Нестандартные уроки.
Нестандартное построение уроков биологии в школе
Все они отнесены к различным типам, хотя очевидно, что это уроки одного типа или близкие друг к другу. Г. В. Селевко рассматривает НФУ как «технологии», «нетрадиционные технологии урока». Он характеризует их как «основанные на совершенствовании классических форм урочного преподавания, нестандартных структурах и методах» Г. В. Селевко предложил свою структуру сравнения традиционных… Читать ещё >
Нестандартные уроки. Нестандартное построение уроков биологии в школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
С середины 70-х гг. в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к знаниям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду. Это, в частности, уроки-семинары, зачеты, лекции, конкурсы, уроки-экскурсии, интегрированные уроки, занятия-конференции, диспуты, тематические игровые уроки, благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал [14].
Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает, в частности, необходимость гармонического сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т. п. Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребенка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач педагогического коллектива [6].
В отечественной педагогике выделяют два основных подхода к пониманию нетрадиционных форм урока. Первый по ходу НФУ как отход от четкой структуры комбинированного отхода и сочетание разнообразных методических приемов. То есть основной формой учебного процесса все же остается традиционный урок, но в который обязательно вносятся элементы современных технологий развития познавательных способностей учащихся. А это, прежде всего шестиуровневое развитие познавательных способностей: знание; понимание; применение; анализ; синтез; оценка. Исходя из этого, более тщательно отбираются фактический материал к уроку, тексты документов, источники по теме, задания, тексты и т. д. На уроках используются разные виды деятельности: составление таблиц, опорных конспектов, заполнение карточек, кроссвордов по различным источникам, дискуссии и рассказы на заданную тему, подготовка и защита рефератов, игры и др.
Второй подход трактует НФУ как инновационные, современные формы урока, появляющиеся в последнее время и имеющие широкое распространение в современной школе (уроки-конференции, уроки-круглые столы, уроки-аукционы, уроки-дискуссии и т. д.). Что же касается научной литературы, то здесь видим тенденцию рассматривать НФУ как формы интерактивного обучения или учебные занятия в «режиме интерактива» (от англ. слова interaction — взаимодействие). Интенсивное общение кооперация и конкуренция. Упор делается на межличностные коммуникации, в основе которых берется способность индивида встать на позицию другого человека или группы людей, и только с этой позиции оценивать свои собственные действия (самооценка). По мнению О. В. Трофимовой: «…сам термин „нетрадиционная форма урока“ требует более конкретной проработки в этимологическом аспекте. Можно ли, например, говорить о „нетрадиционном уроке“, в то время как именно классно-урочная система, базируется на принципах дидактики А. А. Каменского, является основой „традиционного обучения?“, говоря иначе, может ли урок, традиционная единица учебного процесса, характеризоваться как нетрадиционный» [14].
В учебном пособии Подласого И. П. «Педагогика» выделены десятки типов нетрадиционных уроков (перечислено 36), в том числе уроки-деловые игры, уроки-речевые игры, уроки-игры типа «Поле чудес» и т. д. [7].
Все они отнесены к различным типам, хотя очевидно, что это уроки одного типа или близкие друг к другу. Г. В. Селевко рассматривает НФУ как «технологии», «нетрадиционные технологии урока». Он характеризует их как «основанные на совершенствовании классических форм урочного преподавания, нестандартных структурах и методах» Г. В. Селевко предложил свою структуру сравнения традиционных и нетрадиционных форм урока. Основными элементами данной структуры является: концептуальная основа; содержательная часть обучения; процессуальная часть [15].
Эти же элементы являются основными в структуре соотношения традиционных и нетрадиционных форм урока, предложенные Г. В. Селевко. Исходя из концепции и классификации педагогических технологий, нетрадиционную форму урока «можно определить как технологию локального (модульного) уровня». Хотя при разработке нестандартных уроков происходит соприкосновение с другими технологиями [14].