Условия формирования музыкального творчества у младших школьников во внеурочной деятельности
Для разъяснения первого условия обратимся к содержанию понятия «мотивация». Как известно, мотивы являются главными движущими силами любого процесса развития. Изучение и правильное использование действующих мотивов, формирование нужных, направляющих развитие личности — основа педагогического труда. Мотивация (от лат. — двигаю) — общее название для процессов, методов, средств, побуждений учащихся… Читать ещё >
Условия формирования музыкального творчества у младших школьников во внеурочной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Как известно, любой педагогический процесс может успешно функционировать при соблюдении определенных условий (Ю.К. Бабанский, Н. М. Яковлева и др.), следовательно, нам необходимо выделить условия развития музыкально-творческих способностей у младших школьников.
В научной литературе имеются различные подходы к определению понятия «условия». В философии «условие» трактуется как категория, выражающая отношение предмета к окружающим явлениям, без которых он существовать не может. Философское понимание состоит в том, что условие — это то, от чего зависит предмет, комплекс предметов, характер их взаимодействия, из наличия которого следует возможность существования, функционирования и развития данного предмета.
Условие — совокупность объектов (вещей, процессов, отношений и т. д.), необходимых для возникновения, существования или изменения какого-либо объекта; условия составляют ту среду, обстановку, к которой явление возникает, существует и развивается (Большой толковый словарь русского языка. Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов — 2000).
В современной психолого-педагогической литературе (В.И. Андреев, Р. А. Низамов, М. А. Ушакова и др.) категория «условие» рассматривается как видовая пара по отношению к понятиям «среда», «обстановка», «обстоятельства»; тем самым неоправданно расширяя совокупность объектов, необходимых для возникновения, существования или изменения педагогических явлений. Этой точки зрения придерживаются исследователи (Н.Ю. Посталюк, Н. М. Яковлева и др.), которые считают, что, во-первых, в эту совокупность объектов могут попасть случайные, которые не оказывают никакого влияния на определенный объект; во-вторых, такой подход обуславливает выделение тех условий, которые являются внешними по отношению к определенному объекту, в то время как в число условий входят и внутренние характеристики объекта.
В педагогической литературе ставится вопрос о необходимых и достаточных условиях. Под необходимыми условиями ученые понимают существенный компонент комплекса мер педагогического процесса, из наличия которого с необходимостью следуют существенные педагогические явления. Необходимые и достаточные условия — это условия достижения цели, без выполнения которых она (цель) не может быть достигнута (М.Е. Дуранов, А. Я. Наин, Н. М. Яковлева и др.). В научно-педагогической литературе под педагогическими условиями понимают совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных в педагогике задач (В.И. Андреев, М. Е. Дуранов и др.). При этом ученые к педагогическим относят только те условия, которые сознательно создаются в педагогическом процессе и реализация которых обеспечивает наиболее эффективное его протекание. Мы разделяем позицию, согласно которой педагогические условия нельзя сводить только к внешним обстоятельствам, к совокупности объектов, к обстановке, оказывающей влияние на процесс, т.к. развитие личности в педагогическом процессе представляет собой единство субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, сущности и явления.
В контексте нашего исследования условия определяются как совокупность мер образовательного процесса, которая обеспечит достижение цели. Поэтому под педагогическими условиями мы будем понимать взаимодействующий комплекс мер педагогического процесса, который обеспечит развитие музыкально-творческих способностей младших школьников. К ним мы относим:
- · формирование у младших школьников мотивационно-ценностного отношения к развитию музыкально-творческих способностей;
- · использование на внеурочных занятиях научно обоснованного комплекса методов работы с учащимися младших классов по развитию музыкально-творческих способностей;
- · наличие инструментария диагностики музыкально-творческих способностей младших школьников (разработка показателей и уровней развития);
- · создание фонда соответствующего дидактического материала: учебные пособия, нотные издания, сценарии праздников и др.
Для разъяснения первого условия обратимся к содержанию понятия «мотивация». Как известно, мотивы являются главными движущими силами любого процесса развития. Изучение и правильное использование действующих мотивов, формирование нужных, направляющих развитие личности — основа педагогического труда. Мотивация (от лат. — двигаю) — общее название для процессов, методов, средств, побуждений учащихся к продуктивной познавательной деятельности. Мотивация как процесс изменения состояний и отношений личности основывается на мотивах, под которыми понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать. Мотивы можно определить и как отношение школьника к предмету деятельности, направленность на эту деятельность. В роли мотивов выступают во взаимосвязи потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы. Поэтому мотивы — очень сложные образования, представляющие собой динамические системы, в которых осуществляются анализ и оценка альтернатив, выбор и принятие решения. Понимание мотивов и побуждений осложняется тем, что, во-первых, они всегда представляют собой комплексы, и в педагогическом процессе мы почти никогда не имеем дело с одним действующим мотивом, а во-вторых, мотивы не всегда осознаются учащимися.
Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес. Интерес — реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная. Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности. Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении школьника к объекту познанию (в нашем исследовании — это музыкальная деятельность). Л. С. Выготский писал, что интерес является естественным двигателем детского поведения, указанием на то, что деятельность совпадает с его органическими потребностями. Вот почему внеурочные занятия по освоению школьниками музыкального творчества должны строиться с учетом интересов детей. «Педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только направлять его деятельность» (61, 84).
Музыкальная культура должна быть представлена на занятиях в самых ярких ее образцах, на которые дети откликаются наиболее живо в силу эмоциональности возраста, желания пробовать, учиться, фантазировать. Предлагаемые учащимся, творческие задания призваны активизировать художественное восприятие, внося личностный смысл в деятельность, в которой наблюдается оптимальное сочетание психологического, художественного и эмоционального аспектов. На занятиях источником детского творчества является мотивация как побудительный компонент деятельности, поэтому нужно стараться учитывать побудительные силы среды, стимулирующие и подкрепляющие деятельность школьника:
- — интерес, увлеченность музыкальной деятельностью;
- — эмоционально-нравственная атмосфера общения с образцами, ценностями художественной культуры;
- — создание ситуации успеха;