Заключение.
Педагогическая система В.А. Сухомлинского
В конце 50-х годов XX века начинается новый этап в развитии советской школы, он был связан с общественным подъемом, который наступил в 1953 году. Общественный импульс породил много ярких идей и интересных начинаний. К их числу принадлежала и воспитательная система В. А. Сухомлинского (1918;1970), целью которой было всестороннее развитие личности, борьба с авторитаризмом в педагогике… Читать ещё >
Заключение. Педагогическая система В.А. Сухомлинского (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В конце 50-х годов XX века начинается новый этап в развитии советской школы, он был связан с общественным подъемом, который наступил в 1953 году. Общественный импульс породил много ярких идей и интересных начинаний. К их числу принадлежала и воспитательная система В. А. Сухомлинского (1918;1970), целью которой было всестороннее развитие личности, борьба с авторитаризмом в педагогике, индивидуализация и гуманизация обучения, внимание к ребенку в его неповторимой яркости, самобытности. Науку о воспитании человека советский педагог и публицист ставил на первый план. В годы детства, по убеждению ученого, необходимо заложить основу человечности и гражданственности, надо дать ребенку правильное видение добра и зла. Успешность воспитания, по мнению советского педагога, заключается в том, чтобы ребенок никогда не терял веры в свои силы, никогда не чувствовал, что у него ничего не получается.
В. А. Сухомлинский в воспитании детского коллектива использовал гуманистические методы и приемы: методы убеждения, личный пример, этическая беседа, дискуссия, перспективы, методы самопознания, самовоспитания.
В. А. Сухомлинский разработал воспитательную систему школы на основе гуманистической концепции воспитания, включающей личностные ценности: Нравственный идеал, Счастье, Свобода, Честь, Долг, Достоинство, Справедливость, Истина, Добро, Красота.
Ведущими идеями концепции В. А. Сухомлинского являются: демократизация и гуманизация школьного быта; открытость; связь обучения с трудом; формирование гуманно-нравственных качеств; сотрудничество учителей и учеников; самоуправление и взаимопомощь. В. А. Сухомлинский в воспитании детского коллектива использовал гуманистические методы и приемы: методы убеждения, личный пример, этическая беседа, дискуссия, методы самопознания, самовоспитания.
Доверие к детям, учение без принуждения, воспитание без наказаний, сотрудничество детей и взрослых, творческий труд и нравственная свобода, возможность выбора поступка, линии поведения, образа жизни и принятие ответственности за свой выбор — этот далеко не полный перечень гуманистических принципов, на которых была основа педагогическая система В. А. Сухомлинского, свидетельствует о ее безусловной гуманистической направленности.
В. А. Сухомлинский развивает весьма важную педагогическую мысль о двух важнейших задачах учителя: во-первых, дать ученикам определенный запас знаний, во-вторых, научить учеников постоянно, всю жизнь пополнять и обогащать свои знания, научить самостоятельно пользоваться ценностями из сокровищницы человеческой культуры.
В целях достижения эффективности обучения В. А. Сухомлинским была разработана и реализована система развивающего обучения, в основу которой положен гуманизм, уважение к детям, вера в их творческие силы и возможности. Основными средствами в системе развивающего обучения Сухомлинского В. А. являются: природа, книга, сказка, труд.
В. А. Сухомлинский, будучи директором Павлышской средней школы Онуфриевского района Кировоградской области, занимался научно-исследовательской работой в области народного образования. Обладая не только педагогическим, но и литературным даром, он изложил свой богатейший, уникальный опыт, свои философско-педагогические воззрения в многочисленных статьях, книгах, оставил большое рукописное наследие, которое сегодня с интересом изучается и применяется педагогами на практике.
Гуманистические идеи педагогической системы В. А. Сухомлинского нашли отклик у современников и педагогов последующего поколения. В качестве примера можно привести труды В. В. Серикова, В. А. Петровского, И. С. Якиманской, В. В. Зайцева, А. Г. Козловой, Е. В. Бондаревской.
Одним из примеров реализации основных положений педагогической системы В. А. Сухомлинского в современной школе в нашей стране является тот факт, что по заказу Министерства образования Республики Беларусь ведется исследовательская работа по изучению системы школьно-семейного воспитания младших школьников, перспектив ее развития. На основе полученных результатов разработана ее социально-технологическая модель «Ориентир», внедрение которой осуществляется учителями и воспитателями в школах республики. В этой модели нашли свое отражение педагогические взгляды В. А. Сухомлинского.