Функции самообразования.
Особенности самообразования
Ориентировочная (определение себя в образовательном пространстве, своего места в обществе). Саморазвитие (развитие самосознания, памяти, мышления, речи, рефлексивных способностей). Коммуникативная (установление связей между науками, специальностями, возрастами). Сотворческая (достраивание деятельности до уровня творчества). Экстенсивная (накопление, приобретение новых знаний). Репродуктивный… Читать ещё >
Функции самообразования. Особенности самообразования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- 1. Ориентировочная (определение себя в образовательном пространстве, своего места в обществе)
- 2. Экстенсивная (накопление, приобретение новых знаний)
- 3. Саморазвитие (развитие самосознания, памяти, мышления, речи, рефлексивных способностей)
- 4. Сотворческая (достраивание деятельности до уровня творчества)
- 5. Компенсаторная (преодоление недостатков образования, ликвидация «белых пятен» в общей культуре)
- 6. Методологическая (формирование образа мира, своего места в мире, определение пути профессионального «бытия»)
- 7. Психотерапевтическая (сохранение жизненной энергии, силы личности, переживание полноты жизни)
- 8. Коммуникативная (установление связей между науками, специальностями, возрастами)
- 9. Омолаживания (преодоление энерции собственного мышления, предупреждение застоя в своем профессиональном росте)
Уровни самообразования
- 1. Адаптивный.
- 2. Репродуктивный.
- 3. Эвристический.
- 4. Креативный
Адаптивный уровень культуры самообразования характеризуется невыраженным отношением человека к формулированию и удовлетворению личных познавательных потребностей, когда цели и задачи самообразовательной деятельности определены нечетко и не являются ориентиром и критерием деятельности. Отношение к научному стилю мышления не выработано, способность к синтезу методологических и предметных знаний отсутствует. Технологическая готовность определяется в основном решением организационных задач, отсутствуют умения и навыки использования методов и приемов активизации познавательной деятельности. Самостоятельная познавательная деятельность осуществляется по предложенной схеме, отсутствует самостоятельность и инициативность, направленность на достижение общественно значимых образовательных целей [1,с. 25].
Репродуктивный уровень проявления культуры самообразования предполагает наличие устойчивого ценностного отношения к выявлению и реализации личных познавательных потребностей. Студент, находящийся на этом уровне, более высоко оценивает важность научного стиля мышления, проявляет стремление к большей самостоятельности при планировании образовательных задач. В отличие от адаптивного уровня в данном случае наблюдается успешное решение не только организационных задач, но и конструкторско-прогностических, предполагающих целеполагание и планирование образовательных действий. Творческая активность по-прежнему остается в рамках воспроизводящей деятельности, но с элементами применения приемов активизации познавательной деятельности. Формируется образовательная направленность потребностей, интересов, склонностей, а также положительная установка на освоение принципов и методов организации самостоятельной познавательной деятельности. Студентом осознается необходимость создания индивидуальной образовательной программы [2, с.12].
Эвристический уровень проявления культуры самообразования характеризуется более высокой целенаправленностью, осознанием ценности самообразования, использованием методов и приемов активизации познавательной деятельности. Появляется способность к аналитическим действиям, к самоорганизации, придавая образовательному процессу целостный и восходящий характер. На высоком уровне сформированности находятся умения работы с научной, методической и учебной литературой, самостоятельно вести поиск новых способов решения задач оценочно-информационного и коррекционно-регулирующего типа. Происходит осознание необходимости научного подхода к собственной образовательной деятельности, появляется увлеченность поисковой деятельностью. У студента, находящегося на этом уровне, сформированы рефлексивное сознание, установка на проектирование собственной образовательной траектории, важность удовлетворения образовательных потребностей для профессионального роста.
Креативный уровень культуры самообразования отличается высокой степенью результативности самообразовательной деятельности, осознания и использования норм научного стиля мышления в учебно-познавательной деятельности. На высоком уровне сформированы такие личностные качества, как организованность, социальная и профессиональная мобильность, коммуникативность, сила воли. В самообразовательной деятельности студентов важное место занимают такие проявления творческой активности, как умение формулировать организующие и управляющие вопросы, быстро и адекватно реагировать на возникшую учебную ситуацию, контролировать и оценивать свои знания. В структуре личности гармонично сочетаются научные и образовательные интересы и потребности, психологическая готовность к изменению вида и характера своей деятельности, познавательная и творческая активность. Студент, находящийся на этом уровне, активно пользуется новейшими информационно-коммуникационными и образовательными технологиями, владеет методами и приемами активизации познавательной активности, обладает способностью осмысливать и трансформировать учебную ситуацию в целях самообразования.