Π—Π°ΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ курсовыС, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹...
ΠžΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ Π½Π° Π·Π°ΠΊΠ°Π·. НСдорого!

УпраТнСния, Ρ€Π΅ΠΊΠΎΠΌΠ΅Π½Π΄ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΈ органичСской дислалии

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π’Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΡΠ²ΡΠ·ΡŒ Π΄Π΅Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ² Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ с Π·ΡƒΠ±ΠΎΡ‡Π΅Π»ΡŽΡΡ‚Π½Ρ‹ΠΌΠΈ аномалиями Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ дошкольного возраста отмСчаСтся Π² Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Ρ… ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΡ… Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ². Π’Π°ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ Π΄Π΅Ρ„Π΅ΠΊΡ‚Ρ‹ артикуляционного Π°ΠΏΠΏΠ°Ρ€Π°Ρ‚Π°, ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ΡΡ Π² ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ ΠΌΠΎΠ»ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π° смСнного прикуса, ΡΠΎΠ²ΠΏΠ°Π΄Π°ΡŽΡ‚ с ΡΡ‚Π°ΠΏΠΎΠΌ интСнсивного формирования Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° (2,5βˆ’7 Π»Π΅Ρ‚), Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ½ΠΈ становятся Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ, ΠΏΡ€Π΅Π΄Ρ€Π°ΡΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌ ΠΊ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ развития Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ…… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

УпраТнСния, Ρ€Π΅ΠΊΠΎΠΌΠ΅Π½Π΄ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΈ органичСской дислалии (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

На Π·Π°Π½ΡΡ‚иях ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½ΡΡŽΡ‚ΡΡ тСксты, Π° Π½Π΅ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ слова, ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ ΠΈ Π²ΠΈΠ΄Ρ‹ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ, ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ творчСскиС упраТнСния, подбираСтся ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π», насыщСнный Ρ‚Π΅ΠΌΠΈ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ Π·Π²ΡƒΠΊΠ°ΠΌΠΈ. ΠŸΠΎΠ΄ΠΎΠ±Π½Ρ‹ΠΉ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π» большС ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ для занятий ΠΏΠΎ Π°Π²Ρ‚ΠΎΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠ². Но Π΅ΡΠ»ΠΈ Π½Π° Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΌ этапС Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π½Π° ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄ΠΎΠ±Ρ€Π°Π½Π½ΠΎΠΌ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π΅, Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ½ Π½Π΅ ΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π΅Π΅Ρ‚ ΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠ΅ΠΉ ΠΎΡ‚Π±ΠΎΡ€Π°, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ Ρ‡Π°ΡΡ‚ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ этого Π·Π²ΡƒΠΊΠ° Π² ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… тСкстах ΠΏΡ€Π΅Π²Ρ‹ΡˆΠ°Π΅Ρ‚ Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΈΡ… Ρ€Π°ΡΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² Π΅ΡΡ‚СствСнной Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ. А Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ Π½Π°ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ ΠΎΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈΠΌΠΈ.

Π‘Π»ΡƒΡ‡Π°ΠΈ мСханичСской дислалии Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΡŽΡ‚ Ρ‡Π΅Ρ‚ΠΊΠΎΠ³ΠΎ планирования занятий, Ρ€Π°Π·ΡƒΠΌΠ½ΠΎΠΉ Π΄ΠΎΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΊΠΈ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π°, опрСдСлСния ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π² ΠΈΡΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠ², Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ прСдставлСния ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, ΠΊΠ°ΠΊΠΈΠ΅ Π·Π²ΡƒΠΊΠΈ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½Ρ‹ Π² Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρƒ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ, Π° ΠΊΠ°ΠΊΠΈΠ΅ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ ΠΎΡ‚Ρ€Π°Π±Π°Ρ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ. 6].

ΠŸΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ° логопСдичСской ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΈ Π΄Π΅Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ² Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π·ΡƒΠ±ΠΎΡ‡Π΅Π»ΡŽΡΡ‚Π½Ρ‹Π΅ Π°Π½ΠΎΠΌΠ°Π»ΠΈΠΈ, стоит достаточно остро. УвСличиваСтся количСство Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, Ρƒ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ обусловлСны анатомичСскими Π΄Π΅Ρ„Π΅ΠΊΡ‚Π°ΠΌΠΈ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΎΠ² артикуляции. Π’ ΡΠ²ΡΠ·ΠΈ с ΡΡ‚ΠΈΠΌ коррСкция Ρ‚Π°ΠΊΠΈΡ… Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΠ΅Ρ‚ совмСстной комплСксной Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ Π»ΠΎΠ³ΠΎΠΏΠ΅Π΄Π° ΠΈ ΡΡ‚ΠΎΠΌΠ°Ρ‚ΠΎΠ»ΠΎΠ³Π°-ΠΎΡ€Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ½Ρ‚Π°. Π›ΠΎΠ³ΠΎΠΏΠ΅Π΄Ρƒ, ΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‰Π΅ΠΌΡƒ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ дСтям, ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‰ΠΈΠΌ Π·ΡƒΠ±ΠΎΡ‡Π΅Π»ΡŽΡΡ‚Π½Ρ‹Π΅ Π°Π½ΠΎΠΌΠ°Π»ΠΈΠΈ, ΠΆΠ΅Π»Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΈΠΌΠ΅Ρ‚ΡŒ прСдставлСниС ΠΎΠ± ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π°Ρ… ΠΎΡ€Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ½Ρ‚ΠΈΠΈ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎ ΡΡ‚Ρ€ΠΎΠΈΡ‚ΡŒ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρƒ с ΡΡ‚ΠΎΠΉ ΠΊΠ°Ρ‚Π΅Π³ΠΎΡ€ΠΈΠ΅ΠΉ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Π½ΠΎΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½Ρ‹ΠΉ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΉ ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΈ.

ΠŸΡ€Π΅ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°Π΅Ρ‚ ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΠ΅, Ρ‡Ρ‚ΠΎ логопСдичСскиС занятия эффСктивны лишь послС устранСния Π΄Π΅Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ² пСрифСричСского Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΎ Π°ΠΏΠΏΠ°Ρ€Π°Ρ‚Π° ΠΏΡ€ΠΈ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΠΈ ортодонтичСского лСчСния. Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Π΅Ρ‚ΡΡ Ρ€Π°Π·Π³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ стоматологичСского ΠΈ Π»ΠΎΠ³ΠΎΠΏΠ΅Π΄ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠ³ΠΎ воздСйствия, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΡƒΠ²Π΅Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ сроки ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΈ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΎ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ. 11].

Π’Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΡΠ²ΡΠ·ΡŒ Π΄Π΅Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ² Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ с Π·ΡƒΠ±ΠΎΡ‡Π΅Π»ΡŽΡΡ‚Π½Ρ‹ΠΌΠΈ аномалиями Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ дошкольного возраста отмСчаСтся Π² Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Ρ… ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΡ… Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ². Π’Π°ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ Π΄Π΅Ρ„Π΅ΠΊΡ‚Ρ‹ артикуляционного Π°ΠΏΠΏΠ°Ρ€Π°Ρ‚Π°, ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ΡΡ Π² ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ ΠΌΠΎΠ»ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π° смСнного прикуса, ΡΠΎΠ²ΠΏΠ°Π΄Π°ΡŽΡ‚ с ΡΡ‚Π°ΠΏΠΎΠΌ интСнсивного формирования Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° (2,5−7 Π»Π΅Ρ‚), Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ½ΠΈ становятся Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ, ΠΏΡ€Π΅Π΄Ρ€Π°ΡΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌ ΠΊ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ развития Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ². Π’Π°ΠΊ, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, патологичСский прикус, укорочСнная ΡƒΠ·Π΄Π΅Ρ‡ΠΊΠ° языка ΠΈΠ»ΠΈ Π³ΡƒΠ±Ρ‹ ΠΎΠ³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡ΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ ΠΌΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΊΡƒ ΠΈ Π·Π°ΠΊΠ»Π°Π΄Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ искаТСнныС артикуляционныС стСрСотипы.

ΠΠ°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Π΅Ρ‚ΡΡ «Ρ€Π°ΡΡΠΎΠ³Π»Π°ΡΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠ°ΠΌΠΈ слухового контроля ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΠ°, с ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ стороны, ΠΈ ΡƒΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΡ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²Ρ‹ΠΌΠΈ двиТСниями — с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ». 13].

ИскаТСниС слухомоторных ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ² Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠ²ΠΎΠΉ стороны Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ дошкольника Π² Π΄Π°Π»ΡŒΠ½Π΅ΠΉΡˆΠ΅ΠΌ ΠΏΡ€ΠΈΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ ΠΊ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ Ρ‚ΠΎΠ½ΠΊΠΈΡ… ΠΏΠΎ Π·Π²ΡƒΡ‡Π°Π½ΠΈΡŽ ΠΈ Π°Ρ€Ρ‚икуляции Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠ² (Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, ΠΊ ΡΠΌΠ΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ свистящих ΠΈ ΡˆΠΈΠΏΡΡ‰ΠΈΡ… Π² Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ).

Π”Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ обслСдования, ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΠ³ΠΎ ΠΊΠ°Ρ„Π΅Π΄Ρ€ΠΎΠΉ Π»ΠΎΠ³ΠΎΠΏΠ΅Π΄ΠΈΠΈ Московского государствСнного пСдагогичСского унивСрситСта, ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Π»ΠΈ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρƒ Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΈΠΊΠΎΠ² Π² Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚Π΅ 2,8−5,5 Π»Π΅Ρ‚ (ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ развития Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ стороны Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ ΠΈ Ρ„онСматичСского восприятия), ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‰ΠΈΡ… Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΉΡΡ ΠΌΠΎΠ»ΠΎΡ‡Π½Ρ‹Ρ… прикус прогнатичСского ΠΈΠ»ΠΈ прогСничСского Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π°, Π΄Π΅Ρ„Π΅ΠΊΡ‚Ρ‹ Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π² 100% случаях. Π’Π°ΠΊΠΆΠ΅ Π½ΡƒΠΆΠ½ΠΎ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρƒ ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников 7−9 Π»Π΅Ρ‚ (ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ Π±Π°Π·Π° ΡƒΠΆΠ΅ ΡΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π»Π°ΡΡŒ), ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π·ΡƒΠ±ΠΎΡ‡Π΅Π»ΡŽΡΡ‚Π½Ρ‹Π΅ Π°Π½ΠΎΠΌΠ°Π»ΠΈΠΈ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎΡΡ постоянного прикуса Π»ΠΈΠ±ΠΎ ΡƒΠΊΠΎΡ€ΠΎΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΡƒΠ·Π΄Π΅Ρ‡ΠΊΠΈ языка ΠΈΠ»ΠΈ Π²Π΅Ρ€Ρ…Π½Π΅ΠΉ Π³ΡƒΠ±Ρ‹, Π΄Π΅Ρ„Π΅ΠΊΡ‚Ρ‹ Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠ² Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π½Π΅ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Ρ‡Π΅ΠΌ Π² 50% случаСв. Π”Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ обслСдования Π² Π½Π°ΡˆΠ΅ΠΌ дСтском саду выявили Π·ΡƒΠ±ΠΎΡ‡Π΅Π»ΡŽΡΡ‚Π½Ρ‹Π΅ Π°Π½ΠΎΠΌΠ°Π»ΠΈΠΈ Ρƒ 20% Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ.

ΠŸΡ€ΠΈ построСнии ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ с Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΊΠ°Ρ‚Π΅Π³ΠΎΡ€ΠΈΠ΅ΠΉ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π½ΡƒΠΆΠ½ΠΎ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρƒ Π½ΠΈΡ… отмСчаСтся Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΌΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΊΠΈ Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… ΠΆΠ΅Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΈ ΠΌΠΈΠΌΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΡ… ΠΌΡ‹ΡˆΡ†. НаиболСС часто Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Π΅Ρ‚ΡΡ гипСртонус ΠΈΠ»ΠΈ гипотонус ΠΊΡ€ΡƒΠ³ΠΎΠ²ΠΎΠΉ ΠΌΡ‹ΡˆΡ†Ρ‹ Ρ€Ρ‚Π°, Ρ‡Ρ‚ΠΎ прСпятствуСт Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ ΡΠΌΡ‹ΠΊΠ°Π½ΠΈΡŽ Π³ΡƒΠ± ΠΈ ΡƒΡ…ΡƒΠ΄ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ артикуляции Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ говорСния, Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ отмСчаСтся дискоординация Π½ΠΈΠΆΠ½Π΅ΠΉ Ρ‡Π΅Π»ΡŽΡΡ‚ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΌ Π°ΠΊΡ‚Π΅. Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π° ΠΏΠΎ ΡƒΡΡ‚Ρ€Π°Π½Π΅Π½ΠΈΡŽ органичСской дислалии Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Π° Π²Π΅ΡΡ‚ΠΈΡΡŒ Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ взаимосвязи ортодонтичСских ΠΈ Π»ΠΎΠ³ΠΎΠΏΠ΅Π΄ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΡ… ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊ.

