сравнивают с квадратом, шар с кругом, а затем с кубом. Куб сравнивают с квадратом, а затем с шаром; цилиндр сравнивают с прямоугольником и кругом.
Согласно диагностике уровней усвоения детей среднего школьного возраста, на начальном этапе нашего исследования выявлены следующие знания по формированию элементарных математических представлений и сенсорнму воспитанию детей средней группы на базе МАДОУ Компенсирующего вида «Росинка» № 18 г. Щелково, ребенок:
- 1. пытается самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы.
- 2. знает и называет геометрические тела: шар, куб, цилиндр.
- 3. знает и называет геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Умеет находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры.
- 4. пытается сравнивать, группировать, классифицировать предметы.
- 5. умеет подбирать предметы по одному-двум качествам (размер, материал, цвет: коричневый, оранжевый, светло-зеленый).
различает, из каких частей состоит группа, называет их характерные особенности.
считает до 5 (пользуясь правильными приемами счета).
отвечает на вопрос «Сколько всего?» .
9. сравнивает две группы предметов путем составления пар.
раскладывает 3—5 предметов различной величины в возрастающем, убывающем порядке.
рассказывает о величине каждого предмета в ряду.
определяет направление движения от себя (право, лево).
определяет части суток.
Комплекс дидактических игр и упражнений, направленных на формирование элементарных математических представлений и сенсорное воспитание отражен в Приложение 1.
Результаты начального этапа диагностики по разделу «Формирование элементарных математических представлений и сенсорное воспитание», у детей средней группы МАДОУ Компенсирующего вида «Росинка» № 18 г. Щелково приведены в Таблице 1 (Приложение 2).
По итогам начального этапа диагностики по указанному разделу можно сделать следующие выводы:
низкий уровень (не справились с предложенными заданиями) выявлен у 4 детей средний уровень (справились с небольшой помощью воспитателя) — 11 детей высокий уровень (полностью справились с предложенными заданиями) — 5 детей Ребенок и окружающий мир. Предметное окружение Введение в предметный мир предполагает формирование представлений о предмете как таковом и как о творении человеческой мысли и результатов деятельности.
В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни основной темой является жизнь и труд людей. В основе приобщения к миру природы лежит помощь ребенку в осознании себя как активного субъекта природы.
Согласно диагностике уровней усвоения детей среднего школьного возраста, на начальном этапе нашего исследования выявлены следующие знания у детей средней группы на базе МАДОУ Компенсирующего вида «Росинка» № 18 г. Щелково по разделу «Ребенок и окружающий мир. Предметное окружение», ребенок:
называет самые разные предметы, которые его окружают в помещениях, на участке, на улице.
знает назначение предметов.
знает и называет материалы, из которых сделаны предметы (стекло, металл, пластмасса, резина).
умеет определять свойства материалов в процессе экспериментальных действий (последовательные действия с материалом в соответствии с алгоритмом).
устанавливает причинно-следственные связи между материалом и способом использования вещи.
- 6. умеет группировать предметы, называя их обобщенным словом 7. умеет классифицировать посуду на кухонную, чайную, столовую 8. имеет представление об общественном транспорте (автомашина, автобус, трамвай, поезд, самолет, теплоход).
- 9. различает проезжую часть дороги, тротуар.
- 10. понимает значение сигналов светофора; знает правила перехода через проезжую часть.
Комплекс дидактических игр и упражнений, направленных на формирование представлений об окружающем мире и предметном окружении отражен в Приложение 3.
Результаты начального этапа диагностики по разделу «Ребенок и окружающий мир. Предметное окружение», у детей средней группы МАДОУ Компенсирующего вида «Росинка» № 18 г. Щелково приведены в Таблице 2.
