Введение.
Коррекция общения у детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Интерес к проблемам коррекционно-логопедической работы с таким детьми не угасает. Тем не менее, в настоящий момент нет целостного представления об особенностях становления у них навыков общения. Целью исследования явилось изучение особенностей развития навыков общения детей младшего дошкольного возраста с ЗПР. Разработать рекомендации для педагогов по развитию навыков общения детей младшего… Читать ещё >
Введение. Коррекция общения у детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Жизнь человечества невозможно без общения. Независимо от пола, возраста, образования, социального положения, территориальной и национальной принадлежности и многих других данных, характеризующих человеческую личность, мы постоянно запрашиваем, передаем и храним информацию, т. е. активно занимаемся коммуникативной деятельность (Алифанова Е.М.) [1]. коммуникативный психический дошкольный Для психического развития дошкольника крайне важно общение со взрослыми и сверстниками. В исследованиях Гойхман О. Я. [5], Жукова Ю. М. [19], Леонтьева А. А. [13], Лисиной М. И. [14], Марковой А. К. [19] отмечается, что способность к установлению взаимоотношений рассматривается как особая форма активности субъекта. В общении раскрываются личностные качества людей. Лисина М. И. [14], Маркова А. К. [19] считают, что в процессе общения важно не только проявление личности человека, но и развитие личностных качеств. Это объясняется тем, что при общении человек усваивает социальный опыт, ценности, знания и методы деятельности.
В психологии установлено, что коммуникативная деятельность зарождается и наиболее активно развивается в детском возрасте (А.В. Запорожец, М. И. Лисина [24], Е. О. Смирнова [16], Д. Б. Эльконин [29]и др.). С самого рождения ребенок попадает в мир людей и вступает с ними в различные отношения. Его коммуникативные связи наиболее активно формируются в дошкольном возрасте.
Задержка психического развития является достаточно распространенной формой психической патологии детского возраста. Дети с ЗПР составляют в настоящее время почти четверть всех детей на планете. Причинами возникновения ЗПР занимались в своих исследованиях М. С. Певзнер [21], Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Л. И. Переслени [18], З. И. Калмыковой [19] и др.
Интерес к проблемам коррекционно-логопедической работы с таким детьми не угасает. Тем не менее, в настоящий момент нет целостного представления об особенностях становления у них навыков общения.
Целью исследования явилось изучение особенностей развития навыков общения детей младшего дошкольного возраста с ЗПР.
Предмет исследования: особенности развития навыков общения детей младшего дошкольного возраста с ЗПР.
Объектом исследования явилась коммуникативная деятельность детей с ЗПР.
Гипотеза исследования: у детей младшего дошкольного возраста с ЗПР снижена потребность в общении, общение носит ситуативный характер; целенаправленное формирование коммуникативной деятельности детей становится возможным при создании развивающих условий в системе дошкольного воспитания и обучения; одной из форм этих условий может быть систематическое, специально организованное коммуникативное обучение, которое даст возможность ребенку правильно взаимодействовать с окружающими его людьми.
В соответствии с предметом, целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
- 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме;
- 2. Диагностировать особенности развития навыков общения у детей младшего дошкольного возраста с ЗПР.
- 3. Разработать рекомендации для педагогов по развитию навыков общения детей младшего дошкольного возраста с ЗПР.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.