Нам Ρ…ΠΎΡ‚Π΅Π»ΠΎΡΡŒ Π±Ρ‹ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠΈΡ‚ΡŒ Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ тСрапСвтичСскиС ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΎΡ€Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ½Ρ‚ΠΈΠΈ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π»ΠΎΠ³ΠΎΠΏΠ΅Π΄Ρƒ Π² Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ с Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ с ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΉ дислалиСй. ИспользованиС Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠ³ΠΎ комплСкса артикуляционной гимнастики малоэффСктивСно для Ρ†Π΅Π»Π΅Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ формирования ΠΈΠ»ΠΈ восстановлСния Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΈ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΌΡ‹ΡˆΡ†, ΡΡ‚Ρ€Π°Π΄Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΈ ΠΏΠ°Ρ‚ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ прикуса ΠΈΠ»ΠΈ ΡƒΠΊΠΎΡ€ΠΎΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ ΡƒΠ·Π΄Π΅Ρ‡Π΅ΠΊ языка ΠΈ Π³ΡƒΠ± (Π΄Π°ΠΆΠ΅ послС хирургичСской ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΈ). ΠŸΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ° ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Ρ‚ΡŒ Π² Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρƒ Π΄ΠΎΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ упраТнСния для развития ΠΆΠ΅Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΈ ΠΌΠΈΠΌΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΡ… ΠΌΡ‹ΡˆΡ† Π»ΠΈΡ†Π°, ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅ΠΌΡ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΈ ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΈ Π΄ΠΈΠ·Π°Ρ€Ρ‚Ρ€ΠΈΠΈ, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ элСмСнты миогимнастики, Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ Π² ΠΎΡ€Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ½Ρ‚ΠΈΠΈ. Π’Π°ΠΊΠΎΠΉ комплСксный ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ быстрому Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ артикуляционных Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ² Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, ΡΡ‚Ρ€Π°Π΄Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… органичСской дислалиСй.

ΠŸΡ€ΠΈ логопСдичСской ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΈ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΉ дислалиСй ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ элСмСнты миогимнастики, Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ Π² ΠΎΡ€Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ½Ρ‚ΠΈΠΈ. 20].

ΠœΠΈΠΎΠ³ΠΈΠΌΠ½Π°ΡΡ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ упраТнСния ΠΏΡ€ΠΈ Π·ΡƒΠ±ΠΎΡ‡Π΅Π»Π»ΡŽΡΡ‚Π½Ρ‹Ρ… аномалиях.

ΠŸΡ€ΠΈ располоТСнии ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π·ΡƒΠ±ΠΎΠ² Π²Π½Π΅ Π·ΡƒΠ±Π½ΠΎΠ³ΠΎ ряда (язычном, Π½Ρ‘Π±Π½ΠΎΠΌ): Π΄Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠΎΠ½Ρ‡ΠΈΠΊΠΎΠΌ языка Π½Π° Π°Π½ΠΎΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ располоТСнный Π·ΡƒΠ±, прикусываниС дСрСвянной ΠΏΠ°Π»ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ.

ΠŸΡ€ΠΈ вСстибулярном ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΈ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π·ΡƒΠ±ΠΎΠ²: ΠΏΠ°Π»ΡŒΡ†Π΅Π²ΠΎΠΉ массаТ — Π΄Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠ°Π»ΡŒΡ†Π΅Π² Π½Π° Π²Π΅ΡΡ‚ибулярно располоТСнный Π·ΡƒΠ± Π² ΠΎΡ€Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ.