По итогам начального этапа диагностики по указанному разделу можно сделать следующие выводы:
низкий уровень (не справились с предложенными заданиями) выявлен у 3 детей средний уровень (справились с небольшой помощью воспитателя) — 13 детей высокий уровень (полностью справились с предложенными заданиями) — 4 детей Явления в общественной жизни В данном разделе обогащаются и уточняются представления детей о жизни и труде людей, представления о мире семьи; формируются знания о людях и их профессиях, значимости их труда; расширяются представления об улице как части города, закрепляются правила поведения на улице; формируются представления о столице, символике России, представления детей о странах мира и их достопримечательностях; расширяются знаний детей о различных видах спорта, прививается любовь к спорту Согласно диагностике уровней усвоения детей среднего школьного возраста, на начальном этапе нашего исследования выявлены следующие знания по разделу «Явления в общественной жизни» у детей средней группы на базе МАДОУ Компенсирующего вида «Росинка» № 18 г. Щелково, ребенок:
- 1. активно участвует в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на то, чтобы порадовать детей, взрослых.
- 2. знает имена членов своей семьи, знает и называет ближайших родственников.
- 3. имеет представление о семейном быте, традициях, при желании может рассказать о них.
- 4. имеет представление о работе своих родителей.
- 5. свободно ориентируется в помещениях и на участке детского сада.
- 6. знает имена персонала группы и некоторых работников детского сада (музыкального руководителя, медсестры, повара, методиста, заведующей).
- 7. знает название своей улицы, название улицы, на которой находится детский сад.
- 8. имеет представление о своем родном городе, при желании может рассказать.
- 9. знает и называет профессии (повара, воспитателя, няни, шофера, врача, почтальона, продавца, музыкального руководителя, парикмахера); трудовые действия, предметы труда.
- 10. имеет представления о российской армии, называет некоторые рода войск (морской флот, ракетные войска и т. п.).
Комплекс дидактических игр и упражнений, направленных на формирование представлений о явлениях в общественной жизни отражен в Приложение 5.
Результаты начального этапа диагностики по разделу «Явления в общественной жизни», у детей средней группы МАДОУ Компенсирующего вида «Росинка» № 18 г. Щелково приведены в Таблице 3 (Приложение 6).
По итогам начального этапа диагностики по указанному разделу можно сделать следующие выводы:
низкий уровень (не справились с предложенными заданиями) выявлен у 4 детей средний уровень (справились с небольшой помощью воспитателя) — 13 детей высокий уровень (полностью справились с предложенными заданиями) — 3 детей Природное окружение. Экологическое окружение.
Предметы (объекты) неживой природы. Песок, камни, земля, глина, снег, вода, солнце.
Явления живой природы. Растения, часто встречающиеся в ближайшем окружении (комнатные, сада, огорода, цветника, луга, леса, парка). Конкретные кусты, деревья, травы. Общие представления: отличительные признаки — цвет, размер стеблей, стволов, листьев, цветков, плодов.
Животные. Часто встречающиеся в ближайшем окружении, а также в детских книжках на иллюстрациях, звери (домашние и дикие), птицы, аквариумные рыбы, насекомые (бабочки, жуки, мухи, комары и др.), лягушки.
Человек. Названия частей, тела. Части лица, их названия. Внешние отличия мальчиков и девочек. Имена членов семьи, друзей, воспитателей. Отдельные переживания: обида, радость, сочувствие. Внешние проявления чувств детей («чтение» переживаний) и отклик на них.
Согласно диагностике уровней усвоения детей среднего школьного возраста, на начальном этапе нашего исследования выявлены следующие знания по разделу «Природное окружение. Экологическое окружение» у детей средней группы на базе МАДОУ Компенсирующего вида «Росинка» № 18 г. Щелково, ребенок:
- 1. имеет представление о природных явлениях (снегопаде, радуге, листопаде и др.).
- 2. может устанавливать простейшие связи между природными явлениями (например, похолодало — исчезли бабочки, жуки).
- 3. имеет представление о сезонных изменениях в природе.
- 4. участвует в наблюдениях за растениями, животными и в посильном труде по уходу за ними.
- 5. различает овощи, фрукты, ягоды, грибы.
- 6. может узнавать разные породы деревьев по коре и листьям.
- 7. может классифицировать деревья и травянистые растения.
- 8. имеет представления о домашних животных и их детенышах (особенности поведения, передвижения, питания и т. п.).
- 9. имеет представление о труде людей по уходу за домашними животными и о правилах обращения с ними (нельзя кормить сладостями, заворачивать в одеяло и т. д.).
- 10. имеет представление о насекомых (бабочке, божьей коровке, муравье), называет характерные особенности внешнего вида.
- 11. классифицирует млекопитающих, птиц, рыб и насекомых.
- 12. имеет представления о жизни диких животных (как передвигаются, спасаются от врагов, чем питаются, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях).
- 13. имеет представление о взаимосвязи животных со средой обитания.
- 14. имеет представление о земноводных (лягушке), называет характерные особенности внешнего вида.
- 15. имеет представление о правилах экологического поведения (беречь растения, подкармливать птиц, сохранять чистоту на участках детского сада и т. д.).
Комплекс дидактических игр и упражнений, направленных на формирование представлений о природном и экологическом окружении отражен в Приложение 7.
Результаты начального этапа диагностики по разделу «Природное окружение. Экологическое окружение», у детей средней группы МАДОУ Компенсирующего вида «Росинка» № 18 г. Щелково приведены в Таблице 4.
По итогам начального этапа диагностики по указанному разделу можно сделать следующие выводы:
низкий уровень (не справились с предложенными заданиями) выявлен у 3 детей средний уровень (справились с небольшой помощью воспитателя) — 13 детей высокий уровень (полностью справились с предложенными заданиями) — 4 детей Развитие речи В настоящее время актуальность развития речевых способностей не вызывает сомнений и приобретает особое значение.
Психологи Л. С. Выгодский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, А. А. Люблинская и другие доказали, что все психические процессы у ребенка — восприятие, память, внимание, мыслительные операции, воображение — развиваются через речь.
Хорошо развитая речь у ребенка — это гарантия не только его общего психического развития, но и нормального общения со сверстниками и взрослыми, которое является в свою очередь условием его личностного развития.
Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста; от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Согласно диагностике уровней усвоения детей среднего школьного возраста, на начальном этапе нашего исследования выявлены следующие знания по разделу «Развитие речи» у детей средней группы на базе МАДОУ Компенсирующего вида «Росинка» № 18 г. Щелково, ребенок:
- 1. использует в речи слова, обозначающие предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка.
- 2. фиктивно употребляет слова, обозначающие эмоциональные состояния (сердитый, печальный и т. п.).
- 3. употребляет слова, обозначающие этические качества (хитрый, добрый).
- 4. употребляет слова, обозначающие разнообразные свойства и качества предметов (легкий, тяжелый и т. д.).
- 5. употребляет в речи слова-антонимы.
- 6. умеет образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами.
- 7. Осмысленно работает над собственным произношением.
- 8. Выделяет первый звук в слове.
- 9. осмысливает причинно-следственные отношения.
- 10. употребляет сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
- 11. умеет подробно с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки.
- 12. умеет с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки.
- 13. умеет с помощью взрослого драматизировать отрывки из знакомых произведений.
- 14. умеет рассказывать невероятные истории, фантазировать.
- 15. эффективно сопровождает речью свою деятельность (игровые, бытовые и др. действия).
- 16. может высказать желание послушать определенное литературное произведение
- 17. пытается осмысленно отвечать на вопросы по произведениям.
Комплекс дидактических игр и упражнений, направленных на речевое развитие детей среднего дошкольного возраста отражен в Приложение 9.
Результаты начального этапа диагностики по разделу «Речевое развитие», у детей средней группы МАДОУ Компенсирующего вида «Росинка» № 18 г. Щелково приведены в Таблице 5 (Приложение 10).
По итогам начального этапа диагностики по указанному разделу можно сделать следующие выводы:
низкий уровень (не справились с предложенными заданиями) выявлен у 5 детей средний уровень (справились с небольшой помощью воспитателя) — 11 детей высокий уровень (полностью справились с предложенными заданиями) — 4 детей.