Развитие компонентов музыкальной деятельности умственно отсталых учащихся посредством внеурочных музыкальных занятий (формирующий эксперимент)
Обязательным условием проведения внеурочных занятий, для достижения положительного результата, было создание эмоционально-комфортной обстановки в группе. Нами была выбрана групповая форма воспитательной деятельности, направленная на приучение ребенка к коллективной деятельности и освоение основ поведения в обществе. Со второго занятия дети были включены в активную музыкальную деятельность… Читать ещё >
Развитие компонентов музыкальной деятельности умственно отсталых учащихся посредством внеурочных музыкальных занятий (формирующий эксперимент) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Цель, методики и организация формирующего эксперимента
Формирующий эксперимент проводился нами в группе детей, которые участвовали в констатирующем эксперименте исследования (5 учащихся 2-го класса, имеющие легкую степень умственной отсталости) и проходили в виде внеурочных занятий «Волшебный мир музыки». Система данных занятий была разработана с целью приобщения учащихся к музыкальной деятельности, овладения ими основами музыкальной культуры и развития музыкальности.
Система данных занятий разрабатывалась в соответствии с принципами музыкального воспитания, такими как:
Принцип интереса, увлеченности, положительного отношения к урокам музыки.
Данный принцип основывается на принципе педагогического оптимизма. Руководитель музыкальных занятий может заинтересовать учащихся, показав им привлекательность музыкальной деятельности. Воспитание будет проходить более результативно, когда дети увлечены данными занятиями.
Принцип наглядности, который выступает в качестве логической основы построения системы музыкального обучения.
Опора на данный принцип необходима для наиболее эффективного усвоения материала умственно отсталыми учащимися, в силу их особенностей.
Принцип связи музыкального воспитания с жизнью.
Как известно, умственно отсталые учащиеся менее включены в социальную сферу, в отличие от своих сверстников не имеющих интеллектуальных отклонений. Таким образом, принцип связи музыкального воспитания с жизнью является одним из ключевых, так как способствует активизации деятельности младших школьников в социальной среде.
Принцип обратной связи.
Данный принцип имеет важное значение в организации воспитательной деятельности. Педагог обязан проводить беседы с учащимися, чтобы изучить их мнение, настроение, степень их заинтересованности деятельностью, таким образом давая понять школьникам, что для него небезразлично их мнение, тем самым формируя у учеников заинтересованность музыкальной деятельностью и стимулируя у них мотивацию к достижению наиболее высоких результатов.
Принцип коррекционно-компенсирующей направленности воспитательного процесса.
Принцип коррекционно-компенсирующей направленности подразумевает опору на здоровые силы учащихся, на основании которых будет строиться процесс музыкального воспитания.
При проведении музыкально-воспитательной работы умственно отсталых младших школьников, на основании принципов, были поставлены следующие задачи:
Расширить и уточнить представления и знания умственно отсталых учащихся о музыкальной деятельности;
Развивать ритмический слух;
Развивать гармонический слух.
Обязательным условием проведения внеурочных занятий, для достижения положительного результата, было создание эмоционально-комфортной обстановки в группе. Нами была выбрана групповая форма воспитательной деятельности, направленная на приучение ребенка к коллективной деятельности и освоение основ поведения в обществе.
В проведении внеурочных занятий из серии «Волшебный мир музыки» нами применялись все три группы методов музыкального воспитания. Например, метод убеждения, преимущественно, использовался нами для проведения первого упражнения при объяснении темы и содержания, обсуждении материала или биографии автора для помощи учащимся в знакомстве со смыслом и настроением изучаемого произведения; метод упражнения был применен нами в работе со вторым заданием для развития ритмического слуха; методы стимулирования использовались на протяжении всего хода занятий в форме поощрения и наказания для стимулирования в детях чувства целенаправленности и совершенствования.
Занятия проводились 2 раза в неделю, длительностью около 30 минут. Всего было проведено 12 занятий.
Каждое занятие состояло из трех заданий, каждое из которых было призвано решить указанные выше задачи и было построено по определенному алгоритму. Для каждого занятия были разработаны задачи, которые должны решаться в процессе его проведения, составлен список инструментов, необходимых для реализации разработанных задач. Каждое занятие начиналось с приветствия и психологического настроя учащихся, в ходе которого учитель рассказывал о том, чем они сегодня будут заниматься. Далее проводилось первое упражнение, в процессе которого учащиеся знакомились с новым произведением, обсуждали его. После проведения первого упражнения, учитель и учащиеся переходили к реализации второго — одного задания из блока упражнений на развитие ритмического слуха. Затем учащимся предлагалось в игровой форме третье упражнение, направленное на развитие гармонического (звуковысотного) слуха. После проведения всех запланированных упражнений учащимся предлагалось ответить на вопросы о том, что им понравилось или не понравилось, что они запомнили, а так же несколько вопросов для актуализации и закрепления полученных на занятии новых знаний.
Первое занятие было вводным. На этом этапе мы познакомили учащихся с тем, чем мы будем заниматься.
Со второго занятия дети были включены в активную музыкальную деятельность. Репертуар для проведения занятия был подобран в соответствии с возрастом, уровнем интеллектуального развития и степенью развития волевой сферы учащихся с опорой на программу специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
Первое задание подразумевало прослушивание или просмотр музыкального произведения с его дальнейшим обсуждением в форме беседы по ранее составленным вопросам, знакомство с автором данного произведения и краткими фактами его биографии.
Следующее задание было направлено на развитие ритмического слуха. Для решения данной задачи была составлена группа упражнений из 3-х заданий, которые чередовались на каждом последующем занятии.
Задания блока развития ритмического слуха:
Упражнение-игра «Серый зайчик барабанит».
Целью данного задания является четко воспроизвести метрический пульс шагами и хлопками в ладоши.
Первоначальная инструкция подразумевает воспроизведение метрического пульса ходьбой на месте. Далее учащиеся разделяются на 2 группы: одна группа исполняет метрическую пульсацию шагами, а другая хлопками в ладоши. После исполнения группы меняются ролями.
Ход игры:
Ле-вой, пра-вой, ле-вой, пра-вой, се-рых зай-чи-ков от-ряд Ле-вой, пра-вой ба-ра-ба-нит це-лых три ча-са под-ряд.
Упражнение-игра «Назови и прохлопай».
Цель: развивать умение слышать одновременно несколько ритмических уровней.
Детям предлагается одновременно назвать какой-либо предмет и прохлопать в ладоши каждый слог.
Упражнение-игра «Я спою, а ты повторишь».
Целью этого упражнение является развитие четкого воспроизведения метрического пульса, внимания и умения работать в коллективе.
Одному из учащихся предлагается исполнить отрывок любого музыкального произведения и прохлопать его в ладоши. Следующий ученик должен повторить за предыдущим. Данное задание предлагается начать каждому ученику после завершения предыдущего круга.
Последнее упражнение, было направлено на развитие гармонического (звуковысотного) слуха. Учащимся было предложено задание «Подумай и отгадай»:
Игровой материал: карточки (по числу учащихся) с изображением животных (медведь, зайчик, птичка).
Ход игры: детям предлагается по одной карточке с изображением каждого животного. Далее педагог воспроизводит на аудиоплеере мелодии в произвольном порядке: «Зайчик» М. Старокадомского, «Медведь» В. Ребикова,.
«Воробушки» М. Красева. После воспроизведения каждой мелодии дети должны поднять карточку с соответствующим изображением животного.
Конспект занятия Задачи:
Познакомить учащихся с биографией Ф. Шуберта и его произведением «Аве Мария»;
Формировать умение воспроизводить метрический пульс шагами и хлопками в ладоши;
Формировать умение различать высоту звука в мелодии. Инструментарий:
Портрет Ф. Шуберта, аудиопроигрыватель, репертуар музыкального сопровождения, карточки с изображением животных.
Ход занятия:
I. Вводная часть.
Приветствие учащихся, психологический настрой на работу.
Основное содержание занятия.
1. Знакомство с портретом и биографией Ф. Шуберта в процессе рассказа педагога.
Уточняющая беседа по прослушанному рассказу. Знакомство с произведением Ф. Шуберта «Аве Мария».
Беседа по произведению. Учащимся предлагается ответить на вопросы:
Вам понравилось это произведение?
Какие чувства вы испытывали, когда слушали это произведение?
Какие моменты вам понравились больше всего?
Какие воспоминания из твоей жизни напоминает тебе эта музыка?
Знаете ли вы кто такая Дева Мария?
Рассказ педагога о Деве Марии, которой посвящено данное произведение.
Упражнение «Серый зайчик барабанит».
Учащимся предлагается отдохнуть и сыграть в игру «Серый зайчик барабанит». Педагог объясняет инструкцию, проводит упражнение.
Упражнение «Подумай и отгадай».
Педагог предлагает сесть на свои места, объясняет инструкцию, раздает учащимся карточки с изображением животных. Включая на аудиопроигрывателе записи мелодий педагог проводит упражнение, поощряя учащихся за каждый правильный ответ специальной карточкой. В конце упражнения карточки каждого ученика подсчитываются и объявляется победитель.
Подведение итогов занятия. Беседа по вопросам:
С автором какого музыкального произведения мы сегодня познакомились?
Как называется произведение Ф. Шуберта, с которым мы познакомились?
Какие упражнение мы с вами сегодня делали?
Что было самым интересном на сегодняшнем занятии?
Понравилось ли вам занятие?
Каждое предыдущее и последующее занятие было спланировано аналогичным образом.
На формирующем этапе исследования каждый учащийся был полностью включен в активную творческую деятельность. Дети испытывали положительные эмоции от музыкальных внеурочных занятий, проявляли интерес, делились о своих впечатлениях с друзьями и родителями.
Подтвердим это результатами итогового этапа исследования, проанализируем методики.