Π Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΊΡ€ΡƒΠ³ΠΎΠ²ΠΎΠΉ ΠΌΡ‹ΡˆΡ†Ρ‹ Ρ€Ρ‚Π°. РСкомСндуСтся ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ Π½Π° ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ этапС ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΈ свистящих, ΡˆΠΈΠΏΡΡ‰ΠΈΡ… Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠ²:

  • — Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ смыкаСт Π³ΡƒΠ±Ρ‹, Π½Π°Π΄ΡƒΠ²Π°Π΅Ρ‚ Ρ‰Π΅ΠΊΠΈ, послС Ρ‡Π΅Π³ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠΆΠΈΠΌΠ°Π΅Ρ‚ ΠΊ Ρ‰Π΅ΠΊΠ°ΠΌ ΠΊΡƒΠ»Π°ΠΊΠΈ ΠΈ ΠΌΠ΅Π΄Π»Π΅Π½Π½ΠΎ Π²Ρ‹Π΄Π°Π²Π»ΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ Π²ΠΎΠ·Π΄ΡƒΡ… Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· сТатыС Π³ΡƒΠ±Ρ‹;
  • — ΠΏΡ€ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ‚Ρ€ΡƒΠ·ΠΈΠΈ Π²Π΅Ρ€Ρ…Π½ΠΈΡ… Ρ„Ρ€ΠΎΠ½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π·ΡƒΠ±ΠΎΠ² Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ Π½Π°Π΄ΡƒΠ²Π°Π΅Ρ‚ Π²ΠΎΠ·Π΄ΡƒΡ… ΠΏΠΎΠ΄ Π²Π΅Ρ€Ρ…Π½ΡŽΡŽ Π³ΡƒΠ±Ρƒ, ΠΏΡ€ΠΈ мСзиальном прикусС — ΠΏΠΎΠ΄ ниТнюю;
  • — Π½Π°ΠΊΡƒΡΡ‹Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π²Π΅Ρ€Ρ…Π½Π΅ΠΉ Π³ΡƒΠ±Ρ‹ ΠΏΡ€ΠΈ Π΄ΠΈΡΡ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ прикусС ΠΈ Π½ΠΈΠΆΠ½Π΅ΠΉ Π³ΡƒΠ±Ρ‹ — ΠΏΡ€ΠΈ мСзиальном прикусС;
  • — Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ вытягиваСт ниТнюю Π³ΡƒΠ±Ρƒ ΠΈ ΠΎΡ…Π²Π°Ρ‚Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ Сю Π²Π΅Ρ€Ρ…Π½ΡŽΡŽ Π³ΡƒΠ±Ρƒ, Π·Π°Ρ‚Π΅ΠΌ Π²Π΅Ρ€Ρ…Π½Π΅ΠΉ Π³ΡƒΠ±ΠΎΠΉ ΠΎΡ…Π²Π°Ρ‚Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ ниТнюю;
  • — ΡƒΠΏΡ€Π°ΠΆΠ½Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π½Π° ΡƒΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ Π³ΡƒΠ±Π°ΠΌΠΈ полоски Π±ΡƒΠΌΠ°Π³ΠΈ: Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ сТимаСт полоску Π±ΡƒΠΌΠ°Π³ΠΈ Π³ΡƒΠ±Π°ΠΌΠΈ Π² Ρ‚Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ 3−5 ΠΌΠΈΠ½ΡƒΡ‚ Π²ΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΡ просмотра Ρ‚Π΅Π»Π΅Π²ΠΈΠ·ΠΎΡ€Π°;
  • — Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ Π½Π°Π±ΠΈΡ€Π°Π΅Ρ‚ Π² Ρ€ΠΎΡ‚ Π²ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΈ ΡƒΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ Π΅Π΅ Π½Π΅ Ρ€Π°Π·ΠΆΠΈΠΌΠ°Ρ Π³ΡƒΠ±;
  • — ΡƒΠΏΡ€Π°ΠΆΠ½Π΅Π½ΠΈΠ΅ сопротивлСниСм: вставлСнными Π² ΡƒΠ³Π»Ρ‹ Ρ€Ρ‚Π° ΠΏΠ°Π»ΡŒΡ†Π°ΠΌΠΈ (ΠΌΠΈΠ·ΠΈΠ½Ρ†Π°ΠΌΠΈ) Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ стараСтся Ρ€Π°ΡΡ‚ΡΠ½ΡƒΡ‚ΡŒ Π³ΡƒΠ±Ρ‹, прСодолСвая ΠΈΡ… ΡΠΎΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈ напряТСнии Π² ΡΠΎΠΌΠΊΠ½ΡƒΡ‚ΠΎΠΌ Π²ΠΈΠ΄Π΅;
  • — ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡƒΠ³ΠΎΠ²ΠΈΡ†: Π΄Π²Π΅ ΠΏΡƒΠ³ΠΎΠ²ΠΈΡ†Ρ‹ Π΄ΠΈΠ°ΠΌΠ΅Ρ‚Ρ€ΠΎΠΌ 25−30 ΠΌΠΌ ΡΠΎΠ΅Π΄ΠΈΠ½ΡΡŽΡ‚ ΡˆΠ½ΡƒΡ€ΠΊΠΎΠΌ ΠΈ Ρ€Π°ΡΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°ΡŽΡ‚ Π½Π° Ρ€Π°ΡΡΡ‚оянии 15−18 см Π΄Ρ€ΡƒΠ³ ΠΎΡ‚ Π΄Ρ€ΡƒΠ³Π°, ΠΎΠ΄Π½Ρƒ ΠΏΡƒΠ³ΠΎΠ²ΠΈΡ†Ρƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ Π·Π°Ρ…Π²Π°Ρ‚Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ Π³ΡƒΠ±Π°ΠΌΠΈ, Π° Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΡƒΡŽ Π±Π΅Ρ€Π΅Ρ‚ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΎΠΉ Ρ€ΡƒΠΊΠΎΠΉ ΠΈ Π½Π°Ρ‚ягиваСт ΡˆΠ½ΡƒΡ€ΠΎΠΊ.

