Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Классификация игр. 
Значение игровой деятельности в учебном процессе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ролевая игра является формой коллективной учебной деятельности на уроке, с помощью которой обеспечиваются формирование и развитие речевых навыков и умений в условиях, максимально приближенных к условиям реального общения и имитирующих такое общение. Как вид речевого упражнения ролевая игра широко используется в рамках коммуникативного обучения и при работе по интенсивным методам. При этом… Читать ещё >

Классификация игр. Значение игровой деятельности в учебном процессе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Несмотря на огромное количество разнообразных игр, применяющихся на уроках английского языка, их можно классифицировать в зависимости от того материала, на основе которого данная игра развивает определенные умения и навыки. Игры принято делить на языковые, коммуникативные, ролевые и деловые.

Языковые игры.

Как следует из названия, предназначаются для развития умений и навыков на материале разных знаков языка — от слогов до микротекстов. К играм такого характера относятся лото, кроссворды, игры с кубиком, карточками, лабиринты, составление слов/предложений и др.

Отличительными особенностями этих игр являются статичность, предсказанность, проведение в форме соревнования, однозначность или ограниченность решений, имитативно-репродуктивная деятельность. Языковые игры предназначаются для начального этапа и представляют собой разновидность упражнений в парной или групповой работе с целью закрепления и активизации языкового материала, а также обучения несложным высказываниям.

Частным случаем языковых игр являются настольные игры (ребусы, чайнворды и т. д.). Несмотря на кажущуюся простоту, эти игры имеют определенную ценность, поскольку развивают воображение, сообразительность и наблюдательность. Важнейшей чертой является занимательность, поэтому дети с удовольствием принимают в них участие. Эти игровые моменты могут быть как одним из этапов урока (например, проверки домашнего задания), так и связующим звеном, своеобразным способом переключения с одного вида деятельности на другой.

Коммуникативные игры.

Обучают общению в форме репродуктивно-продуктивных упражнений. Они ситуативно обусловлены и связаны с реализацией одного-двух речевых намерений. Наличие ролей в этих играх необязательно, хотя они и не исключаются. Чаще всего здесь используются воображаемые ситуации, которые в англоязычной методической литературе принято называть симуляциями (simulations).

Отличительной чертой коммуникативных игр и их преимущество перед другими видами работ, направленных на развитие устного общения, является то, что в данных упражнениях речевая деятельность рассматривается в социальном контексте с учетом темы разговора, отношений между партнерами по общению, места и времени действия, учета предварительных знаний о своем собеседнике и т. д., что способствует приближению процесса обучения к реальной жизни.

С их помощью:

  • 1. улучшаются отношения между учащимися и учителем, поскольку последний выступает в игре как партнер по общению;
  • 2. появляются условия для создания творческой обстановки и поддержания живого интереса;
  • 3. делается попытка выйти за рамки ограниченного общения в классе;
  • 4. создается ситуация, в которой учащийся может играть самого себя или роль, которая ему поручается;
  • 5. увеличивается время для речевой практики. Учащиеся больше и чаще по сравнению с другими формами обучения высказывают собственное мнение, выражают чувства и мысли персонажей, которых они играют.

Ролевые игры.

Ролевая игра является формой коллективной учебной деятельности на уроке, с помощью которой обеспечиваются формирование и развитие речевых навыков и умений в условиях, максимально приближенных к условиям реального общения и имитирующих такое общение. Как вид речевого упражнения ролевая игра широко используется в рамках коммуникативного обучения и при работе по интенсивным методам. При этом предусматривается распределение учащихся по ролям и разыгрывание ситуаций общения в соответствии с темой игры и ролями учащихся.

Принято выделять социально-бытовые ролевые игры (их цель — формирование навыков и умений иноязычного общения преимущественно в социально-бытовой среде, а также развитие инициативы, коллективности и ответственности как общественно ценных качеств личности, совершенствования культуры поведения) и профессионально-педагогические (цель — формирование навыков и умений профессионального общения на изучаемом языке). В сущности, профессионально-педагогические ролевые игры — разновидность деловой игры, которая является средством воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста.

Основными характерными чертами всех ролевых игр являются:

  • 1. наличие проблемы, лежащей в основе игры;
  • 2. наличие определенных персонажей/ролей, имеющих разное отношение к обсуждаемой проблеме;
  • 3. наличие проблемной ситуации, которая содержит в себе условия когнитивного конфликта.

Ролевые игры способствуют формированию следующих умений:

  • o принять и исполнить роль;
  • o ориентироваться в ролях партнеров;
  • o выбирать языковые средства в соответствии с ситуацией;
  • o проводить и отстаивать свою точку зрения;
  • o склоняться к компромиссу;
  • o предусматривать конфликт и находить пути для его устранения;
  • o формулировать проблему и предлагать пути ее решения;
  • o менять тактику своего поведения;
  • o владеть стратегией общения (уместно употреблять речевые и этикетные формулы; знать формулы обращений; уметь выражать благодарность, просьбу, согласие, возражение и др.).

Деловые игры.

Деловая игра — это эффективный прием обучения иностранному языку, главная цель которого состоит в формировании комплекса знаний и умений для выработки стратегии и тактики профессионального общения. Характерными признаками ролевой деловой игры являются:

  • 1. имитационное моделирование, позволяющее воссоздать реальную обстановку, в которой учащиеся предстают как носители конкретных социальных и профессиональных ролей;
  • 2. наличие ситуаций и типов делового взаимодействия, которое содержится обычно в сценарии игры и в ролевых заданиях, позволяющих совмещать обучение иностранному языку с профессиональной деятельностью;
  • 3. реализация целей игры в цепочке взаимосвязанных решений;
  • 4. проблемный характер ситуаций и их повторяемость;
  • 5. многоальтернативность решений.

Главное преимущество любой деловой игры заключается в том, что в ней воспроизводится в учебных целях реально существующие ситуации. Материал усваивается в профессионально значимом контексте, при этом язык выступает как «инструмент профессионального общения», но служит решению мыслительной задачи.

В школьных условиях деловые игры будут занимать весьма скромное место и использоваться на профильно-ориентированном этапе (X-XI классы). Понимание и принятие роли в играх этого типа предполагает наличие знаний по специальности, а также оперирование профессионально значимыми решениями. Неспециалист хорошо сыграть такую роль не сможет. Некоторые задачи, связанные с деловыми играми, должны решать, однако, и школьники. Например:

  • o понять профессионально значимую ситуацию, опираясь на имеющиеся у них знания;
  • o уметь обобщать факты;
  • o выражать свое отношение к предложениям/решениям партнера;
  • o уметь пояснить свою позицию/свой подход;
  • o уметь запросить детальную/более конкретную информацию и др.

Деловая игра пройдет успешно, если учитель:

  • o повторит и обобщит с учащимися специфические особенности профессии, в рамках которой реализуется ролевое общение;
  • o добьется понимания цели игры и содержания, которое нужно в ней выразить;
  • o предпошлет деловой игре коммуникативные игры, а также такие упражнения, как диалоги — интервью, дискуссии, критические оценки прослушанного или прочитанного и др.

Время, отведенное для игры, должно быть рассчитано так, чтобы все участники успели выполнить свои задания и получить ответы на интересующие их вопросы, а также сыграть свою роль.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой