Основные нормы и принципы этикета в общении педагога с родителями
В общении с родителями педагог должен проявлять этикетную культуру, под которой понимается выражение общей нравственной культуры, воспитанности человека, его внутреннего отношения к окружающим в определенных принципах и нормах этикета. К основным принципам педагогического этикета в этом случае относятся внимание и уважение к родителям, соблюдение в общении таких норм как вежливость, тактичность… Читать ещё >
Основные нормы и принципы этикета в общении педагога с родителями (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В общении с родителями педагог должен проявлять этикетную культуру, под которой понимается выражение общей нравственной культуры, воспитанности человека, его внутреннего отношения к окружающим в определенных принципах и нормах этикета. К основным принципам педагогического этикета в этом случае относятся внимание и уважение к родителям, соблюдение в общении таких норм как вежливость, тактичность, чуткость, чувство меры, деликатность, умение слушать, скромность.
- 1. Вежливость проявляется во многих конкретных правилах поведения: приветствии, обращении к родителю, с которым ведется беседа, умении помнить его имя и отчество, знать важнейшие даты его жизни и события в жизни ребенка. Истинная вежливость всегда доброжелательна и искренна, это проявление бескорыстного отношения к людям.
- 2. Тактичность и чуткость — это внимание учителя к родителям, с которыми он общается, желание и умение их понять, почувствовать, чем он может помочь им, доставить им удовольствие, радость или наоборот, вызвать раздражение, досаду обиду. Тактичность — это умение всегда учитывать конкретные обстоятельства общения: разницу возраста, пола, общественного положения, место разговора, наличие или отсутствие посторонних.
Разнообразны формы проявления бестактности. Например, для педагога бестактно в разговоре с родителями:
- · без причины отказываться от обсуждения актуальной проблемы;
- · вести разговор, который может вызвать у собеседника тяжелые воспоминания, неприятно «задеть» его;
- · позволять неуместные шутки, подшучивать над присутствующими, сплетничать об отсутствующих;
- · громко распространяться о своих личных делах и проблемах;
- · проявлять праздное любопытство;
- · проявлять несдержанность, действовать и говорить в состоянии гнева или страсти (впоследствии учитель может об этом очень пожалеть);
- · слишком откровенно проявлять свои симпатии и антипатии к ученикам, родителям и другим педагогам;
- · слишком настойчиво выражать свою любезность, так что она может перейти в назойливость;
- · быть всегда недовольным, ворчать, все осуждать, постоянно предъявлять претензии.
Таким образом, такт приобретается под влиянием среды и воспитания, он обусловлен характером и желанием самого человека.
- 3. Чувство меры — это умение найти границу, которую следует соблюдать в отношениях с родителями и за которой слова и поступки педагога могут вызвать у собеседника незаслуженную обиду, огорчение, боль; чувство меры выступает индивидуальным показателем тактичности и чуткости учителя.
- 4. Деликатность — непосредственное проявление чуткости (подсказывает, как подойти к родителю, чтобы не оскорбить, не обидеть, не коснуться «больного места», а, напротив, постараться помочь ему, вывести из затруднительного положения. В то же время деликатность не должна быть навязчивой, льстивой.
- 5. Умение выслушать собеседника, способность предусмотреть его реакцию на собственное высказывание, поступки и при необходимости самокритично, без ложного стыда извиниться за допущенную ошибку — это обязательное условие тактичности и уважения к родителям учеников.
- 6. Скромность несовместима со стремлением учителя показывать себя лучше, умнее родителя в процессе общения, подчеркивать свое превосходство перед ним, требовать для себя каких-либо услуг и т. д. В то же время педагог, особенно молодой учитель, в беседе с родителями должен быть достаточно решительным и активным в критических обстоятельствах, при отстаивании собственного мнения. Но это нужно делать, не вызывая у родителей внутреннего сопротивления, враждебности и желания «сразиться».