ΠŸΡ€ΠΈ прогСничСском прикусС, обусловлСнном ΠΌΠ΅Π·ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Π½ΠΈΠΆΠ½Π΅ΠΉ Ρ‡Π΅Π»ΡŽΡΡ‚ΠΈ, Π½Π°Π·Π½Π°Ρ‡Π°ΡŽΡ‚ упраТнСния для Ρ‚Ρ€Π΅Π½ΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΊΠΈ ΠΌΡ‹ΡˆΡ†, ΠΏΠΎΠ΄Π½ΠΈΠΌΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΠΈ ΡΠΌΠ΅Ρ‰Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π΅Π΅ Π»Π°Ρ‚Π΅Ρ€Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ. Π Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ ΠΏΡ€ΠΈ ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΎ ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚ΠΎΠΌ Ρ€Ρ‚Π΅ ΠΊΠΎΠ½Ρ‡ΠΈΠΊΠΎΠΌ языка касаСтся Ρ‚Π²Π΅Ρ€Π΄ΠΎΠ³ΠΎ Π½Π΅Π±Π° Π² ΠΌΠ΅ΡΡ‚Π΅ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄Π° Π΅Π³ΠΎ Π² ΠΌΡΠ³ΠΊΠΎΠ΅, Π·Π°Ρ‚Π΅ΠΌ ΠΌΠ΅Π΄Π»Π΅Π½Π½ΠΎ Π·Π°ΠΊΡ€Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ Ρ€ΠΎΡ‚ ΠΏΡ€ΠΈ максимальном стрСмлСнии ΡΠΌΠ΅ΡΡ‚ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ‡Π΅Π»ΡŽΡΡ‚ΡŒ сзади. Π£ΠΏΡ€Π°ΠΆΠ½Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠΎΠ²Ρ‚ΠΎΡ€ΡΡ‚ΡŒ 5−6 Ρ€Π°Π·. ΠžΠ±Π»Π΅Π³Ρ‡Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ Π²Π°Ρ€ΠΈΠ°Π½Ρ‚ упраТнСния — Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ‡Π΅Π»ΡŽΡΡ‚ΠΈ с Π·Π°ΠΏΡ€ΠΎΠΊΠΈΠ΄Ρ‹Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Π³ΠΎΠ»ΠΎΠ²Ρ‹ Π½Π°Π·Π°Π΄.

ΠŸΡ€ΠΈ прогнатичСском (Π΄ΠΈΡΡ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ) прикусС Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ ΠΌΠ΅Π΄Π»Π΅Π½Π½ΠΎ Π²Ρ‹Π΄Π²ΠΈΠ³Π°Π΅Ρ‚ ниТнюю Ρ‡Π΅Π»ΡŽΡΡ‚ΡŒ Π²ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄ Π΄ΠΎ Ρ‚Π΅Ρ… ΠΏΠΎΡ€, ΠΏΠΎΠΊΠ° Ρ€Π΅ΠΆΡƒΡ‰ΠΈΠ΅ края Π½ΠΈΠΆΠ½ΠΈΡ… Ρ€Π΅Π·Ρ†ΠΎΠ² Π½Π΅ ΡƒΡΡ‚ановятся Π²ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄ΠΈ Π²Π΅Ρ€Ρ…Π½ΠΈΡ…. Π’ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΌ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΈ ниТняя Ρ‡Π΅Π»ΡŽΡΡ‚ΡŒ удСрТиваСтся ΠΎΠΊΠΎΠ»ΠΎ 10 сСкунд, Π·Π°Ρ‚Π΅ΠΌ ΠΌΠ΅Π΄Π»Π΅Π½Π½ΠΎ устанавливаСтся Π² ΠΈΡΡ…ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ΅ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅. Π’ΠΎ ΠΆΠ΅ ΡƒΠΏΡ€Π°ΠΆΠ½Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ выполняСт с ΠΏΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΎΡ‚ΠΎΠΌ Π³ΠΎΠ»ΠΎΠ²Ρ‹ сначала Π²ΠΏΡ€Π°Π²ΠΎ, ΠΏΠΎΡ‚ΠΎΠΌ Π²Π»Π΅Π²ΠΎ.

ΠŸΡ€ΠΈ ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚ΠΎΠΌ прикусС Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ Π²Ρ‹Π·Π²Π°Ρ‚ΡŒ Π·ΡƒΠ±ΠΎΠ°Π»ΡŒΠ²Π΅ΠΎΠ»ΡΡ€Π½ΠΎΠ΅ ΡƒΠΊΠΎΡ€ΠΎΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² ΠΎΠ±Π»Π°ΡΡ‚ΠΈ Π±ΠΎΠΊΠΎΠ²Ρ‹Ρ… Π·ΡƒΠ±ΠΎΠ². Π‘ ΡΡ‚ΠΎΠΉ Ρ†Π΅Π»ΡŒΡŽ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΡƒ рСкомСндуСтся 5−6 Ρ€Π°Π· Π² Π΄Π΅Π½ΡŒ ΠΏΡ€ΠΈΠΊΡƒΡΡ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ с ΠΌΠ°ΠΊΡΠΈΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ усилиСм ΠΆΠ΅Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ Π·ΡƒΠ±Π°ΠΌΠΈ Π΄Π΅Ρ€Π΅Π²ΡΠ½Π½ΡƒΡŽ ΠΏΠ°Π»ΠΎΡ‡ΠΊΡƒ. 24].

Π’Ρ‹Π²ΠΎΠ΄ ΠΏΠΎ Π³Π»Π°Π²Π΅ 2.

Π‘ΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅ логопСдичСской Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ ΠΏΠΎ ΡƒΡΡ‚Ρ€Π°Π½Π΅Π½ΠΈΡŽ дислалии Ρƒ ΡΡ‚Π°Ρ€ΡˆΠΈΡ… дошкольников это пСдагогичСский процСсс, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ ΠΊΠΎΡ€Ρ€ΠΈΠ³ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ обучСния ΠΈ ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎ-Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π°. Основная Ρ†Π΅Π»ΡŒ логопСдичСского воздСйствия ΠΏΡ€ΠΈ органичСской дислалии — Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ² ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ воспроизвСдСния Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠ² Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ. НСобходимо ΠΎΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π»ΡΡ‚ΡŒ слуховой ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ Π·Π° ΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ произнСсСниСм ΠΈ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ качСство воспроизводимых Π² ΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠ²; ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹Π΅ артикуляторныС ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ, ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π½ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ акустичСский эффСкт Π·Π²ΡƒΠΊΠ°; Π²Π°Ρ€ΡŒΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ артикуляционныС ΡƒΠΊΠ»Π°Π΄Ρ‹ Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠ² Π² Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΎΡ‚ ΠΈΡ… ΡΠΎΡ‡Π΅Ρ‚аСмости с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌΠΈ Π·Π²ΡƒΠΊΠ°ΠΌΠΈ Π² ΠΏΠΎΡ‚ΠΎΠΊΠ΅ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ; Π±Π΅Π·ΠΎΡˆΠΈΠ±ΠΎΡ‡Π½ΠΎ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π·Π²ΡƒΠΊ Π²ΠΎ Π²ΡΠ΅Ρ… Π²ΠΈΠ΄Π°Ρ… Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ. 23].

Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡƒ логопСдичСской ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΈ Π΄Π΅Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ² Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, ΡΡ‚Ρ€Π°Π΄Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… органичСской дислалиСй, слСдуСт Ρ€Π΅ΡˆΠ°Ρ‚ΡŒ посрСдством комплСксного ΠΌΠ΅Π΄ΠΈΠΊΠΎ-пСдагогичСского воздСйствия. А Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹:

  • — Π§Π΅ΠΌ Ρ€Π°Π½ΡŒΡˆΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²ΠΈΠ»Π°ΡΡŒ Π·ΡƒΠ±ΠΎΡ‡Π΅Π»ΡŽΡΡ‚Π½Π°Ρ аномалия, Ρ‚Π΅ΠΌ большС риск появлСния устойчивых Π΄Π΅Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ² Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ.
  • — ΠŸΠ°Ρ‚ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ ΠΌΠΎΠ»ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ прикуса ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΡ†ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Π³Ρ€ΡƒΠ±Ρ‹Π΅ ΠΈ ΡΡ‚ΠΎΠΉΠΊΠΈΠ΅ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠ²ΠΎΠΉ стороны Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ, Π½Π΅ΠΆΠ΅Π»ΠΈ Π·ΡƒΠ±ΠΎΡ‡Π΅Π»ΡŽΡΡ‚Π½Ρ‹Π΅ Π°Π½ΠΎΠΌΠ°Π»ΠΈΠΈ, ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²ΠΈΠ²ΡˆΠΈΠ΅ΡΡ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π² ΠΏΠΎΡΡ‚оянном прикусС.
  • — Π§Π΅ΠΌ Ρ€Π°Π½ΡŒΡˆΠ΅ Π±Ρ‹Π»Π° выявлСна патология языка, Π³ΡƒΠ± ΠΈΠ»ΠΈ Π·ΡƒΠ±ΠΎΡ‡Π΅Π»ΡŽΡΡ‚Π½ΠΎΠΉ систСмы ΠΈ Π½Π°Ρ‡Π°Ρ‚Π° комплСксная Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π° ΠΏΠΎ ΡƒΡΡ‚Ρ€Π°Π½Π΅Π½ΠΈΡŽ Π΄Π΅Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ² артикуляционных ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΎΠ², ΠΈΡΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΡŽ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ фонСматичСского восприятия, Ρ‚Π΅ΠΌ быстрСС ΠΈ ΡΡ„Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Π΅Π΅ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π΄ΠΎΠ±ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ² Π² ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΈ органичСской дислалии.

Π’ ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ с Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ, ΡΡ‚Ρ€Π°Π΄Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ органичСской дислалиСй, рСкомСндуСтся ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠ»Π΅ΠΊΡΠ½ΡƒΡŽ Π°Ρ€Ρ‚ΠΈΠΊΡƒΠ»ΡΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΡƒΡŽ гимнастику, ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΡƒΡŽ Π½Π° Π»ΠΎΠ³ΠΎΠΏΠ΅Π΄ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΠ°Ρ… ΠΈ ΡΠ»Π΅ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ… ΠΌΠΈΠΎΡ‚Π΅Ρ€Π°ΠΏΠΈΠΈ, примСняСмой Π² ΠΎΡ€Ρ‚одонтичСском Π»Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ.

Π›Π΅Ρ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Π΅ мСроприятия ΠΏΠΎ ΡƒΡΡ‚Ρ€Π°Π½Π΅Π½ΠΈΡŽ Π΄Π΅Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ² прикуса Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ ΡΠΎΡ‡Π΅Ρ‚Π°Ρ‚ΡŒΡΡ с Ρ†Π΅Π»Π΅Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ логопСдичСским воздСйствиСм ΠΏΠΎ ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΈ Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ с ΠΎΠ±ΡΠ·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ участиСм Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ. 21].

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