Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Спектральный анализ деятельности, подлежащей освоению, и выбор методов обучения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для выявления особенностей действий в содержании деятельности, подлежащей освоению, необходимо провести ее спектральный анализ, т. е. разложить содержание деятельности на специфические действия, характерные именно для нее. Процедуры такого анализа были рассмотрены в 2.7. Поэтому здесь приведем в табл. 14 и 15 лишь результаты спектрального анализа двух деятельностей, освоение которых… Читать ещё >

Спектральный анализ деятельности, подлежащей освоению, и выбор методов обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для выявления особенностей действий в содержании деятельности, подлежащей освоению, необходимо провести ее спектральный анализ, т. е. разложить содержание деятельности на специфические действия, характерные именно для нее. Процедуры такого анализа были рассмотрены в 2.7. Поэтому здесь приведем в табл. 14 и 15 лишь результаты спектрального анализа двух деятельностей, освоение которых предусматривается программой, помещенной в приложении 1.

Учитывая, что на отдельном занятии может обеспечиваться освоение не всех составляющих деятельности, данные таблиц 14 и 15 для конкретного занятия необходимо использовать избирательно (т.е. одно занятие может быть посвящено освоению действий по восприятию информации, другое — по использованию информации в осваиваемой деятельности). Наконец, для обеспечения становления операционных навыков необходима тренировка в практическом выполнении операций или более крупных частей структуры деятельности. Это требует повторения подлежащих освоению элементов в неизменном виде (репродукции этих частей деятельности). Обратившись к описанию деятельностно-ориентированных заданий и рис. 20 (см. 3.5), можно выбрать для тренировки задания операционного или более высокого уровня. Явная формулировка дидактической задачи занятия объективизирует и упрощает выбор требуемых методов обучения.

Таблица 14

Специфика действий, составляющих дидактически ориентированный анализ деятельности.

№.

п/п

Назначение

действий

Обозначения и название действий

Специфика для предметной области

Символ

Восприятие информации.

1.1. Восприятие текстовой информации в описании анализируемой деятельности.

Обращать внимание на специфику предметной области, в которой осуществляется деятельность.

Те

Использование информации.

2.1. Выявление действий и их типа в соответствии с классификацией видов деятельности.

Действия по методике рис. 16.

Ан

Представление результатов.

3.1. Обозначение вида каждого выявленного действия.

Воспроизведение или документирование для последующего выбора методов обучения.

Во

До

Общее обозначение деятельности, осваиваемой в соответствии с программой учебной дисциплины.

ТеАн

(ВоДо)

Специфика действий, обеспечивающих применение ЯГОЛ на лекциях.

№.

Назначение

Обозначения

Специфика для

Символ

п/п

действий

и названия действий

предметной области

Восприятие информации.

  • 1.1. Восприятие алфавита ЯГОЛ
  • 1.2. Восприятие знаковой информации при чтении схем на ЯГОЛ

Учесть, что в разных предметных областях базовая символика может дополняться по-разному.

Зн

Зн

Использование информации.

  • 2.1. Запоминание алфавита и семантики ЯГОЛ
  • 2.2. Ориентирование в схемах, выполненных на ЯГОЛ базового уровня

С использованием мнемоопор На основе семантики взаимосвязей между элементами схем.

За

Ор

Представление результатов.

3.1. Воспроизведение информации, содержащейся в схеме на ЯГОЛ.

3.2. Составление схемы на ЯГОЛ по текстовому описанию.

Преобразование знаковой информации в текстовую Преобразование текстовой информации в знаковую.

Во

Во

Общее обозначение деятельности, осваиваемой в соответствии с программой учебной дисциплины.

Зн

(ЗаОр)

Во

После проведенного спектрального анализа деятельностей, подлежащих освоению в рассматриваемой учебной дисциплине, требуемые методы обучения выбираются автоматически по обозначениям вида действий, подлежащих освоению. Например, для занятий 1—3 из табл. 14 следуют требуемые методы обучения ТеЗаВо и ТеАнДо; если же учесть, что действия по восприятию текстовой информации и по ее воспроизведению уже сформированы, то методы обучения можно редуцировать, сосредоточив все внимание на освоении только специфических действий по запоминанию, классифицировании и документированию результатов спектрального анализа. При наличии в дидактической задаче формулировки «обеспечить умение…» полученные так методы обучения могут дополняться практикумом с деятельностно-ориентированными учебными заданиями для формирования операционных навыков (см. 3.7, 3.8).

Теперь на основе табл. 10, 11,12, 14 и 15 можно заполнить итоговую табл. 16 (в качестве примера все ее столбцы заполнены лишь для первых трех занятий, которые обеспечены содержанием 2.4, 2.6, 2.7 этого пособия).

Дидактические задачи и требуемые параметры занятий.

Номер

заня

тия

Дидактическая

задача

Пункты

содержания

программ

приложений

Коли

чество

единиц

усвое-

ния

Требуемые

методы

обучения

уровни

усвоения

Обеспечить знание определения и структуры деятельности в качестве ориентировочной основы анализа содержания конкретной деятельности.

2.1.

  • 26
  • (см. 2.4)

= За Во

р

Значение интеллектуальной деятельности в практике инженера. Обеспечить знание классификации видов интеллектуальной деятельности как ориентировочной основы для анализа конкретной деятельности и навыки спектрального анализа деятельности.

  • 25
  • 26 27
  • 2.2
  • 2.3
  • 18
  • (см. 2.6)

= За = За Во

о р

Закрепить знание ориентировочной основы спектрального анализа на практике и обеспечить умение производить спектральный анализ конкретной деятельности. Ознакомить слушателей с утверждениями, отражающими значимость деятельности для развития индивида.

  • 54
  • 55

2.4.

  • 13
  • (см. 2.6, 2.7)

= АнДо = ОрЭр

м о.

Вопросы и задание

  • 1. Чем отличается технология обучения от методики обучения?
  • 2. Чем отличается технологизированная программа учебной дисциплины от традиционной программы?
  • 3. Сформулируйте объективно диагностируемый результат последнего (перед чтением этого задания) занятия, которое вы проводили или на котором вы присутствовали.

Рекомендуемая литература

  • 1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989.
  • 2. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М., 1995.
  • 3. Левина М. М. Технологии профессионального педагогического образования. — М., 2001.
  • 4. Скок Г. Б., Лыгина Н. И. Как спроектировать учебный процесс по курсу. — М., 2003.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой