Организация проведения исследований
В двух детских садах были взяты у психологов данные о детях. Я не стала включать в исследование детей, вопрос о благополучии семей которых нашла спорным. Хотя, должна признать, откровенно неблагополучные семьи сейчас не могут позволить себе отправить ребенка в детский сад — это для них слишком дорого. Во вторых, мне казалось, что в обеспеченной, благополучной семье, где никто не злоупотребляет… Читать ещё >
Организация проведения исследований (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Исследование проводилось на детях с 2х до 3х лет. Выбраны были две группы детей по 10 человек. Выборка производилась исходя из показателей благополучия семьи, в которой растет ребенок. Я решила сравнить уровень развития воображения детей из благополучных и неблагополучных семей, исходя из предположения, что дети первых развиты намного лучше последних.
В двух детских садах были взяты у психологов данные о детях. Я не стала включать в исследование детей, вопрос о благополучии семей которых нашла спорным. Хотя, должна признать, откровенно неблагополучные семьи сейчас не могут позволить себе отправить ребенка в детский сад — это для них слишком дорого.
Исследование проводилось в группе, в привычной обстановке, с использованием игрушек, книг и т. п., (все использовавшиеся материалы описаны в приложении). Использовались три методики, взятые мной из статьи Палагиной Н. Н. [11]. Третью методику пришлось несколько изменить, т.к. в оригинале за основу нужно было взять запоминающееся событие лета (например, рыбалку). А так как исследование проводилось почти сразу после Новогодних праздников, то именно эти события и были взяты за пример.
Методики варьированы с учетом позиции взрослого в сотрудничестве с ребенком. Усиление меры помощи служит показателем невысокого уровня воображения. Предусматривается: 1 — выполнение задания без какой-либо помощи взрослого (высокий уровень развития); 2 — выполнение после минимальной помощи взрослого в виде параллельного действия, образца (средний уровень); 3 — выполнение после побуждения взрослого и прямого показа (уровень ниже среднего).
За образец я взяла 1-ю группу — «благополучных» детей, соответственно 2-я группа — дети «неблагополучные». Учет показателей фиксировался в таблицах (см. приложения).
В общем, должна заметить, в первый момент я была удивлена результатами исследования. Конечно, по сумме «плюсиков» дети первой группы дали результаты выше, чем вторая группа, но это преимущество оказалось не настолько глобальным, как я думала вначале. Если начать разбирать результаты по индивидуальности, то самый высокий уровень развития воображения показали трое детей из первой группы, а самый низкий — пара человек из второй.
В сущности, предполагая большую разницу в развитии детей разных групп, я исходила из того, что:
Во-первых, благополучные семьи намного более обеспечены материально, поэтому они могут позволить себе покупать детям больше игрушек, книжек с цветными картинками и т. п.
Во вторых, мне казалось, что в обеспеченной, благополучной семье, где никто не злоупотребляет спиртным, дети должны получать больше внимания со стороны родителей, отсюда уровень развития воображения должен быть больше.
Конечно, в основном так оно все и есть. Но в разговорах с воспитателями выяснилось, что многие «благополучные» родители очень заняты на работе и на детей у них времени не хватает. В основном, этих детей приводят в садик, забирают оттуда и сидят с ними на больничном бабушки и дедушки, преклонный возраст которых не позволяет им заниматься с детьми так, как это делали бы родители. И, напротив, в неблагополучных семьях, характеризующихся в первую очередь низким достатком, пьянством одного из родителей, иногда дети получают столько заботы и внимания, что оно, видимо, компенсирует недостаток игрушек.
Естественно, нельзя забывать и о вкладе воспитателей в развитие творческих способностей детей.
Таким образом, значение функции воображения в психическом развитии велико, однако фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами.
Для выполнения этой задачи воспитателям и родителям необходимо помогать ребенку использовать возможности своего воображения в направлении прогрессивного саморазвития.