Введение.
Образовательные модели в эпоху античности
Продолжателем педагогического наследия Платона стал его ученик, известный философ Аристотель, который создал свою школу, так называемую перипатетическую (от греч. перипатео — прохаживаюсь). Аристотель имел обыкновение во время чтения лекций прогуливаться по школе со своими слушателями. Аристотель написал трактаты по философии, психологии, физике, биологии, этике, социальной политике, истории… Читать ещё >
Введение. Образовательные модели в эпоху античности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В данной работе рассматривается тема «Образовательные модели в эпоху античности». Мне кажется, что эта тема весьма актуальна и сейчас. История образования в античности не безразлична для нашей современной культуры: она возвращает нас к непосредственным истокам своей собственной педагогической традиции. Самая основа нашей культуры восходит к их культуре, и это в очень большой мере касается нашей системы образования.
Цель работы заключается в том, чтобы выявить произошло ли влияние античных моделей педагогики на современное образование и методы преподавания.
Образовательные модели в эпоху античности
Образовательные модели Древней Греции
Как только воспитание стало выделяться в самостоятельную общественную функцию, люди начали задумываться над обобщением опыта воспитательной деятельности. На одном из древнеегипетских папирусов запечатлено изречение: «Дитя несет ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услышал». Это была уже своеобразная педагогическая идея, определенный подход к воспитанию. Уже в трудах древнегреческих философов Фалеса (625 — 547 гг. до н. э.), Гераклита (530−470 гг. до н. э.), Платона (427−347 гг. до н. э.), Аристотеля (384−322 гг. до н.э.) и других содержалось немало глубоких мыслей по вопросам воспитания. Из античной Греции ведет свое происхождение и термин педагогика, который закрепился в качестве названия науки о воспитании.
Родоначальником педагогики Древней Греции считается Сократ. Сократ учил своих учеников вести диалог, полемику, логически мыслить. Сократ побуждал своего ученика последовательно развивать спорное положение и приводил его к осознанию абсурдности этого исходного утверждения, а затем наталкивал собеседника на правильный путь и подводил к выводам. Этот метод искания истины и обучения получил название «сократовский». Главное в методе Сократа — это вопросно-ответная система обучения, сутью которой является обучение логическому мышлению.
Ученик Сократа — философ Платон — основал собственную школу, где читал ученикам лекции. Эта школа получила название Платоновской академии (слово «академия» происходит от мифического героя Академа, в честь которого была названа местность вблизи Афин, где Платон основал свою школу). В педагогической теории Платона выражалась идея: восторг и познание — единое целое, поэтому познание должно приносить радость, и само слово «школа» в переводе с латинского означает «досуг», а досуг связан всегда с чем-то приятным, поэтому важно делать познавательный процесс приятным и полезным во всех отношениях.
Продолжателем педагогического наследия Платона стал его ученик, известный философ Аристотель, который создал свою школу, так называемую перипатетическую (от греч. перипатео — прохаживаюсь). Аристотель имел обыкновение во время чтения лекций прогуливаться по школе со своими слушателями. Аристотель написал трактаты по философии, психологии, физике, биологии, этике, социальной политике, истории, искусству поэзии и риторики, педагогике. В его школе речь шла прежде всего об общей культуре человека. Аристотель много внес в педагогику: ввел возрастную периодизацию, рассматривал воспитание как средство укрепления государства, считал, что школы должны быть государственными и все граждане должны получать одинаковое воспитание. Семейное и общественное воспитание он рассматривал как части целого. Он сформулировал принцип образования — принцип природосообразности, природолюбия.
Большое внимание Аристотель уделял нравственному воспитанию, считая, что «из привычки так или иначе сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков». В целом он рассматривал воспитание как единство физического, нравственного и умственного, причем, по его мнению, физическое воспитание должно предшествовать интеллектуальному.
Но существовал и другой подход к воспитанию, который был реализован в Спарте. Спартанское воспитание шло в суровых условиях, имело значительное количество физических испытаний, тренировочных боев и сражений, физических наказаний и требований беспрекословного послушания. В чтении и письме учились только самому необходимому, основная цель — подчинение, выносливость и наука побеждать. Подобный упор на физическое воспитание возможно был обусловлен необходимостью защищаться (в 12 в до н.э. в Древнюю Грецию вторглись с Балкан дорийские племена, что также затормозило культурное развитие Древней Греции).
Особенности спартанского образования:
- 1. Сословный характер
- 2. Приоритет военного обучения.
- 3. Принцип послушания и полного подчинения старшим.
- 4. Основной тип образовательных учреждений — школы-общежития.
Этапы обучения:
- 1. 7−15 лет — воспитание обучение в специальных детский отрядах или военизированных лагерях. Цель — закалка, укрепление физической выносливости. физические упражнения, основы военного искусства и менее значимые, элементарные основы чтения, письма, счета, пение, танцы.
- 2. 15−20 лет — юноши получали некоторые гражданские права и помогали старшим в воспитании младших. Участие в учебных сражениях, походах.
- 3. 20−30 лет обучения в том же направлении и юноши становятся полноправными членами полиса.