Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Особенности работы воспитателя с трудными подростками

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выделяются и подростки, для которых наиболее характерным отрицательным качеством является лживость. Борясь против такого недостатка, следует различать фантазирование и сознательное искажение истины. Ложь может быть следствием страха перед наказанием, стремление, стремление скрыть неблаговидный поступок, желание самоутвердиться. Необходима кропотливая работа, чтобы, во-первых, выяснить причины… Читать ещё >

Особенности работы воспитателя с трудными подростками (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Причины появления трудных подростков

Термином «трудный подросток» в сложившейся педагогической практике обозначают подростка, требующего коррекции его личности. К трудным относятся и непослушные, капризные, упрямые дети, проявляющие сопротивление требованиям, советам взрослых. Выяснение реальных причин подобных отклонений, внимание к потребностям и интересам ребенка при одновременной требовательности к нему и включение в коллективные формы деятельности является основным путем предупреждения и преодоления капризов, упрямств, непослушания.

Некоторые подростки отличаются озорством, недисциплинированностью, грубостью. К ним особенно необходим индивидуальный подход и прежде всего установление истоков их недисциплинированности. Работа с этими подростками предполагает целенаправленную организацию их активности, инициативы, уважение достоинства, прав на определенную самостоятельность.

Определенную группу составляют дети, поведение которых характеризуется отсутствием желания и привычки к трудовому усилию — ленью. Родителям и учителям необходимо подмечать и поощрять проявляющиеся стремления, усилия такого ребенка, побуждая в нем потребность трудиться, приучая находить радость в разнообразной деятельности.

Выделяются и подростки, для которых наиболее характерным отрицательным качеством является лживость. Борясь против такого недостатка, следует различать фантазирование и сознательное искажение истины. Ложь может быть следствием страха перед наказанием, стремление, стремление скрыть неблаговидный поступок, желание самоутвердиться. Необходима кропотливая работа, чтобы, во-первых, выяснить причины детской лжи, во-вторых, создать обстановку правдивости, взаимного уважения, доверия.

У части подростков из-за длительного неудовлетворения какой-либо существенной потребности возникают аффективной формы поведения: или заносчивость, агрессивность, повышенная обидчивость, легкая ранимость. В результате возникают своеобразные конфликты между уровнем притязаний и фактическим положением ребенка в коллективе. Требуется своевременное вмешательство взрослых в целях разрешения внутреннего конфликта и предупреждения развития у детей аффектных форм поведения. При этом работа с трудными подростками обуславливает необходимость особенно корректного индивидуального подхода, предполагающего внимательное, доброжелательное отношение к ребенку, опору на его положительные качества, подчеркнутое доверие к его нравственным силам.

Наиболее сложна воспитательная работа с глубоко педагогически запущенными детьми. Их характеризуют преимущественно импульсивное поведение, отрицательное, в том числе не свойственные возрасту, потребности, искаженное представление о дружбе, товариществе, долге. У таких подростков нередко деформированы духовные, познавательные, эстетические потребности.

Попытки выправить «трудновоспитуемость» подростков лишь путем словесных воздействий бесплодны. Добиться результата можно лишь путем вовлечения трудных подростков в разнообразную деятельность, вызывающую у них интерес и напряжение всех сил.

Изучение совершенных подростками правонарушений показывает, что у значительной части детей эти проступки явились следствием их притязаний на взрослость, превратного осознания своих прав, стремления добиться их признания со стороны взрослых. Причинами конфликтной ситуации, ведущей к нравственной деформации личности подростков, являются в основном недостатки семейного воспитания, усугубляемые плохой воспитательной работой в школе. Характерно, что для подавляющего большинства семей подростков — правонарушителей типичны стяжательство, собственническая психология, неуважение к людям, лицемерие, грубость, нечестность, тунеядство, алкоголизм, создающие ту неблагоприятную микросреду, которая является одной из важнейших причин появления трудных детей.

Именно неблагополучные взаимоотношения в семье делают положение подростков исключительно тяжелым. Личность ребенка здесь постоянно ущемляется. И хулиганство, грубость подростков возникают часто как своеобразная форма самозащиты от посягательств на их личность со стороны родителей, не обладающих педагогическим тактом, на считающихся с детьми — школьниками. Многие родители или не умеют правильно воспитывать детей, или не могут из-за целого ряда причин.

Недостатки семейного воспитания исправлять должна школа. К сожалению, эти недостатки иногда ущемляются педагогическим формализмом ряда учителей, прибегающих к педагогике запретов — нельзя бегать, нельзя шуметь и т. п. Упрощенно понимаемый порядок лишает подростков свободной ориентации, возможности непринужденной и активной деятельности.

Отношение некоторых педагогов с трудными подростками характеризуется стремлением пресечь плохое поведение, а не устранить порождающие его причины. Если взрослый видит в трудном ребенке только отрицательные черты и качества, не умеет, а подчас и не желает понять сложные душевные переживания подростка, то у него возникают своеволие, грубость и другие формы протеста.

Конфликтные отношения с педагогами усугубляются тем, что трудные подростки, как правило, не дружат и с товарищами по классу часто потому, что из-за второгодничества они уже в 4−5 классах фактически оказываются вне коллектива своих сверстников.

Социальная ситуация развития трудного подростка такова, что он оказывается и вне коллектива семьи, и вне коллектива школы. Выпадая из семейного и школьного коллектива, он, характерной особенностью которого является стремление к общению, к признанию его самостоятельности и взрослости, попадает в «уличную» группу подростков, в микроклимате которой возникают определенные возможности для повышения самооценки, для компенсации негативной оценки школьного и семейного коллективов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой