Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Общие задачи развития речи и словаря дошкольников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При занятиях с маленькими детьми для расширения их лексикона нет другого пути, кроме опыта и наблюдения. Наглядным образом знакомится ребенок с самим предметом и его свойствами и попутно запоминает слова, именующие как предмет, так и его качества и особенности. Последовательность усвоения такова: знакомство с предметом, образование представления, отражение последнего в слове. Существует ряд… Читать ещё >

Общие задачи развития речи и словаря дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с воспитателем. Взрослые — хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык— «важнейшее средство человеческого общения». Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи и словаря, речевого общения — одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач:

  • — воспитания звуковой культуры речи;
  • — обогащения, закрепления и активизации словаря;
  • — совершенствования грамматической правильности речи;
  • — формирования разговорной (диалогической) речи;
  • — развития связной речи;
  • — воспитания интереса к художественному слову;
  • — подготовки к обучению грамоте. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью. Проводником и опорой этих знаний выступает воспитатель.

В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы хорошо, связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.

Связная речь — это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также совершенствует свою речь, учась мыслить.

Самые простые задания на построение связного высказывания (например, пересказ простой небольшой сказки) предъявляют к речи два важных требования:

  • 1) Связная речь должна строиться произвольно, преднамеренно в большей мере, чем, например, реплика в диалоге (ответ на вопрос и т. п.);
  • 2) Она должна планироваться, должны намечаться вехи, по которым будет развертываться рассказ. Формирование этих способностей в простых формах связной речи служит основой перехода к более сложным ее формам (например, к творческому рассказыванию).

Приводится также работа по обогащению и активизации словаря, в ходе которой они получают задания, например подбирать антонимы—слова с противоположным значением (высокий— низкий, сильный — слабый и т. п.), синонимы — слова, близкие по значению (путь, дорога; маленький, небольшой, крошечный, малюсенький и т. п.

При занятиях с маленькими детьми для расширения их лексикона нет другого пути, кроме опыта и наблюдения. Наглядным образом знакомится ребенок с самим предметом и его свойствами и попутно запоминает слова, именующие как предмет, так и его качества и особенности. Последовательность усвоения такова: знакомство с предметом, образование представления, отражение последнего в слове.

Внешние восприятия, опыт, личные переживания ребенка играют в развитии его первенствующую роль, значение же слова — второстепенное и вспомогательное. Важнейшим и совершеннейшим методом преподавания в первую пору детства является культура наблюдательности.

Заботясь о расширении запаса слов детей, надо стремиться к тому, чтобы расширить этот запас за счет слова-представления, а не слова-звука.

Существует ряд специальных методических упражнений речи, цель которых—расширение лексикона и речевых навыков детей. Их полезно проводить с детьми старшего дошкольного возраста при условии ведения их живо, непринужденно, с учетом возрастных интересов и возможностей. Вот некоторые из видов таких упражнений:

  • 1. Узнавание по эпитетам предмета.
  • 2. Подбор к предмету действий (глаголов).
  • 3. Вставление детьми пропущенных слов.
  • 4. Распространение предложений.

Итак, в детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью. Главной задачей в развитии речи — это научить ребенка понимать о том, что он говорит. Чтобы ребенок не просто произносил звуки, а прекрасно понимал предмет, о котором он говорит.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой