Воспитание быстроты движений
При выборе специально подготовительных упражнений с особой тщательностью следует соблюдать правила структурного подобия. В большинстве случаев они представляют собой «части» или целостные формы соревновательных упражнений, преобразованных таким образом, чтобы можно было превысить скорость по отношению к достигнутой соревновательной скорости. Собственно скоростные упражнения характеризуются… Читать ещё >
Воспитание быстроты движений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Внешнее проявление быстроты движений выражается скоростью двигательных актов и всегда подкрепляется не только скоростными, но и другими способностями (силовыми, координационными, выносливостью и др.).
Основными средствами воспитания быстроты движений служат упражнения, выполняемые с предельной либо около предельной скоростью:
- 1) собственно скоростные упражнения;
- 2) обще подготовительные упражнения;
- 3) специально подготовительные упражнения.
Собственно скоростные упражнения характеризуются небольшой продолжительностью (до 15−20с) и анаэробным элактатным энергообеспечением. Они выполняются с небольшой величиной внешних отягощений или при отсутствии их (так как внешние проявления максимумов силы и скорости связаны обратно пропорционально).
В качестве обще подготовительных упражнений наиболее широко в физическом воспитании и спорте используются спринтерские упражнения, игры с выраженными моментами ускорений (например, баскетбол по обычным и упрощённым правилам, мини футбол и т. п.).
При выборе специально подготовительных упражнений с особой тщательностью следует соблюдать правила структурного подобия. В большинстве случаев они представляют собой «части» или целостные формы соревновательных упражнений, преобразованных таким образом, чтобы можно было превысить скорость по отношению к достигнутой соревновательной скорости.
При использовании в целях воспитания быстроты движений специально подготовительных упражнений с отягощениями вес отягощения должен быть в пределах до 15−20% от максимума.
Целостные формы соревновательных упражнений используется в качестве средств воспитания быстроты главным образом в видах спорта с ярко выраженными скоростными признаками (спринтерские виды).
После достижения определённых успехов в развитии скоростных способностей дальнейшее улучшение результатов может и не проявиться, несмотря на систематичность занятий. Такая задержка в росте результатов определяется как «скоростной барьер». Причина этого явления кроется в образовании достаточно устойчивых условно — рефлекторных связей между техникой упражнения и проявляющимися при этом усилиями. Чтобы этого не случилось, необходимо включать в занятия упражнения, в которых быстрота проявляется в вариативных условиях, и использовать следующие методические приемы:
1. Облегчение внешних условий и использование дополнительных сил, ускоряющих движение.
Самый распространённый способ облегчения условий проявления быстроты в упражнениях, отягощённых весом спортивного снаряда или снаряжения, — уменьшение величины отягощения, что позволяет выполнить движение с повышенной скоростью и в обычных условиях.
Сложнее осуществить аналогичный подход в упражнениях, отягощённых лишь собственным весом занимающегося ученика. Стремясь облегчить достижения повышенной скорости в таких упражнениях, используют следующие приёмы, выполняемые в условиях, облегчающих увеличение темпа и частоты движений:
- а) «уменьшают» вес тела занимающегося за счёт приложения внешних сил (например, непосредственная помощь преподавателя (тренера) или партнёра с применением подвесных лонж и без них (в гимнастических и других упражнениях);
- б) ограничивают сопротивление естественной среды (например, бег по ветру, плавание по течению и т. п.);
- в) используют внешние условия, помогающие занимающемуся произвести ускорение за счёт инерции движения своего тела (бег под гору, бег по наклонной дорожке и т. п.);
- г) применяют, дозировано внешние силы, действующие в направлении перемещения (механическую тягу в беге).
- 2. Использование эффекта «ускоряющего последействия» и варьирования отягощений.
Скорость движений может временно увеличиваться под влиянием предшествующего выполнения движения с отягощениями. Механизм этого эффекта заключён в остаточном возбуждении нервных центров, сохранении двигательной установки и других следовых процессах, интенсифицирующих последующие двигательные действия. При этом может значительно сокращаться время движений, возрастать степень ускорений и мощности производимой работы.
Однако подобный эффект наблюдается не всегда. Он во многом зависит от веса отягощения и последующего его облегчения, числа повторений и порядка чередований обычного, утяжелённого и облегчённого вариантов упражнения.
3. Лидирование и сенсорная активизация скоростных проявлений.
Понятие «лидирование» охватывает известные приёмы: бег за лидером — партнёром и др.
Объём скоростных упражнений в рамках отдельного занятия, как правило, относительно невелик, даже у специализирующихся в видах деятельности скоростного характера. Это обусловлено, во-первых, предельной интенсивностью и психической напряжённостью упражнений; во-вторых, тем, что, их не целесообразно выполнять в состоянии утомления, связанном с падением скорости движений. Интервалы отдыха в серии скоростных упражнений должны быть такими, чтобы можно было выполнить очередное упражнение со скоростью не менее высокой, чем предыдущее.