Заключение.
Методические и методологические основы научного познания и исследования
В связи с этим методологические установки в социально — гуманитарном, да и любом другом научном исследовании носят ситуативный характер, обусловленный спецификой научного окружения. Поэтому при резких сменах последнего возможна коренная перестройка, а иногда и «ломка» сложившихся методологических установок. На их формирование и смену влияет процесс научной коммуникации. В современной… Читать ещё >
Заключение. Методические и методологические основы научного познания и исследования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Понятие методологической установки в социально — гуманитарном исследовании сейчас стало широко использоваться в отечественной научной литературе, посвященной проблемам методологии познания вообще и социально — гуманитарного познания в частности. Это связано со знакомством исследователей с идеями Теодора Куна о научных революциях.
В современной эпистемологии понятие методологической установки употребляется в самых различных значениях. Опираясь на отечественную традицию в трактовке установки как способа закрепления и консервации деятельности, методологическую установку в социально — гуманитарном познании можно определить как готовность к определенному способу познавательного действия.
Такая конструирующая готовность формируется, с одной стороны, в процессе научной социализации (овладения концептуальным аппаратом социально — гуманитарной науки) исследователя, а, с другой, на основе собственного опыта научно — исследовательской деятельности.
В связи с этим методологические установки в социально — гуманитарном, да и любом другом научном исследовании носят ситуативный характер, обусловленный спецификой научного окружения. Поэтому при резких сменах последнего возможна коренная перестройка, а иногда и «ломка» сложившихся методологических установок. На их формирование и смену влияет процесс научной коммуникации.
Методологические установки в социально — гуманитарном исследовании носят модальный и оценочный характер и фиксируются в знаковой форме. Посредством установок осуществляется оценка, проявляется значимость для ученого того или иного способа когнитивного действия, который затем стандартизируется и закрепляется, обеспечивая предварительно сформулированную когнитивную реакцию на определенную познавательную ситуацию. Методологические установки в социально — гуманитарном исследовании — это устойчивые алгоритмы познавательных действий по получению нового социально — гуманитарного знания. В структуре методологических установок можно выделить следующие: когнитивные (знаниевые), аксиолоогические (ценности) и конативные (деятельностные) элементы.
Таким образом, методологические установки выполняют важные атрибутивные функции в социально-гуманитарном исследовании, что делает методологизм одним из атрибутивных признаков научности социально — гуманитарного исследования.